Социология религии П. А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы попытались раскрыть сущность социологических и религиозных воззрений данного автора. Рассмотреть его воззрения на общество и его концепции религиозных перегруппировок, социальной мобильности и социальных суперсистем.

Содержание

Введение
1 Социологическая система П. Сорокина 6
1. Биография и труды П. Сорокина 6
2. Понятие об обществе как социальной системе 9
3. Теория социальной стратификации 11
2 Социология религии П. Сорокина 14
2.1 Теория социальной мобильности П. Сорокина 14
2.2 Теория социальных суперсистем П. Сорокина 18
2.3 Теория религиозных перегруппировок П. Сорокина 22
Заключение Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая№3.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

    На протяжении их религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп весьма значительны: одни религиозные коллективы исчезают, другие появляются. Причем эти процессы совершаются, подобно государственным перегруппировкам, скачками, резкими колебаниями.     Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие – появляются и растут с изумительной быстротой, Через несколько десятков лет вся картина религиозного строения населения оказывается радикально измененной. Затем снова наступает эпоха затишья, продолжающаяся иногда десятки и сотни лет, впредь до нового периода движений. Циркуляция индивидов происходит и в такие периоды, но она относительно ничтожна. Такова схематическая кривая религиозных перегруппировок.

    «Чем вызывается смена периодов религиозных движений и застоев; из вышесказанного ясно, что она стоит в связи с изменением всего социального уклада населения, меняющего его потребности, стремления и чувства-эмоции. Она служит следствием и симптомом этого изменения, с одной стороны, с другой, – новая вера, раз появившись, сама оказывает известное воздействие на это изменение» /2, с. 166/.

    На вопрос о будущем религиозного расслоения. Исчезнет ли оно? Сорокин дает давольно четкий ответ «Едва ли. Это могло бы быть тогда, когда все люди стали бы членами одной религии. Это маловероятно. История говорит не об уменьшении числа религиозных групп, а, напротив, об его увеличении. Религиозная гетерогенность людей не уменьшилась, а скорее возросла. Могло бы религиозное расслоение исчезнуть и в том случае, если бы человек считал бы истинным только то, что проверено опытом, наблюдением и другими методами точной науки. Нет сомнения, что знания (как положения объективно-правильные и проверенные, в отличие от верований, как положений объективно-неверных или непроверенных, частным видом которых служат религиозные верования) растут. Там, где появляются знания, они рано или поздно вытесняют верования и становятся общеобязательными. Но верования, изгнанные из одной сферы, появляются в другой. В итоге область их не уменьшается, и человек не становится более логичным» /2, с. 166/.

  Меняются  только формы верований. Огромная часть  умственного багажа современного человечества, не исключая и ученых, состоит не из знаний, а веровании, субъективно  принимаемых за знания. Мы удивляемся абсурдности верований первобытного человека. Будущие поколения будут во многом удивляться нелепости наших верований. Хотя знания и растут, но так как область явлений, куда могут перекочевать верования, бесконечна, то нужно бесконечное время, чтобы уничтожить их абсолютно.

  Живучесть верований следует и из теснейшей  их связи с чувствами – эмоциями человека. Если идеология, догма, верования соответствуют с ними, то верования будут приняты, привьются и распространятся, будь они нелепыми из нелепых. «Успех христианства или ислама, или религии демократизма, социализма, монархизма и т.д., объясняется не тем, что соответственные идеологии истинны или ложны, а тем, что они соответствовали и соответствуют инстинктам и чувствам – эмоциональным вожделениям их адептов. Отсюда их успех и легкая приживаемость в соответственных группах. Так как трудно допустить, чтобы положение всех индивидов в системе социальных координат или в социальном пространстве стало одинаковым в будущем, то различными будут и их верования, в том числе, и религиозные верования. Вот почему не приходится надеяться на исчезновения религиозного расслоения и в будущем, по крайней мере, в ближайшие столетия» /2, с. 167/.

     Формы верований изменились, суть их осталась той же. Вот почему даже надежды на ослабление антагонизмов, вызываемых различием верований, далеко не бесспорны.

  «По крайней мере, наблюдаемые сейчас факты говорят о том, что вековая проповедь терпимости чужих мнений и уважения, чужих веровании не мешала и не мешает тому, чтобы противника отправлять на тот свет, если не под звон колоколов инквизиции, то под аккомпанемент ружейных залпов. Приходится считаться с ними при конструировании всяких приятных и окрыляющих “исторических тенденций”. Тысячу раз они превращались из “несомненных законов” в пустую иллюзию. Чтобы не впасть лишний раз в ошибку, приходится быть осторожным и воздерживаться от выдачи патентов за будущее» /2, с. 167/. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В заключении необходимо отметить, что творчество такого известного и интересного автора как Питирима Сорокина очень важно как для общей социологии, так и в рамках социологии религии. В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи. Сорокин был выдающимся исследователем и социологом первой половины 20 века, и его труды естественно заслуживают внимания. В рамках данной работы мы рассмотрели основные социологические и религиоведческие аспекты его творчества. В рамках предмета социологии религии наиболее значимы его концепции социальных суперсистем,   он раздели все имевшие место в истории человечества культурные системы на три основных типа, которые, по его мнению, и образуют три суперсистемы: две противоположные друг другу:

  1. идеациональную
  2. чувственную (или - сенситивную)
  3. смешанную, промежуточную между ними — идеалистическую.

  Также интересна его концепция религиозных  перегруппировок, в которой он выразил  цикличность и переменность развития религиозных институтов.

Сороки  ныдвинул тезс о религии как о  неком социальном костюме, который можно снять и переменить. В религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях веры человеком. Именно в них – коренное ядро религии. Верования, догма, – это только “идеологическое оправдание” и выражение чувств – эмоций человека.

Он говорит  о незначительности религиозных  перегрупперовок в рамках десятилетий, но на протяжении веков и тысячелетий  религиозные перегруппировки в виде колебания объема религиозных групп весьма значительны: одни религиозные коллективы исчезают, другие появляются. Столетиями религиозное расслоение может оставаться почти неизменным. Затем вдруг наступает эпоха кризисов; начинается интенсивное религиозное брожение; индивиды массами начинают перекочевывать из одной религии в другую; одни религиозные группы худеют, иногда исчезают совершенно; другие – появляются и растут с изумительной быстротой. Он одним из первых социологов представил цикличность религиозных перегруппировок.

Сорокин понимал общество как универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

1 Аверьянов Л. Я. «Хрестоматия по религии» – М.:, 2000г. - 73с.

2  Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. «Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии». – М.:,  Наука, 1994г. – 304с.

3 Джеффрис В. «Интегрализм П.А. Сорокина: новая общественная наука и реконструкция человечества //Социологические исследования» 1999г. № 11.

4 Джонстон Б.В. «Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени» //СОЦИС.1999г. №7.

5 Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990г. №2.

6 Новикова С.С. «История развития социологии в России» – М.:, 2000г. - 464с.

7 Осипов Г. В. «История социологии в Западной Европе и США» - М.: Норма, 2001г. - 576с.

8 Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки //СОЦИС. 1996г.

9 Сорокин П. А. «Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество» - М.:, 1992г. 543с.

10 Сорокин П.А. «Системы социологии»  – М.:, Наука, 1993г. – 447с.

11 Сорокин П.А. «Общедоступный учебник социологии» – М.:, Наука, 1994г. – 560с.

12 Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество» – М.:, 1992г. – 543с.

Информация о работе Социология религии П. А. Сорокина