Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что роль религии в обществе постепенно видоизменяется, как и в середине ХХ века подобные изменения повлекли за собой и изменения в теориях описывающих и изучающих религию. Возможность отследить и изучить этот процесс, его предпосылки и функциональные особенности возможно позволит в будущем предопределить необходимость изменения уже существующих теорий под контекст изменившегося мира.
Задачами в данной работы стали:
1.Рассмотреть теории социологии религии ХIX века.
2.Определить методологические и исторические предпосылки «тематического взрыва» в социологии религии.
3.Описать суть практических исследований в области религии.
4.Описать феномен секуляризации и его социологическое обоснование.
5.Рассмотреть основные социологические теории в области сектоведения.
Изучение религии как социального феномена началось сравнительно недавно, однако сам процесс изучение как и методологические его основания со временем претерпели ряд изменения. Исследовательский интерес в период исследований религии в ХХ веке в основном концентрировался на изучений простейших и типичных оснований религиозной веры, религии и церкви как социального института. Исследователей в этой области интересовали таки понятия как генезис религии, т.е. те основания и тот социальный базис на котором формировалось та или иная религия. Так исследователей интересовала роль сакрального знания и само феномен самого понятия веры. Проводились исследования Религии в е первобытном варианте. Фундаментальный труд Э. Дюркгейма «элементарные формы религиозной жизни» предопределил тенденции развития социологии религии на многие годы. Исследованию подвергались первобытные формы религии, вывалялось то социальное основание которое формировало религию и религиозное верование. Выбор исследования именно первобытных религии в данном случае не случаен, т.к. они по мнению исследователей представляют чистейшую форму верований, без наслоений множества исторических и культурных элементов которые скрывают под собой истинный вид религии и церкви. Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что исследования в области социологии религии не могли похвастаться глубинными исследованиями мировых религии т. к. инструменты исследования на тот момент были ещё не совершенны, к тому же и роль самой церкви и её отношение к научным исследованием священного было не всегда положительно, а скорее даже наоборот. Безусловно, роль церкви в обществе к XIX веку ослабла но не угасла совсем.
Многими теоретиками в области социологии религии проводились теоретические исследования с целью не столько выявления социальных основ и компонентов религии сколько научно обоснованная критика церкви как «устаревшего» социального института, формирующего иллюзорные представления как о картине мира так и роли индивида и цели его существования. В религии видели помеху прогрессу и в первую очередь науке. Наиболее известным теоретиком критиковавшим религии и прочившим ей в будущем исчезновение из социального и культурного пространства был К. Маркс. Еще одной ступенью к современному типу исследований в области социологии религии стал исследования проведенные М. Вебером. Области его исследовательского интереса прослеживаются в создании множества классификационных моделей религии и верования в зависимости от различных социальных компонентов, так или иначе детерминирующих религиозную веру и формирующих её индивидуальный характер. Исследования культурных специфик религии (в частности роль протестантизма в формировании и развитии рыночных отношений и капитализма) так же интересовали исследователя. Не остались без внимания и дихотомия сакрального и светского, а так же роль сакральности (по веберу харизматичности) в формировании индивида и формировании и роли лидера. Роль религии как элемента социокультурный динамики постепенно изменялась причинами этому были как рост научной картины мира так и все большая гуманизация общества и выход на первый план роль человека. ( религия в этом плане выполняет негативную функцию т.к закрепощает человека, устанавливая ряд норм и правил, не только этического характера, которые ограничивают человеческую деятельность, к тому же во главу угла церковь ставит не человека а божество и саму церковь что так же в свою очередь отдаляло общество от религии) В связи с изменениями в историческом и социальном плане необходимо было и изменить подходы и формы исследования всех социальных сфер, в том числе и сферу религиозного. Питирим Сорокин так определили необходимость смены подходов к изучению социокультурный динамике: Социокультурное изменение представляет собой сложный многоплановый процесс. Оно имеет множество различных аспектов, каждый из которых может стать самостоятельным предметом исследования социальной динамики, и внимание исследователей может быть сосредоточено то на одном, то на другом его аспекте. Аспекты социокультурного изменения, находящиеся в центре внимания сегодня, уже не те, что интенсивно изучались в XVIII и XIX веках. Общественно-научная мысль XVIII и XIX веков была занята большей частью изучением разнообразных линейных тенденций развития, разворачивающихся во времени и в пространстве. Она оперировала главным образом понятием человечества вообще и стремилась отыскать "динамические законы эволюции и прогресса", определяющие магистральное направление человеческой истории. Сравнительно мало внимания уделялось социокультурным процессам, повторяющимся в пространстве (в разных обществах), во времени или в пространстве и во времени.[10,с.425] Сорокин видит в социологических исследованиях конца XIX века линейный характер. Он пишет о том, что большинство социологов сводили изучения социальных явлений (в том числе и религии) к выявлению и определению линейных тенденций, последовательных стадий развития, исторических законов развития. Входе исследований открывались все новые исторические и социальные тенденции и их стадии развития: от фетишизма или тотемизма к монотеизма и иррелигиозности от религиозных и магических суеверий к рациональному научному мышлению.[10,c.430] Таки образом центральной проблемой всех исследований в области социологии стал поиск линейных компонентов в процессе социокультурной динмакики того или иного явления. Все исследования были свдены к построению линии развития от первооснов яления через ряд сталий к современному состоянию исслдеуемого объекта. Однако с началом ХХ века все большее исследователей стали критиковать сложившуюся модель построения линейных теорий. Критика основывалась на том, что линейное развитие лишь одно из многих возможных, к тому же что бы развитие действительно шло прямолинейно исследуемый объект должен условно «находиться в абсолютном вакууме» т.е. не допускается воздействие на него различных внешних раздражителей и сил, что применительно к социальным явлением абсолютно не возможно. Применительно к исследованиям в области религии построение линейных теорий развития религиозных систем либо их упадка так же не представлялось не объективным т. к. религия как важнейший фактор формирования общества и результат взаимоотношений возникающих в этом обществе постоянно находиться в процессе изменения и преобразования и предполагать линейность этого преобразования не объективно. Социальные явления в той или иной момент исторического развития более либо менее сильны. Исторический контекст, в свою очередь, диктует роль церкви и функции выполняемые ею по отношению к обществу. В то же время и сама церковь как сложный социальный институт видоизменяется и подстраивается под социальные изменения, в связи с чем невозможно построить линейную модель объясняющую изменения происходящие с религией и институтом церкви.
Ученые и теоретики занимавшиеся изучением религии в ХХ веке постепенно сформировали новые цели и задачи по изучению религии и её компонентов. В социологии религии в ХХ веке можно проследить развития огромного количества ранее не изучаемых тем и явлений что этот период можно смело назвать тематическим взрывом в социологии религии. Причиной тому стало множество факторов как социального так и культурно-исторического характера. Исследовательский интерес сместился от изучения общих понятий, описывающих религию как социальный феномен, таких например как вера, священность, роль и функции религии, к более узким темам, в той или иной степени связанным с религией. Нет необходимости приводить все обширную тематику исследований, но стоит остановиться на некоторых крайне важных темах исследований, которые интересовали и интересуют исследователей социологии религии и по сей день. В первую очередь это проблема секуляризации. Безусловно, исследования в этой области проводились и ранее однако неожиданно быстрое развитие самого явления утраты церковью своих позиций в обществе произошло именно в ХХ веке. Возможность исследования этого явления отчасти с ним и связанно, т.к . социолог получил возможность изучать и исследовать те области сакрального и религиозного которые ранее не были доступны в силу различных норм и ограничений установленных церковью и самими обществом. Более подробно о феномене секуляризации и о возможностях его социологического изучения я опишу в следующей главе. В ХХ веке в сфере религиозного верования катастрофические масштабы стало приобретать развитие и укоренение в обществе феномена сектантства. Безусловно, социологи не могли обойти стороной эту сложнейшую и важную для здоровья общества проблему. Исследованиями в области сектоведения занимались множество социологов, предлагающих свои теории появления и развития сект и нетрадиционных религиозных движений, а так же той роли, которую выполняют секты в современном секуляризированном обществе. О возможностях социологического изучения сект я так опишу в следующей главе. Невероятный масштаб по сравнению с XIX веком приобрели в веке XX практические исследования в области религии и религиозной веры. Возможности исследования религии таким образом опять таки социологи обязаны процессам секуляризации протекавшим в обществе. Диапазон тем исследования крайне обширен, начиная от изучения конфессионально принадлежности жителей и статистической информации об этом заканчивая изучением уровней и характера религиозности и общим отношением к религии в различных социальных кругах.
ХХ век предоставил социологии религии обширное поле для исследований, и не менее обширные возможности для максимально объективных исследований сферы религии. Возможно, в дальнейшем эта сферы ещё более увеличится и мы станем свидетелями ещё одного тематического взрыва, создающего все новые формы проявления религии в социальной сфере.
Социология
религии как и большинство
других социологических теорий
среднего уровня для получения
объективной информации о исследуемом
феномене (будь то религиозная принадлежность,
процессы секуляризации или
Социология религии как многие другие специальные социологические теории использует совокупность социологических методов исследования таких как опросные методы, методы включенного наблюдения, методы анализа письменных источников и исторических документов, сравнительные методы и в редких случаях метод эксперимента. Наиболее востребованным и простым для проведения является метод опроса, либо в виде стандартизированного интервью, или обычного анкетного опроса. Однако применение данного метода в сфере изучения религии имеет свою некоторую специфику и недостатки. В первую очередь, это связано с тем, что религия сложный социальный феномен и возможность проанализировать некоторую его специфику только лишь на основании совокупности полученных ответов не представляется возможным, к тому же и круг задаваемых вопрос не очень широк, опять же в силу специфичности исследуемой темы, некоторые вопросы могут восприниматься как оскорбление чувств верующего, либо наоборот как навязывание религиозного типа мышления. Обычно с помощью анкетного опроса можно узнать лишь статистическое распределение опрошенных по следующим вопросам:
Ответы на данные вопросы позволяют социологу объективно оценить характер и степень религиозности респондента.
Более сложные задачи в ходе исследования можно решить применяя метод наблюдения. Обычно оно проводиться в формате стандартизированного наблюдения, при наличии заранее прописанной программой наблюдения. В редких случая может проводиться включенное наблюдение когда исследователь живет и работает в группе исследуемых либо инкогнито либо с их разрешения. В современных реалиях такой метод наиболее часто применялся когда необходимо было исследовать все возрастающее число новых религиозны организаций на предмет их специфики, особенностей вероучения и культовых практик а в некотором смысле и на предмет принадлежности их к сектантству и наличии деструктивного характера. Метод включенного наблюдения имеет ряд неоспоримых преимуществ в сравнении с опросными методами и методом стандартизированного наблюдения т.к исследователь имеет возможность изучить специфику исследуемой группы изнутри, а так же выявить обстоятельства доступные лишь при непосредственном участии в жизни исследуемой группы.
Метод эксперимента в исследованиях социологии религии применяется довольно редко, поскольку религия касается глубоких, тайных чувств личности, и манипулирование с этими чувствами является морально и этически недопустимыми. Однако возможны исключения, когда индивиды согласны принимать участие в эксперименте и исследователь не сталкивается с этическими проблемами. Важнейшим методом исследования в области социологии религии является анализ письменных источников и исторических документов. Этот метод позволяет исследователю отследить частоту проявление религиозных тем и тематик в той или иной литературе и исторических источников. Позволяет объективно сравнить разного рода информацию в зависимости от авторства, страны либо исторической эпохи создания документа и т.д.
Социологи в современных условиях располагает разнообразными дополняющими друг друга методами позволяющими на эмпирическом уровне исследовать религиозное поведение, характер религиозности и религиозного сознания. Специфику религиозного культа и культовой практики. На современном этапе развития социологии религии все более характерным становится методологический плюрализм. Другими словами, исследователь в праве использовать любые подходящие методы и приемы, которые помогут ему добиться максимально эффективного результата и получить максимально объективную информацию.
Описывая особенности
методологии социологических
Первый из них базируется на классических теориях социологии. С середины ХIХ века такие известнийшие социологи как О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, а еще раньше французские просветители описывали институт церкви исключительно с позитивистских позиций, в рамках макросоциологической теории. Феномену Церкви в основном отводилась роль поддержания социального порядка в обществе, а так же интеграция рарозненных членов этого общества. В социологии религии с
момента ее возникновения традиционным становится подход к изучению церкви, основанный на допущении того, что Церковь является формой организации сферы определенных социальных отношений, точнее формой религиозных отношений. Поскольку религия является одним из социальных институтов, постольку и Церковь называют социальным институтом, но это является верным лишь до тех пор, пока религия и Церковь воспринимаются как идентичные понятия.
К концу ХХ века
предмет социологии сильно изменился
- наряду с уже ставшими традиционными теориями функционализма,
структурализма, экзистенциализма, марксизма
появились новые – постмодернистские,
постструктуралистские, постколониальные
и прочие. На первый план вышла проблематика
индивидуального, локального, регионального,
Второй подход на корой указывает в своей статье О.Бреская “получил в отечетственной социологии название «религиозной социологии». Сформировавшись к 60-м годам XX века,сегодня это направление наиболее активно развивается на теологических факультетах университетов Западной Европы, соединяя в себе социологические методы и христианскую антропологию и философию. Данный подход отчасти перекликается с русской религиозной философской мыслью конца ХIХ – начала ХХ века, однако делает больший акцент на сборе эмпирической информации.” [1, с.181]
В контексте
данного подода стоит обратить
внимание на на то, каким образом
определить степень
Информация о работе Социология религии XX века. Тематическое разнообразие