Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что роль религии в обществе постепенно видоизменяется, как и в середине ХХ века подобные изменения повлекли за собой и изменения в теориях описывающих и изучающих религию. Возможность отследить и изучить этот процесс, его предпосылки и функциональные особенности возможно позволит в будущем предопределить необходимость изменения уже существующих теорий под контекст изменившегося мира.
Задачами в данной работы стали:
1.Рассмотреть теории социологии религии ХIX века.
2.Определить методологические и исторические предпосылки «тематического взрыва» в социологии религии.
3.Описать суть практических исследований в области религии.
4.Описать феномен секуляризации и его социологическое обоснование.
5.Рассмотреть основные социологические теории в области сектоведения.
Мир XX века в значительной степени видоизменил все социальные отношение существовавшие в обществе на протяжении веков. В значительной степени это затронуло и религиозную сферу. Одной из ярких тенденций ХХ века в области религиозного знания, веры и взаимоотношении церкви с обществом и государством стал процесс секуляризации. С точки зрения социологии в самом общем смысле секуляризация представляет собой процесс снижения роли религии в жизни общества, переход от общества регулируемого религиозной традицией к светской модели общественного устройства, основывающейся на нерелигиозных, рациональных нормах.
Социологов
в сфере религии процесс
Первый из них имеет отношение к членству в религиозных организациях в данном контексте исследователя должно интересовать сколько людей входит в состав той или иной религиозной организации либо принадлежит к церкви. Какова частота посещения ими церковных служб и религиозных мероприятий. Насколько строго они выполняют религиозные обряды и таинства. Формы упадка религии, обнаруживаемые в Великобритании, свойственны большинству государств Западной Европы, включая католические страны, такие, как Франция и Италия. Итальянцы по сравнению с французами посещают церковь более регулярно и принимают участие в большинстве ритуалов (например, в пасхальном причастии), но в обеих странах наблюдается всеобщее угасание религиозного рвения.
Второй немаловажный аспект для изучения секуляризации является то, насколько успешно церкви удалось сохранить общественное и политическое влияние богатство и престиж в социуме. На протяжении многих веков религиозные организации обладали серьезным влиянием на правительства и другие светские органы, а также пользовались глубоким уважением со стороны общества. в данном случае исследователя интересует насколько успешно той или иной церкви или религиозной организации удалось сохранить свою значительное положение в современном мире..Ответить на этот вопрос не представляется затруднительным. Как пишет Э. «Гидденс Даже если мы ограничимся рассмотрением только текущего столетия, то убедимся, что религиозные организации постепенно утратили большую часть общественного и политического влияния, которым некогда обладали, и что эта тенденция наблюдается повсеместно, хотя существует и несколько исключений (например, Польша) » [3, с.448] Руководители церкви больше не могут рассчитывать на то, что общество автоматически предоставит им значительное влияние и власть над собой. При это некоторые Церкви по прежнему сохранили свой статус в обществе и богатство и многие новые религиозные организации добиваются успеха в обществе , тем не менее многие религиозные организации с многолетней историей находятся в упадке и в затруднительных экономических условиях. Церкви и храмы распродаются или находятся в достаточно ветхом состоянии. Третий аспект секуляризации предложенный Гидденсом можно в общем и целом назвать уровнем религиозности. Этот аспект имеет отношение к верованиям и ценностям. Очевидно, что частота посещения церковной службы и уровень общественного влияния церкви вовсе не обязательно должны непосредственно выражать степень приверженности религиозным верованиям и идеалам. В силу различных причин многие люди в современном обществе, не имеют возможности регулярно посещать церковь и принимать участия в религиозных ритуалах при этом они могут полностью разделять религиозные верования и стараться следовать религиозным традициям . С другой стороны, посещение церкви и участие в ритуалах не всегда предполагают наличие твердых религиозных убеждений — это может происходить по привычке или из-за того, что такое поведение является принятым в данном конкретном обществе. [3, c.489]
В современной
социологии существует
По мнению О'Ди современный мир может быть объяснен с помощью науки в связи с чем практически отпадает надобность в обращении с этой целью к религии Богу. Общество все больше теряет интерес к религии, что постепенно ведет к её упадку. Социолог 3. Бауман. В своей теории объясняющей секуляризацию полагает, что она связана не сознательным отрицанием роли церкви или религии, а с тем что в современном мире практически стерты различия между неверием в существования бога либо вера в его молчание и непостижимость. По мнению Т.Парсонса секуляризация является этапом эволюции религии и её видоизменением в ходе социальных перемен. В ходе развития общества религия постепенно утрачивает свое прежнее значения и становиться всего лишь одной из множества социальных сфер. В качестве социального института религия не может оказывать значительного влияния на политическую сферу, экономическую и культурную, при этом сохраняя свою роль в области индивидуальной веры и морального «цензора» [2,с.295] Социолог Р. Белла полагает, что религия претерпевает изменения с возрастанием сложности социальной организации, в ходе которой она обнаруживает способность не только укреплять существующие социальные структуры, но, изменяя сложившиеся нормы и ценности, способствовать дальнейшему развитию общества. Это относится и к секулярному обществу. Более поздние стадии эволюции религии свидетельствуют о возрастающей ее автономии по отношению к социальной среде и возрастающем влиянии на социальное развитие. В XX в. на Западе, где секуляризация получила большое развитие, как полагает Белла, снижается контроль над религиозными убеждениями и таким образом ставится под вопрос возможность дальнейшего существования институциональных форм религии. Возникает тенденция внецерковной религиозности, т.е есть роль церкви и религии в жизни каждого индивида поддержание этической стороны жизни человека. [2,с.296]
Нейл Смелзер выделил 6 основных фаткоров, которые по его мнению в наибольшей степени способствовали интенсивному процессу секуляризации в обществе : в первую очередь это развитие науки. Религия и наука противостояли друг другу на протяжении многих веков. В современном мире наука оказывает влияние практически на всю нашу жизнь благодаря высокому уровню развития технологии. За последнее столетие тысячи новых изобретени и открытий перевернули мир и предсталения о нем. Техника и технология созданная благодаря науки так сильно вплетена в нашу жизнь что отрицание или непрятие её воспринимается обществом по крайней мере негативно. Общество стало значительно более образовано и при этом более скептически настроенно, в силу этого люди не готовы принимать на веру какие-либо идеи( в том числе и религиозного толка) которые нельзя научно доказать. Следующим немловажным фактором является значительное развите госудрства в сравнение с временами господства религии в обществе. Большинсвто современных госудраств считаются светскими, т.е отделенными от церкви . Основная цель госудраства поддержание социального контроля и порядка в обществе. Удовлетворение материальных благ и поодержание экономической стабильности. При этом роли церки в вопроса касающихся госудраственного управления максимально упразднена. Церковь остается лишь формоой морального и этического регулятора в обществе. Без навязывания своих идей и правил на законодательном уровне.[9, с 483] Следующим фактором который веделил Смелзер стало развитие капитализма : «капиталистическое общество вероятно, подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные ценности как накопительство и стремление к роскошной жизни. Кроме того, под влиянием капитализма великие "церковные праздники" рождество и пасха превратились просто в "дни отдыха", часто сопровождающиеся чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди покупают дорогие подарки, открытки, конфеты, новую одежду и т.п.»[9, с 483] Ещё одним фактором который в значитедьной степени определил роль и место религии в современном мире стали коомпромиссы принимаемые по некоторым вопросам касающимся религии. Как пишет Смелзер урегулирование некотрых конфликтов возникших на религиозной почве часто приводило к ослаблению религиозных принципов и ритуалов. Это в некоторой степени было связано с общественными тенденциями к социальной справедливости политкорректности.. Например, чтобы избежать превосходства одной конфессии или деноминации над другой, государственным школам запрещено включать в учебные планы материалы о религии. Схожий компромисс можно так же видеть и в деятельности католической церкви, которая всилу некоторых причин отказалась от традиции римско-католической литургии - месса читается на языке слушателей, к тому же Библия уже давно выпускается в переведенной на многие языки. Еще одним важным фактором в процессе секуляризации стала утрата общности. Под этим понимается некоторая особенность современного мира, в котором потсоянство соиальных связей и местополежение индивида не является констанстой и может постоянно видоизменяться. На примере американского общества смелзер указывает на то, что утрата общности «главным образом это происходит из-за мобильности и нестабильности американского населения. Американцы постоянно переезжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно сохранить длительные связи с одной религиозной общиной.»[9, с 484] Последним фактором на который указывает Смелзер является развитие множества других социальных институтов. Как указывалось ранее многие религиозные праздники и дела постепенно комерциализировались и на место церкви пришли новые общественные институты которые выполняют свою роль не хуже и в какой то степени даже лучше самой церкви, в силу чего общество отдает предпочтение именно им. Многие современные социологи указывают на упадок организованной религии, и на снижении снижение уровня религиозности.[9, с 484]
В своей Книге
«Социология религии» В. Гараджа
пишет о том, что процесс секуляризации
по прежнему не до конца изучен в
силу своей сложности и
Отделение различных религиозных течений и идей от религий с мировым именем началось очень давно. Еще в эпоху раннего Христианства от основного течения церкви стали отделяться отдельные общины и группы людей иначе воспринимающих или трактующих религиозные символы и идеи. Изначально группы эти были весьма миролюбивы и не детерминировали деятельность членов этого сообщества сходя из сугубо религиозных или сакральных идей, в тоже время существовали и более радикальные формирования и небольшие группы, радикально противопоставляющие себя обществу (а значит и доминирующей в обществе религии) созданная ими и пропагандируемая вера была их движителем и основой для формирования противоречий с обществом. В той или иной степени модифицированные и видоизмененные эти различные религиозные течения дошли до наших дней и безусловно не верно будет утверждать что изучение феномена сект и нетрадиционных религиозных организаций началось только в XX веке и только в рамках социологии религии, однако именно в это время наблюдался ошеломляющий рост и популярность сект в обществе (особенно в Европейском и американском) но в тоже время активизировались и ученые поставившие своей целью изучение феномена сектантства, и по мере возможности предотвращение того вреда которое могли принести за собой нетрадиционные религиозные организации.
Первоначально необходимо сформулировать что собой представляет секта, и каково место этого феномена в современном обществе. В своем труде «Введение в понятийный аппарат сектоведения» Виктор Александрович Мартинович под понятием секта понимает «религиозную организацию, отколовшуюся от традиционной религии мира. Соответственно культ определяется как религиозная организация, образовавшаяся в результате радикальной инновации, т. е. в фундаментальном разрыве и дистанции с окружающей его религиозной средой. Секты и культы, вместе взятые, будут именоваться новыми религиозными движениями.»[6,с.23] Далее в своем труде Мартинович описывает целый ряд научных теорий описывающих феномен сект и возможности его изучения ( в том числе и с помощью социологии религии) эти теории не теряют свою актуальность и по сей день в связи с чем могут быть крайне полезны и познавательны современным исследователем в области социологии религии и сектоведения.
Основоположником изучения сект считается один из столпов академической социологии М. Вебер, он является автором первой парадигмы «церковь-секта» на которой в большей степени основывались ученые в области социологии религии вплоть до середины ХХ века. В теории Вебера секта прежде всего добровольное объединение индивидов, с высоким уровнем сплоченности и нравственной дисциплины. При этом при вступлении в секту кандидат проходил испытательный срок, членов секты объединяло ощущение собственной избранности и скептическое отношение к религии и церковным доктринам главенствующим в обществе.[6, c.11] Идеи Вебера развивал Э. Трёльч, но при этом в его теории церковь и секта полностью противопоставляются. Роль церкви в обществе и госдурстве - мироутверждающая, стоящая на службе у общества, при этом секта мироотрицающая организация связанная с низшими слоями общества. цель секты в отличии от церкви достижение мирских благ. Ещё одним из ученных внесших свой теоретический вклад в развитие сектоведения стал Ричард Нибур. Он предполагал что секта и церковь располагаются по краям единого «континуума» По мнению Нибура причиной появление сект в рамках религиозных верований становиться слишком сильное внедрение церкви в мирские дела и отсутствие в церкви напряженности веры. Зарождение секты в церкви и дальнейшее их откалывание от церкви неизбежно. Первым ученым среди в области сектоведение который систематически разрабатывал понятие культа стал Г. Бэккер. Под культом Бэккер понимает разреженный, недолговечный и не стремящийся к самосохранению тип социальной структуры, принадлежность к которой определяется свободным решением индивида следовать определенным религиозным верованиям и практикам ее характеризующих. Так же его авторству принадлежит концепция четырех видов типов религиозных организаций: церкви, деноминации, секты, культа.[6,c.12]
Информация о работе Социология религии XX века. Тематическое разнообразие