Социология религии XX века. Тематическое разнообразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что роль религии в обществе постепенно видоизменяется, как и в середине ХХ века подобные изменения повлекли за собой и изменения в теориях описывающих и изучающих религию. Возможность отследить и изучить этот процесс, его предпосылки и функциональные особенности возможно позволит в будущем предопределить необходимость изменения уже существующих теорий под контекст изменившегося мира.

Задачами в данной работы стали:
1.Рассмотреть теории социологии религии ХIX века.
2.Определить методологические и исторические предпосылки «тематического взрыва» в социологии религии.
3.Описать суть практических исследований в области религии.
4.Описать феномен секуляризации и его социологическое обоснование.
5.Рассмотреть основные социологические теории в области сектоведения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Б. Джонсон предложил  использовать одни единственный критерий для классификации религиозных  организаций: принятие или отвержение окружающего мира. Секта в теории Джонсона отвергает окружающий мир, при этом церковь его утверждает Сложности во взаимодействии между обществом и религиозной организацией, нарастание конфликтов и проблем во взаимодействии в данном контексте может свидетельствовать о  сектантском характере этой организации . Эта теория оказала сильное влияние  на сектоведение и по прежнему интересна для изучения в современных условиях существования сект. Продолжаю теорию «напряженности» американские социологи Старк и Бэнибридж определили  факторы ответственные за формирование напряженности между сектой и обществом :

  • различие — неприятие норм, правил и стандартов общества;
  • антагонизм ;
  • отделение — изоляция от внешнего мира;
  • отвержение —негативное отношение общества к членам группы[6,c.14]

 Еще один автор, на которого указывает Мартинович, как на теоретика внесшего значительный вклад в развитие сектоведения стал Джеффри Нэльсон  Он создал фундаментальную концепцию культа.  Сформировав объедини в в взаимосвязанную цепочку понятии «культ — устойчивый культ — централизованный культ — новая религия». Под культом Нэльсон понимает группу, основанную на мистическом, психическом или экстатическом религиозном опыте, и представляющую собой фундаментальный разрыв с религиозной традицией общества, в которой она находится. В основе всех мировых религии по мнению Нэльсона первоначально стоял культ. Он же поспособствовал разделению религии на различные ветви, церкви, школы и т.д. [6,c.15]Рой Уоллис вошел в историю сектоведения благодаря своей весьма необычной концепцией сект и культов,  дополненную в дальнейшем оригинальной типологии культов в зависимости от их отношения  к внешнему миру. Культы и секты, по мнению Уоллиса, по сравнению с церквями и деноминациями, есть девиантные религиозные организации. Однако культы отличаются от сект тем, основывают свою теоретическую часть на представлении о множественности и плюрализме истин, в то время как секты (равно как и церкви этот плюрализм отрицают и принимают лишь существования единой неприложной истины. [6,c.17]

В 1994 г. один из ведущих социологов религии Хосе Казанова говорит о глубокой неадекватности любых противопоставлений понятий церковь и секта в связи с радикальным изменением места и роли религии в современном обществе. В современных условиях церковь не является обязательным и необходимым социальным институтом без которого не обходится государством, Индивид волен уходить из церкви  и более не нуждается в ней как в моральной и нравственной и правовой опоре. Секта как и церковь оказываются в состоянии схожем с рыночной конкуренции.  Секта вынуждена привлекать к себе заинтересованных лиц подчеркивая свою неповторимость и привлекательность в глазах «верующего-потребителя» При этом подобная ситуация конкуренции тормозит значительное развитие сект как церкви в современных условиях.[6,c.23] 

Как было описано  ранее в сектоведении  нет единого  типа теории и парадигм, в которых  бы работали все исследователи  феномена сектантства и нетрадиционных религиозных  движений. Однако множество авторов  их теории и современны приверженцев этих теории можно классифицировать разбив их на школы в зависимости от подхода к изучению НРД а так же форм и методов этого изучения. В своей книге «Введение в понятийный аппарат сектоведения» В.А Мартинович предлагает следующею типологию школ в  области сектоведения:  

I. Противокулътовая  или конфессиональная, школа сектоведения занимается критикой учения, религиозных практик и деятельности нетрадиционных религиозных движений с позиций вероучения традиционных религий мира либо с точки зрения какой-либо идеологии. В первом случае это богословы и миссионерские центры, защищающие основы вероучения своей Церкви и изобличающие построения сект с позиций их вредности для духовного развития человека. Во втором случае это представители политических партий, критикующие секты за их несоответствие основным положениям их идеологии. Сравнительный критический текстовый анализ лежит в основе методологии противокульта. Главная его цель состоит в предохранении последователей своей организации от чужеродных влияний и ухода в иные религиозные и политические группы. Соответственно основная аудитория, на которую направлены работы этой школы, включает в себя членов и адептов той религии или идеологии, с позиций которых ведется критика НРД.

В зависимости  от величины объема объекта критики эту школу можно разделить на три основные направления:

а) консервативный противокулът — осуществляет тотальную критику как всех НРД и традиционных религий мира, так и многих «еретических» течений в рамках собственной религиозной организации или политической партии;

б) умеренный противокулът — критикует исключительно НРД и допускает возможность мирного сосуществования с традиционными религиями мира;

в) либеральный противокулът — критикует только некоторые особо опасные секты и культы и постулирует необходимость мирного сосуществования с мировыми религиями.[6,c.5]

II. Антикультовая школа сектоведения ставит главной своей задачей борьбу с сектами и нивелирование их влияния на окружающее общество. Основным способом борьбы является создание отрицательного имиджа НРД в обществе посредством выявления негативной информации об их методах и формах работы со своими последователями, раскрытия материалов, так или иначе их компрометирующих. В качестве одного из основных источников информации о сектах выступают ретроспективные свидетельствования бывших членов сект и людей, пострадавших от их деятельности. Работы антикультовой школы отличаются описательным характером и направлены на раскрытие всех реально или потенциально деструктивных составляющих НРД. При этом спектр действий представителей этой школы сектоведения может варьироваться от четкого и обоснованного изложения и защиты своих позиций в судебном порядке, вплоть до организованного массового пикетирования и срыва различных мероприятий сект и культов. Антикультовая школа представлена родительскими комитетами, светскими и церковными антисектантскими центрами, журналистами, бывшими членами нетрадиционных религиозных движений, пострадавшими от их деятельности и т. д. Очень часто антисектантские центры этой школы специализируются в своей деятельности на борьбе к какой-либо одной сектой или культом. В своих наиболее радикальных формах само сектоведение в антикультовой и противокультовой школах может принимать экстремистские сектоподобные формы. [6,c.6]

III. Академическая школа сектоведения занимается научным изучением деятельности НРД и дистанцируется при этом от любых оценочных заключений как негативных, так и позитивных по поводу сект и культов. Здесь основной интерес представляют механизмы, структуры и принципы устройства и функционирования сект и культов, вход и выход из них, вопросы членства в НРД, их история развития, формы работы с последователями, вероучение, место и роль в окружающем обществе и т. д. Глубокое понимание феномена НРД является в этой школе главной целью, а общенаучная методология — основным средством. В настоящее время проведено множество исследований и написано большое количество серьезных работ, посвященных сектам и принадлежащих ученым из самых различных областей знания: социологии, психологии, психиатрии, религиоведения, права, истории, этнологии и т. д. Основная аудитория, на которую направлены работы этой школы, включает в себя узкий круг ученых, профессионально занимающихся вопросами нетрадиционной религиозности в границах своих дисциплин. [6,c.7]

IV. Правозащитная школа сектоведения ставит своей главной задачей защиту прав и свобод индивида на исповедание любого вероучения мира. Представители этой школы не занимаются изучением НРД. Их не интересуют ни возможные положительные, ни откровенно отрицательные аспекты деятельности различных сект и культов. Правозащитная школа абсолютизирует право человека на свободу вероисповедания даже в тех случаях, когда осуществление этого права может деструктивно сказаться как на самом индивиде, так и на его ближайшем окружении. Сбор информации о фактах нарушения прав и свобод индивида на свободу вероисповедания, информирование общественности и политических кругов демократических стран об их наличии, проведение конференций и семинаров на соответствующую тему являются главными формами и методами работы правозащитников.[6,c.8]

V. Прокулътовая или апологетическая школа сектоведения ставит своей основной задачей оказание всесторонней поддержки и помощи нетрадиционным религиозным движениям, и одновременно защиту их от нападок противокультовой и антикультовой школ сектоведения. Последние обвиняются в безосновательном нагнетании в обществе страха перед сектами и культами. Представители этой школы видят изначально в сектах и культах только хорошие и общественно полезные стороны. Любая критическая информация о НРД не воспринимается по определению. [6,c.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Религия на протяжении многих лет остаётся важнейшей частью духовной жизни и культуры всех цивилизованных обществ, одним из важнейших социальных институтов в жизни цивилизованного общества призывающих восстанавливать и сохранять ценности морали и этики, способствующих приобретению своей этнокультурной идентичности обществу. При этом Религия сложнейший феномен объединяющий социальную, культурную этическую, политическую, экономическую и многие другие сферы жизни. Возможность объективного исследования религии,  её специфичных социальных институтов и отраслей, форм её проявления в том или ином обществе помогает по новому взглянуть на этот мировой феномен. Исследования в области религии в той или иной степени помогают нивелировать те или иные проблемы и конфликты, которые постоянно возникают в отношениях как между религией и обществом, так и, например, между религией и государством, правовой и культурной системами. 

ХХ век создал  своеобразные исторические и культурные предпосылки для значительного изменение исследовательского интереса социологов изучающих феномен религии. Связано это отчасти с активными процессами секуляризации общества  в ХХ веке, что в свою очередь повлекло за собой целый ряд изменений взаимоотношений возникающих между институтом церкви и обществом. Социология не могла не отреагировать на такие значительные изменения в общественно-политической сфере, и в свою очередь видоизменила теории и направления исследовательского интереса в отрасли религии. Появились новые теории объяснения те или иные явлений, стали проводиться все новые и новые практические исследования  в области религии, позволяющие взглянуть на этот феномен с новой стороны.

В заключении данной работы стоит отметить что по указанным  ранее задачам этого исследования можно сделать следующие выводы:

1.Социологическое  изучение религии своей  теоретической  базой в огромной степени основывается  на идеях трех классиков социологии: Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма и Макса Вебера. Все трое в той или иной степени критиковали религию и указывали на то, что современном их мире значение религии постепенно уменьшается.

2. Ученые и  теоретики занимавшиеся изучением  религии в ХХ веке постепенно сформировали новые цели и задачи по изучению религии и её компонентов.  В социологии религии в ХХ веке можно проследить развития огромного количества ранее не изучаемых тем и явлений что этот период можно смело назвать тематическим взрывом в социологии религии.  Причиной тому стало множество факторов как социального так и культурно-исторического характера.  Исследовательский интерес сместился от изучения общих понятий, описывающих религию как социальный феномен, таких например как вера, священность, роль и функции религии, к более узким темам, в той или иной степени связанным с религией. 

3. Социологи в современных условиях располагает разнообразными дополняющими друг друга методами позволяющими на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, характер  религиозности и религиозного сознания. Специфику религиозного культа и культовой практики.  На современном этапе развития  социологии религии все более характерным становится методологический плюрализм. Другими словами, исследователь в праве использовать любые подходящие методы  и приемы, которые помогут ему добиться максимально эффективного результата и получить максимально объективную информацию.

4. Исследование  феномена секуляризации велось  до сих пор преимущественно  на основе анализа общественного развития в его западном варианте. На этой основе вырабатывались методы, понятия, оценки. Тем не менее на современном этапе анализа секуляризации  исследователи имеют достаточно оснований для исследования роли религии в современном обществе и перспективы её существования в будущем.

5. Отделение  различных религиозных течений  и идей от религий с мировым  именем началось очень давно.  В той или иной степени модифицированные  и видоизмененные эти различные  религиозные течения дошли до  наших дней  и безусловно не верно будет утверждать что изучение феномена сект  и нетрадиционных религиозных организаций началось только  в XX веке и только в рамках социологии религии, однако именно в это время наблюдался ошеломляющий рост и популярность сект в обществе, ( особенно в Европейском и Американском) но в тоже время активизировались и ученые поставившие своей целью изучение феномена сектантства, и по мере возможности предотвращение того вреда которое могли принести за собой нетрадиционные религиозные организации.

 

 

 

Спиок литературы

1.Бреская О.Ю.  Социология религии в Восточной  европе:методология и предмет  исследования// Социологические исследования. - 2007.- №7.-С.176-187.

2. Гараджа, В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И. Гараджа. — М.: ИНФРА-М, 2005 – 348с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э.Гидденс; под общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999г.- 531с.

4.Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты/ А.Л.Дворкин.-  Нижний Новгород, Братство св. Александра Невского, 2002г. 172 с.

5.Кравченко, А.И.Социология Макса Вебера: труд и экономика /А.И. Кравченко. – М.: « На воробьевых», 1997. 208 с.

6.Мартинович  В.А. Введение в понятийный  аппарат сектоведения/ В.А. Мартинович.- Мн.: БГУ, 2008.- 103 с.

7.Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии/Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс,1996.- 775 с.

8.Сектоведение. Альманах. Том  II/ Главный редактор Мартинович В.А. Жировичи: Издательский дом Минской Духовной Семинарии, 2012. – 166 с.

9.Смелзер Н. Социология / Н.Смелзер; Под ред. В.А. Ядова. пер. с англ. - М.: Феникс, 1998. - 688 с.

10.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 1992г.-543.с (425)

 


Информация о работе Социология религии XX века. Тематическое разнообразие