Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:47, курсовая работа
Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства.
Сегодня Стивен Спилберг очень богатый человек. Его состояние оценивается более чем в 600 млн. долларов. Он занимается не только производством художественных фильмов, но и телевизионными сериалами, мультипликационными фильмами, принимает участие в развитии товарной индустрии, рожденной на основе его же «фантастических» киномиров, вкладывает средства в образовательные компьютерные программы и даже является совладельцем ресторана на подводной лодке. Стивен Спилберг – образец воплощения «американской мечты», человек, который у многих ассоциируется с современным кинематографом.
Говоря о кино в
США, нельзя не рассказать о ещё одном
символе Голливуда
– о премии «Оскар». Премия «Оскар» вручается
каждый год начиная с 1929 года. Для участия
в 1929 году нужно было заплатить 10 долларов.
Желающих оказалось 250 человек. Все они
поместились в банкетном зале отеля «Голливуд-
Рузвельт» в Лос-Анджелесе. Эта была единственная
церемония того года, которую журналисты
не удостоили своим вниманием. Уже в следующем
году местная радиостанция вела прямой
репортаж, длившийся час. 19 марта 1953 года
вручение «Оскара» впервые транслировалось
по телевидению.
Сегодня «Оскар» присуждается за лучшие достижения в кино по 24-м номинациям, а имена победителей до последней секунды остаются в тайне. Но так было не всегда. Раньше результаты голосования академиков сообщались газетам заранее с условием публиковать их не раньше 23-х часов в день церемонии. Но в 1940 году произошёл конфуз: одна газета напечатала имена победителей раньше срока. С тех пор академия перешла к запечатанным конвертам, что практикуется до сих пор.
За всю историю
присуждения премий советские и
российские получали
«Оскар» 6 раз: в 1943 картина документалистов
Варламова и Капалина «Разгром немецко-фашистских
войск под Москвой», год спустя «Радуга»
Марка Донского, в 1968 «Война и мир» Сергея
Бондарчука, в 1980 «Москва слезам не верит»
Владимира Меньшова, в 1994 «Утомлённые
солнцем» Никиты Михалкова и анимационный
фильм «Старик и море» Александра Петрова
в 1999.
Глава II: Кино как массовое искусство
1. Причины
«массовости» кино с точки
зрения психологии
Наиболее полно проблему массового сознания впервые исследовал
Зигмунд Фрэйд, в своей книге «Массовая психология и анализ человеческого Я». В ней массовое противопоставляется индивидуальному, единичному. Масса это всегда некоторое количество людей. Например, самая малочисленная масса, состоящая из двух человек, возникает при гипнозе (один из них – гипнотизёр, а другой – гипнотизируемый).
В массе
личные характеристики
массовой души. В
книге «Психология масс»
так: «В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы».
Чем объясняется существование общей для всех, входящих в массу, людей
души? Тем, пишет Фрэйд, что: «сносится, обессиливается психическая
надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнаруживается
бессознательный фундамент, у всех одинаковый». Человек в массе не
осознает себя. И им можно управлять. Он легко поддается внушению со стороны лидера или заражению между членами массы. Такое заражение является следствием внушаемости, присущей в разной степени всем людям. Это умело используют современные «акулы шоубизнеса». В наше время выпуску каждого «высокобюджетного» фильма предшествует массированная рекламная компания в средствах массовой информации и, прежде всего на телевидении. Достаточно вспомнить о той рекламе, которая предшествовала и сопровождала прокат нового российского фильма «Турецкий Гамбит». Такая реклама создаёт ажиотажный спрос и во всех деталях показывает, как легко можно воздействовать на человека.
У массы могут быть и благородные и жестокие намерения. Для нее нет
ничего невозможного. Ведь почти полностью отсутствует критика. Масса легко возбуждается, она изменчива и импульсивна. В ней каждое предположение доходит до крайности: симпатия до обоготворения, недоверие и неприязнь до ненависти.
Человека в массе можно сравнить с машиной. У него нет своей собственной воли, но есть общая, нет индивидуальности, нет личных качеств, но есть коллективная душа. Он не действует сам, но направляем самой массой или ее лидером. Роль вождя может выполнять идея (идея посмотреть новый, разрекламированный фильм). Она и является целью массы. Лидер или вождь только воплощает ее. Он должен быть фанатично предан этой идее и первым подчиниться ей. Она дает в руки своей самой первой жертвы неограниченную власть над закономерностями жизни – иллюзию, которая становится для людей толпы реальностью. Для массы граница между реальным и ирреальным пропадает.Рождается такое противопоставление: Индивидуальное и Массовое, Сознание и
Бессознательное, Реальность и Иллюзия, Эгоизм и Альтруизма. Можно сказать, что личность, индивидуальное рождается только в столкновении с массовым.
Для того чтобы объяснить, почему кино – наиболее массовый вид
искусства, необходимо знать историю возникновения и формирования его
основных направлений, что в сжатой форме было изложено выше.
Два принципа одушевляют кинематограф – это фотография и движение. Самые первые фильмы, снятые братьями Люмьер, уже показывали непосредственные события реальности («Прибытие поезда на вокзал
Ла Сиота»), были также и развлекательные – например, «Политый поливальщик». Мальес – первый режиссер, делавший фильм зрелищем.Разные страны подарили неповторимые национальные кинематографические школы. Каждая из них по–своему осмысливала сущность кинематографа и реагировала на социальные
изменения. Эти социальные потребности, запросы времени и создавали те
направления, по которым развивался кинематограф.
Наиболее известными и влиятельными, благодаря своим открытиям, в
истории кино были: русский кинематограф двадцатых годов, развивавший теорию монтажа; немецкий экспрессионизм; итальянский неореализм; «новая волна» во Франции и Голливуд. Если европейская традиция воспринимала кино как искусство, создавая неповторимые шедевры, то Голливуд, принявший установку на развлечение, эффектность и легкость восприятия кино, тиражировал, можно сказать, фильмы с похожими сюжетами и однотипными образами. И поскольку
такой продукции, ориентированной на массовость, успех гарантирован, то она, в наше время заполнила все экраны.
Кино впервые дало возможность сразу увидеть большое количество людей – массу, так как нельзя представить себе толпу, находясь в ней. Первые фильмы еще не были жанровыми картинами. Это были просто съемки действительных, реальных фактов. Это объясняет, что в центре кинематографического интереса находится само явление. Часто это масса. В статье, посвященной первым пятнадцати годам советского кино, Эйзенштейн написал: «Начинается наша кинематография со стихийно-массового «протогониста», с героя – массы. Затем, к завершению своего первого пятнадцатилетия, стихийно-массовый стиль
первого периода начинает индивидуализироваться на экране серией отдельных образов, определённых фигур. Причём картина пятнадцатилетия в целом как бы символизирует это единство вождей героев и массы в одном целостном и объемлющем образе». Это объясняет тот факт, что в кино появляется идея героя-типажа безликого вестника времени, наделённого усредненными качествами. Типаж был нужен для того, чтобы как можно более близко к действительности передать современного героя. Советское кино начального периода было призвано отражать историческую реальность с точки зрения современных ему правителей и служить развитию человека в духе идеологии.
Если перед
любым человеком поставить
объектов, фактов или явлений, то он непременно найдёт в них общее и сделает автоматически определённый трафаретный вывод – обобщение. В кино из кусков, путём монтажа рождаются образы: цепь картинок, объединённых фильмом, у нас вызвано представлением о происходящем. Кинематограф фиксирует, стереотипирует, штампует образы-представления, которые человек переносит из него в свою жизнь как уже его индивидуальное видение, узнавание образов, жанровых картинок и явлений действительности. Итак, кино штампует, оформляет сознание человека, творит норму.
Кинофильм захватывает эмоции человека, но это влияние не осознаваемо;
можно сказать, что человеку навязываются представления, которые по глубине переживания можно причислить к его собственному опыту. Монтаж подводит к шокирующим по своей жестокости или откровению сценам, цель которых разбудить человека. Жестокость широко распространилась в искусстве ХХ века, она обретает своё обоснование в философии Ницше и исследованиях Фрейда.
Если вначале она вызывала сильный эмоциональный отзыв, то сейчас стало
массовым явлением кино, телевидения, газет. Есть представления, что
жестокость на экране, в печати служит высвобождению агрессивной
составляющей психической жизни человека.
«Кино
это наиболее развитое
массами». Эта фраза написана Вальтером Беньямином в 30-е годы XX века,
после его поездки в СССР. С ней нельзя не согласиться. Через кино, через
информационные институты действительно производится оформление человека в том направлении, которое удобно власти. ХХ век показал на примере образований тоталитарных систем власти (которые и являются массами) и формирования массовой культуры потребления (поддерживаемой СМИ, ориентированными на американскую культуру и продукцию Голливуда), как много сил необходимо приложить человеку, чтобы остаться творцом своей жизни и души.
При помощи
искусства достигается
искусства - раскрыть эстетическую способность человека и помочь ему узнать
себя. Если судить по этому принципу, то кино, бесспорно, является
искусством. Оно обогащает духовный опыт человека. Но только в том случае,
если выражает особое видение его создателя. Кино, которое отражает
мировоззрение режиссёра
фильма, называется авторским. Именно
многообразие точек зрения способно поднять
кино на уровень истинного искусства.
Кинофильмы Антониони, Федерико Феллини,
Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского,
Михаила Ромма, Висконти, Бергмана, Параджанова,
Фассбиндера, Херцога, Бунюэля, Жана Кокто
и многих других не менее самобытных творцов
кино воспитывают нынешнее и будущие поколения.
Авторское кино – это противовес массовой
штамповой культуре, навязываемой Голливудом.
2. Кинематограф как
средство массовой коммуникации
Массовая коммуникация
- процесс распространения
духовных ценностей, моральных и правовых норм и др.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. При этом массовая коммуникация выступает как социально-ориентированный опосредованный вид общения, причем ее главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде. Проще говоря, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом более широкой общности, то есть общества - социума, активно включается в его жизнь.
Общая роль массовой коммуникации лучше всего рассматривается через
анализ функций, реализуемых СМК:
. функция информирования, совпадающая с увеличением и (или)
изменением состава знаний у представителей аудитории;
. функция воспитания, совпадающая с формированием или изменением
интенсивности и направленности определенного типа установок;
. функция организации
поведения, совпадающая с
изменением или инсценированием какого-либо действия;
. функция развлечения,
совпадающая с изменением
психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому
подобное характеристик с помощью эффектов отвлечения,
переключения внимания, создается ситуация для выхода чувств;
. функция коммуникации,
совпадающая с усилением,
ослаблением связей
между представителями
Итак, кинематограф, который сам по себе является системой и обладает