Социология религии П. А. Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы попытались раскрыть сущность социологических и религиозных воззрений данного автора. Рассмотреть его воззрения на общество и его концепции религиозных перегруппировок, социальной мобильности и социальных суперсистем.

Содержание

Введение
1 Социологическая система П. Сорокина 6
1. Биография и труды П. Сорокина 6
2. Понятие об обществе как социальной системе 9
3. Теория социальной стратификации 11
2 Социология религии П. Сорокина 14
2.1 Теория социальной мобильности П. Сорокина 14
2.2 Теория социальных суперсистем П. Сорокина 18
2.3 Теория религиозных перегруппировок П. Сорокина 22
Заключение Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая№3.docx

— 68.42 Кб (Скачать)

         Последние два года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался в своем доме в Винчестере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.

    1. Понятие об обществе как социальной системе

      Теперь познакомившись с биографией данного мыслителя, мы можем перейти к его пониманию общества, общественных отношений и роли религии и идеологии в нем.

       И прежде всего, нужно начать с понимания Сорокиным понятия социологии; Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

  1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений.
  2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
  3. социальную генетику; задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей.

       Все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой. Наиболее общей и сложной социальной системой  является  общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, которые они выполняют, социальными функциями, которые они выполняют, социальными нормативами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами.

 Социальная система может быть представлена в трех аспектах;

1) Как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства;

2) Как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций;

3) Как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы.

Общество  как естественноисторическая целостная  система представляет собой органическое единство четырех сфер общественной жизни — экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из сфер общественной жизни выполняет определенные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная система отличается от предшествующей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.

  Социальная  система представляет собой явление  или процесс, состоящие из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями изменять свою структуру. Под социальной структурой обычно понимаются устойчивая связь элементов в социальной системе.

  Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные сообщности в условиях данной социальной среды. В процессе этого взаимодействия люди и социальная среда оказывают систематическое воздействие на данного индивида, равно как и он оказывает воздействие на других индивидов и среду. В результате данная общность становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, в основе которых, в конечном счете, лежит материальное производство, но которые не сводимы к нему одному.

  Самой большой системой является общество в целом. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, социальная, политическая и идеологическая. Другие подсистемы — классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья, индивид и т.д.

     Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.

    1. Теория социальной стратификации

     «Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге» /12, с. 302/., выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стратификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение данного  явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.

      Существует многочисленные формы стратификации, но стоит, выделяют основные: Экономическая Политическая  Профессиональная.

      Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны. Это объясняется, прежде всего, тем, что люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то отношении, как правило, принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот. Однако, как в любом правиле, бывают исключения. Так самые богатые не всегда находятся на вершине политической и профессиональной пирамиды.  Из этого следует сделать вывод о том, что взаимосвязь трех форм социальной стратификации не совершенна, потому как различные слои каждой из форм не полностью совпадают друг с другом. В связи с этим необходимо рассмотреть все три формы социальной стратификации отдельно.

       Экономическая стратификация;

       Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды. Сорокин делает следующие выводы  по изменениям социального статуса группы: «едва ли существует, какая либо тенденция в этих колебаниях.

      Все направления – вниз или вверх – Могут быть направлениями только в очень относительном смысле. Если их рассматривать с точки зрения более длительного периода, они, скорее всего, являют собой часть более длительного временного цикла. Теория бесконечного прогресса ошибочна» /12, с. 315/.

     Что касается изменения экономической пирамиды, то при нормальных условиях колебания происходят  в определенных пределах. В нестандартных ситуациях эти пределы могут быть нарушены, и вид экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым, высоким. И в том  и в другом случае положение носит временный характер, так как «в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания.

      Первые работают постоянно и неуклонно, последние – стихийно, импульсивно, используя насильственные методы» /12, с. 334/.

    Политическая стратификация;

    Политическая стратификация отличается универсальностью  и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной. Высота пирамиды политической стратификации изменяется о  страны к стране, от одного периода к другому. Кроме того, в этих изменениях нет постоянной тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды. «Не существует также и постоянно тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, от отсутствия правительственного вмешательства в жизнь общества к всестороннему государственному контролю. Нет также и обратных тенденций» /12, с. 352/.

     Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров “политического организма” и разнородность населения. В любом обществе постоянно идет борьба между силами стратификации и политического выравнивания. Когда колебание пирамиды в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят пирамиду к точке равновесия.

Профессиональная  стратификация;

Ее существование  вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы  всегда находились  в низах  стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен  профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы. 
 
 
 
 
 
 

            2 СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ ПИТИРИМА СОРОКИНА 

2.1 Теория социальной мобильности:

       Рассмотрев теории устройства  общества и социальной стратификации  мы теперь можем перейти непосредственно  к социо-религиозным теориям Сорокина;

«Согласно Сорокину, социальная мобильность есть естественное, нормальное состояние общества и включает в себя регулярные перемещения не только индивидов, групп, но и социальных объектов (ценностей), т. е. всего того, что создано или модифицировано в процессе человеческой деятельности, из одной социальной позиции в другую. Им различается горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне общественной стратификации. Под вертикальной мобильностью он подразумевал перемещение индивида из одного пласта в другой, причем в зависимости от направления самого перемещения можно говорить о двух типах вертикальной мобильности: восходящей и нисходящей, т. е. социальном подъеме и социальном спуске» /7, с. 471/.

        Многие индивиды принадлежат к одним и тем же социальным группам (например, все они могут быть православными, демократами, занятыми в торговле и т.д.), и, тем не менее, по вертикали их социальное положение может быть совершенно различным. Внутри группы православных один из них может быть митрополитом, тогда как другие всего лишь рядовыми прихожанами. Внутри группы демократов один может занимать крупный пост в партии, другие же рядовые избиратели.

    И если по горизонтали их социальное положение кажется идентичным, то по вертикали наблюдается существенная разница. «Взаимосвязи, как индивидов, так и групп, могут находиться либо на одном горизонтальном уровне, либо стоять на разных ступенях иерархической лестницы» /10, с. 591/. Продвижение по социальной лестнице вверх принято считать социальным восхождением, а перемещение вниз – социальным спуском. Перемещение из группы в группу может быть не связано с подъемом или спуском по социальной лестнице, но может быть, и обусловлено вертикальными перемещениями.

      «Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «противосилы»: революции, перевороты и т.п. социальные катаклизмы, как бы отсекающие вершину пирамиды, превращая ее на какое-то время в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведет к росту пирамиды, и т.д. до бесконечности» /8, с. 141/.

        Разграничение вертикальных и горизонтальных параметров отражает явления в социальном пространстве: иерархии, ранги, доминирование, авторитет и послушание, повышение и понижение по службе. Все эти явления и соответствующие им взаимосвязи представлены в виде вертикальной социальной мобильности. Нужно еще раз напомнить, что под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности:

1) Горизонтальная  социальная мобильность это переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

2) Вертикальная  социальная мобильность это те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. Восходящие течения существуют двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт и «создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта» /11, с. 48/.

Примером  ярко выражений социальной статики  и отсутствия социальной мобильности  являются строго религиозные и иерархизированые кастовые общества индии.  «Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность» /12, с. 377/. Ближе всех приближается к абсолютно неподвижному обществу так называемое кастовое общество в Индии. Здесь вертикальная мобильность очень слаба, но не отсутствует совсем. История показывает, что при сравнительно развитой кастовой системе случалось, что члены самой высокой касты брахманов, короли и жрецы свергались или осуждались за преступление. И напротив, даже лесные отшельники завоевывали королевства. Но наличие абсолютной социальной мобильности тоже невозможно. «Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления» /12, с. 359/. Если бы мобильность была абсолютно свободной, то в обществе не было бы социальных страт.

Информация о работе Социология религии П. А. Сорокина