Социология религии XX века. Тематическое разнообразие

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что роль религии в обществе постепенно видоизменяется, как и в середине ХХ века подобные изменения повлекли за собой и изменения в теориях описывающих и изучающих религию. Возможность отследить и изучить этот процесс, его предпосылки и функциональные особенности возможно позволит в будущем предопределить необходимость изменения уже существующих теорий под контекст изменившегося мира.

Задачами в данной работы стали:
1.Рассмотреть теории социологии религии ХIX века.
2.Определить методологические и исторические предпосылки «тематического взрыва» в социологии религии.
3.Описать суть практических исследований в области религии.
4.Описать феномен секуляризации и его социологическое обоснование.
5.Рассмотреть основные социологические теории в области сектоведения.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 4 курс.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

 

 

 

2.2 Проблемы  секуляризации

Мир XX века в значительной степени видоизменил все социальные отношение существовавшие в обществе на протяжении веков. В значительной степени это затронуло и религиозную сферу. Одной из ярких тенденций ХХ века в области религиозного знания, веры  и взаимоотношении церкви с обществом и государством стал процесс секуляризации. С точки зрения социологии в самом общем смысле секуляризация представляет собой процесс снижения роли религии в жизни общества, переход от общества регулируемого религиозной традицией к светской модели общественного устройства, основывающейся на нерелигиозных, рациональных нормах.

Социологов  в сфере религии процесс секуляризации  интересует как с внешних сторон этого феномена, так и его внутренние особенности и генезис самого явления. По мнению социолога Виктора Гараджа «существуют значительные различия в понимании причин и последствий секуляризации. Одни социологи полагают, что секуляризация представляет собой необратимый процесс, который неуклонно ведет к сокращению сферы действия религии, прогрессирующему ее упадку и в перспективе - исчезновению. По мнению других, секуляризация означает лишь видоизменение социального способа выражения религии, что на смену изжившим себя формам приходят новые, но религия продолжает существовать.»[2,с.287] По его мнению секуляризация является нормальным и вполне закономерным процессом, который не отрицает религию, а в следствии которого возможно усиление влияния церкви в её некоторых обновленных видах. Феномен секуляризации стал изучаться сравнительно недавно несмотря на то что само явление снижение роли церкви и возрастании  роли светских традиции и норм в обществе  существует довольно давно. Для того, чтобы оценить с  точки зрения социологии религии насколько эффективен процесс  секуляризации  необходимо проанализировать различные аспекты формирующие это явление и детерминирующие его деятельность в нашем обществе. Известный социолог Энтони Гидденс предложил следующие аспекты которые по его мнению в значительной степени определяют  современное состояние процесса секуляризации.

Первый из них  имеет отношение к членству в религиозных организациях в данном контексте исследователя должно интересовать сколько людей входит в состав той или иной религиозной организации либо принадлежит к церкви. Какова частота посещения ими церковных служб и религиозных мероприятий. Насколько строго они выполняют религиозные обряды и таинства. Формы упадка религии, обнаруживаемые в Великобритании, свойственны большинству государств Западной Европы, включая католические страны, такие, как Франция и Италия. Итальянцы по сравнению с французами посещают церковь более регулярно и принимают участие в большинстве ритуалов (например, в пасхальном причастии), но в обеих странах наблюдается всеобщее угасание религиозного рвения.

Второй немаловажный аспект для  изучения секуляризации  является то, насколько успешно церкви удалось сохранить  общественное  и политическое влияние  богатство  и престиж  в социуме. На протяжении многих веков религиозные организации обладали серьезным влиянием на правительства и другие светские органы, а также пользовались глубоким уважением со стороны общества.  в данном случае исследователя интересует насколько успешно той или иной церкви или религиозной организации удалось сохранить свою значительное положение в современном мире..Ответить  на этот  вопрос не представляется затруднительным. Как пишет Э. «Гидденс   Даже если мы ограничимся рассмотрением только текущего столетия, то убедимся, что религиозные организации постепенно утратили большую часть общественного и политического влияния, которым некогда обладали, и что  эта тенденция наблюдается повсеместно, хотя существует и несколько исключений (например, Польша) » [3, с.448] Руководители церкви больше не могут  рассчитывать на то, что общество автоматически  предоставит им  значительное влияние и власть над собой. При это  некоторые Церкви  по прежнему сохранили свой статус в обществе и богатство и многие  новые религиозные организации  добиваются успеха в обществе , тем не менее  многие религиозные организации с многолетней историей находятся в упадке и в затруднительных экономических условиях. Церкви и храмы распродаются или находятся в достаточно ветхом состоянии.  Третий аспект секуляризации предложенный Гидденсом можно в общем и целом назвать уровнем религиозности. Этот аспект имеет отношение  к верованиям  и ценностям. Очевидно, что частота посещения церковной службы и уровень общественного влияния церкви вовсе не обязательно должны непосредственно выражать степень приверженности религиозным верованиям и идеалам. В силу различных причин многие люди в современном обществе, не имеют возможности регулярно посещать церковь и принимать участия в религиозных ритуалах при этом они могут полностью разделять религиозные верования  и стараться следовать религиозным традициям . С другой стороны, посещение церкви и участие в ритуалах не всегда предполагают наличие твердых религиозных убеждений — это может происходить по привычке или из-за того, что такое поведение является принятым в данном конкретном обществе. [3, c.489]

 В современной  социологии существует множество  теории описывающих сущность  и причины секуляризации. В  своей книге «Социология религии»  В. И. Гараджа описывает некоторые, наиболее значительные из них. В теории П..Бергера Секуляризация понимается как утрата «священного». Секуляризация в данном контексте неразрывно связана с феноменом плюрализма в различных сферах социального взаимодействия. Основа этого процесса зиждется на экономических принципах постулирующих максимально рациональные основания существования всех социальных явлений. Секуляризация вытесняет религию из экономической и политической сфер жизни, перенаправляя  ее в сферу частной жизни.[2, с.289] В теории Американского социолога 0'Ди секуляризация является следствием вытеснения религии наукой и рациональным мышлением. В данной теории выделяется два обстоятельства определяющих процесс секуляризации:

    • «Десакрализация» (сокращение роли сверхъестественного по мере роста научного знания)
    • Рационализация мышления

По мнению О'Ди  современный мир может быть объяснен с помощью науки в связи  с чем практически отпадает надобность в обращении с этой целью к  религии Богу. Общество все больше теряет интерес к религии, что  постепенно ведет к её упадку. Социолог 3. Бауман. В своей теории объясняющей секуляризацию полагает, что она связана не сознательным отрицанием роли церкви или религии, а с тем что в современном мире практически стерты различия между неверием в существования бога либо вера в его молчание и непостижимость. По мнению Т.Парсонса секуляризация является этапом эволюции религии и её видоизменением в ходе социальных перемен. В ходе развития общества религия постепенно утрачивает свое прежнее значения и становиться всего лишь одной из множества социальных сфер. В качестве социального института религия не может оказывать значительного влияния на политическую сферу, экономическую и культурную, при этом сохраняя свою роль в области индивидуальной веры и морального «цензора» [2,с.295] Социолог Р. Белла полагает, что религия претерпевает изменения  с возрастанием сложности социальной организации, в ходе которой она обнаруживает способность не только укреплять существующие социальные структуры, но, изменяя сложившиеся нормы и ценности, способствовать дальнейшему развитию общества. Это относится и к секулярному обществу. Более поздние стадии эволюции религии свидетельствуют о возрастающей ее автономии по отношению к социальной среде и возрастающем влиянии на социальное развитие. В XX в. на Западе, где секуляризация получила большое развитие, как полагает Белла, снижается контроль над религиозными убеждениями и таким образом ставится под вопрос возможность дальнейшего существования институциональных форм религии. Возникает тенденция внецерковной религиозности, т.е есть роль церкви и религии в жизни каждого индивида поддержание этической стороны жизни человека. [2,с.296]

Нейл Смелзер  выделил  6 основных фаткоров, которые  по его мнению  в наибольшей степени  способствовали  интенсивному процессу секуляризации в обществе :  в первую очередь это развитие науки. Религия и наука  противостояли друг другу на протяжении многих веков. В современном мире наука оказывает влияние практически на всю нашу жизнь благодаря высокому уровню развития технологии. За последнее столетие тысячи новых изобретени и открытий перевернули мир и предсталения о нем. Техника и технология созданная благодаря науки так сильно вплетена в нашу жизнь что отрицание или непрятие её воспринимается обществом по крайней мере негативно. Общество стало значительно более образовано и при этом более скептически настроенно,  в силу этого  люди не готовы принимать на веру какие-либо идеи( в том числе и религиозного толка) которые нельзя научно доказать.   Следующим немловажным фактором является значительное развите госудрства  в сравнение с временами господства религии в обществе. Большинсвто современных госудраств считаются светскими, т.е отделенными от церкви . Основная цель госудраства поддержание социального контроля и порядка в обществе. Удовлетворение материальных благ и поодержание экономической стабильности. При этом роли церки в вопроса касающихся госудраственного управления максимально упразднена. Церковь остается лишь формоой морального и этического регулятора  в обществе. Без навязывания своих идей и правил на законодательном уровне.[9, с 483] Следующим фактором который веделил Смелзер стало развитие капитализма  :  «капиталистическое общество  вероятно, подрывает влияние церкви, ориентируя людей на такие антирелигиозные  ценности  как накопительство и стремление к роскошной жизни. Кроме того, под влиянием капитализма великие "церковные праздники" рождество и пасха превратились просто в "дни отдыха", часто сопровождающиеся чрезмерным потреблением мирских благ - в эти дни люди покупают дорогие подарки, открытки, конфеты, новую одежду и т.п.»[9, с 483] Ещё одним фактором который в значитедьной степени определил роль и место религии в современном мире стали  коомпромиссы принимаемые по некоторым вопросам касающимся религии.   Как пишет Смелзер урегулирование некотрых конфликтов возникших на религиозной почве часто приводило к ослаблению религиозных принципов и ритуалов. Это в некоторой степени было связано с общественными тенденциями к социальной справедливости  политкорректности.. Например, чтобы избежать превосходства одной конфессии или деноминации над другой, государственным школам запрещено включать в учебные планы материалы о религии. Схожий  компромисс можно так же видеть и в деятельности католической церкви, которая всилу некоторых причин отказалась от традиции  римско-католической литургии - месса читается на языке слушателей, к тому же Библия уже давно  выпускается в переведенной  на многие языки. Еще одним важным фактором в процессе секуляризации стала утрата общности. Под этим понимается некоторая особенность современного мира, в котором потсоянство соиальных связей и местополежение индивида не является констанстой и может постоянно видоизменяться. На примере американского общества смелзер указывает на то, что  утрата общности «главным образом это происходит из-за мобильности и нестабильности американского населения. Американцы постоянно переезжают из одного штата или города в другой, и поэтому им трудно сохранить длительные связи с одной религиозной общиной.»[9, с 484] Последним фактором на который указывает Смелзер является развитие множества других социальных институтов.   Как указывалось ранее многие религиозные праздники и дела постепенно комерциализировались и на место церкви пришли новые общественные институты которые выполняют свою роль не хуже и в какой то степени даже лучше самой церкви, в силу чего общество отдает предпочтение именно им. Многие современные социологи указывают на упадок организованной религии, и на снижении снижение уровня религиозности.[9, с 484]

В своей Книге  «Социология религии» В. Гараджа  пишет о том, что процесс секуляризации  по прежнему не до конца изучен в  силу своей сложности и неоднородности. Исследование феномена секуляризации  велось до сих пор преимущественно  на основе анализа общественного развития в его западном варианте. На этой основе вырабатывались методы, понятия, оценки. Специфика секуляризации проявляется еще и в том, что варианты её весьма различны и обнаруживается значительная зависимость её особенностей и специфических форм в каждом конкретном обществе в силу этнических географических и конфессиональных особенностей.[2, с.299]Тем не менее на современном этапе анализа данной проблематики секуляризации  исследователи имеют достаточно оснований для исследования роли религии в современном обществе и перспективы её существования в будущем. Этот анализ исключает идеологизированный подход. Он основывается на выявлении реальных функций и возможностей религии в контексте главных тенденций мирового развития, содержание которых составляет переход к более высокому, глобальному уровню человеческой организации, рождение "планетарного сознания" и нового мирового сообщества. Религия в этом контексте выступает как один из типов объединения людей в сообщества наряду с национальными, местными, региональными и пр.[2, с.299]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Сектоведение

 

Отделение различных  религиозных течений и идей от религий с мировым именем  началось очень давно. Еще в эпоху раннего  Христианства от основного течения  церкви стали отделяться отдельные  общины и группы людей иначе воспринимающих или трактующих религиозные символы и идеи. Изначально группы эти были весьма миролюбивы и не детерминировали деятельность членов этого сообщества сходя из сугубо религиозных или сакральных идей, в тоже время существовали и более радикальные формирования и небольшие группы, радикально противопоставляющие себя обществу (а значит и доминирующей в обществе религии) созданная ими и пропагандируемая вера была их движителем и основой для формирования противоречий с обществом. В той или иной степени модифицированные и видоизмененные эти различные религиозные течения дошли до наших дней  и безусловно не верно будет утверждать что изучение феномена сект  и нетрадиционных религиозных организаций началось только  в XX веке и только в рамках социологии религии, однако именно в это время наблюдался ошеломляющий рост и популярность сект в обществе (особенно в Европейском и американском) но в тоже время активизировались и ученые поставившие своей целью изучение феномена сектантства, и по мере возможности предотвращение того вреда которое могли принести за собой нетрадиционные религиозные организации.

Первоначально необходимо сформулировать что собой  представляет секта, и каково место  этого феномена в современном  обществе. В своем труде «Введение в понятийный аппарат сектоведения»  Виктор Александрович Мартинович под понятием секта понимает «религиозную организацию, отколовшуюся от традиционной религии мира. Соответственно культ определяется как религиозная организация, образовавшаяся в результате радикальной инновации, т. е. в фундаментальном разрыве и дистанции с окружающей его религиозной средой. Секты и культы, вместе взятые, будут именоваться новыми религиозными движениями.»[6,с.23] Далее в своем труде Мартинович описывает целый ряд научных теорий описывающих феномен сект и возможности его изучения ( в том числе и с помощью социологии религии) эти теории не теряют свою актуальность и по сей день в связи с чем могут быть крайне полезны и познавательны современным исследователем в области социологии религии и сектоведения. 

Основоположником  изучения сект считается один из столпов  академической социологии М. Вебер, он является автором первой парадигмы  «церковь-секта» на которой в большей  степени основывались ученые в области  социологии религии вплоть до середины ХХ века.  В теории Вебера секта прежде всего добровольное объединение индивидов, с высоким уровнем сплоченности и нравственной дисциплины. При этом при вступлении в секту  кандидат проходил испытательный срок, членов секты объединяло ощущение собственной избранности и скептическое отношение к религии и церковным доктринам главенствующим в обществе.[6, c.11]  Идеи Вебера развивал Э. Трёльч, но при этом в его теории церковь и секта полностью противопоставляются. Роль церкви в обществе и госдурстве - мироутверждающая, стоящая на службе  у общества, при этом  секта мироотрицающая  организация   связанная с низшими слоями общества. цель секты в отличии от церкви достижение мирских благ.  Ещё одним из ученных внесших свой теоретический вклад в развитие сектоведения стал Ричард Нибур. Он предполагал что секта и церковь располагаются по краям единого «континуума» По мнению Нибура  причиной появление сект в рамках религиозных верований становиться слишком сильное внедрение церкви в мирские дела и отсутствие в церкви напряженности веры. Зарождение секты в церкви и дальнейшее их откалывание от церкви  неизбежно.  Первым ученым среди в области сектоведение который систематически разрабатывал понятие культа стал Г. Бэккер. Под культом Бэккер понимает разреженный, недолговечный и не стремящийся к самосохранению тип социальной структуры, принадлежность к которой определяется свободным решением индивида следовать определенным религиозным верованиям и практикам ее характеризующих. Так же его авторству принадлежит концепция четырех видов типов религиозных организаций: церкви, деноминации, секты, культа.[6,c.12]

Информация о работе Социология религии XX века. Тематическое разнообразие