Социология кино

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства.

Работа содержит 1 файл

Курсовая на тему Социология кино.docx

— 108.43 Кб (Скачать)

Как и в годы гражданской  войны, на первый план вышла хроника. Человек с киноаппаратом занял  место в боевых порядках, стал солдатом. Были созданы военные кинематографические  группы. Жертвуя подчас своей жизнью, не жалея крови и сил, они создали  подробную, правдивую, художественно  впечатляющую летопись событий войны. Пройдя с Советской Армией весь героический  путь от 
Москвы до Берлина, Праги, Вены, они создали исторический кинофонд непреходящего значения – уникальную «кинолетопись Великой Отечественной 
Войны», общий метраж которой превышает три с половиной миллиона метров негативной пленки. Этот бесценный материал служит, и еще долго будет служить источником для фильмов разных жанров, в том числе и для многосерийных эпопей, какой являлась созданная под руководством Р. Кармена и обошедшая экраны всего мира советско-американская эпопея «Великая Отечественная», которая в самих Соединенных Штатах была показана под названием «Неизвестная война». Эта картина являет собой пример того, как искусство может воздействовать на умы людей и сближать народы. По признанию одного из авторов этой эпопеи со стороны СССР: «Самым главным открытием для большей части американцев, увидевших этот фильм, было осознание того, что 
СССР принимал участие во Второй Мировой Войне!». А одна из американок после премьеры фильма в США сказала: «Я никогда не думала, что русские женщины плачут, когда убивают их детей!». Эти примеры наглядно показывают то, как современные средства массовой информации могут использоваться государством для ведения пропаганды.

Фашистские стратеги и идеологи надеялись, что от их удара  распадутся связи между народами СССР. Они просчитались. Кино отразило это в своих произведениях. Русские, украинцы, белорусские мастера в  городах Средней 
Азии и Закавказья вместе с местными мастерами создали немало картин, укрепивших национальное искусство и его интернациональный характер. Первые художественные ленты были посвящены народным мстителям – партизанам. 
Артисты показали, как становятся непобедимыми бойцами простые мирные люди.

Можно двояко относиться к значению ВОВ в развитии советского кинематографа. С одной стороны, очевидно отрицательное, пагубное влияние  войны. Многочисленные бомбардировки  зданий «Мосфильма» и «Ленфильма», блокада в Ленинграде привели  к эвакуации студий художественных фильмов в глубокий тыл, в Среднюю  Азию. Но с другой стороны, война  породила огромное количество новых  идей и тем у советских режиссеров. Как отмечают историки, в период ВОВ кинематографу были свойственны  следующие черты:

  • - полная перестройка кинопроизводства. У советского кино в годы ВОВ на первый план вышла задача мобилизации духовных сил русского народа, кинематограф в эти годы стал лучшим средством политической агитации;
  • - изменился сам фильм, мобильность и своевременность художественного отклика на события стали особенно важными.

Поэтому были распространены такие жанры, как документально- публицистические фильмы, короткометражные новеллы, военные драмы.

  • - в годы ВОВ иным стало значение различных видов кино. На первое место выдвинулась кинохроника, как самый оперативный вид кино, как вид информации и публицистики. Она заняла место рядом с газетной периодикой. Жанры стали разнообразнее к концу войны: агитационная новелла, комедия, историческая трагедия, историко - революционные и исторические фильмы, экранизировались произведения классической литературы;
  • четвертая особенность кинематографа заключается в способе изображения героев фильмов. Перед нами шаблонное, одностороннее изображение действительности, врагов, которых показывали всегда глупыми, жестокими, кровожадными; советских патриотов, людей исключительно самоотверженных. Режиссеры создали гротескный образ.

Гитлера, образа немца, от которого мы не могли избавиться на протяжении многих десятилетий. Наверное, одним из первых фильмов, где немцы  показаны как умные, хитрые политики, военачальники, является фильм «Семнадцать  мгновений весны».

Среди незабываемых рекламных  слоганов советского государства лозунг 
«кино для нас является важнейшим из искусств», пожалуй, был самым правдивым. Ведь книги читать может только грамотный и усердный. А вот кино, по общему убеждению, доступно всем, независимо от образовательного ценза. 
Но самое главное – кино было фаворитом государства. Фигура кинорежиссера возвышалась рядом с членами правительства и космонавтами, становясь идеальным воплощением мечты о светлом пути. И в стране появлялись великие режиссёры, работы которых навсегда останутся в памяти всех жителей бывшего 
СССР: Л. Гайдай, Э. Рязанов, А. Тарковский и др.

Но, наша страна за последнее  десятилетие изменилась радикально. Крах идеологии, естественно, привел к  смене авторитетов и приоритетов. Но то, что произошло с кино, неподвластно никакой логике: «важнейшего из искусств»  за десятилетие просто не стало.

Сейчас в России по-прежнему снимаются фильмы, но в  несравнимо меньших количествах. По всеобщему признанию 90-е годы XX века стали временем разрушения советской  системы кино и за исключением  лишь ряда фильмов, российская киноиндустрия  не смогла представить ни одной яркой  и качественной работы на суд общественности. Кинематограф, как и другие отрасли  народного хозяйства находятся в поисках своего оптимального устройства в рамках рыночной экономики.

Но несмотря ни на что наш кинематограф жив. Символом российского кино в 
90-е годы XX века стал герой фильма А. Бодрова «Брат», человек с «истинной в руке в виде пистолета». Когда в 2004 году на экраны вышел фильм «Ночной 
Дозор», все заговорили о том, что наше кино ни чем не хуже зарубежного. Но скептики уверяли, что русский кинематограф мёртв и «Ночной Дозор» лишь 
«вспышка в кромешной тьме». Но появление на экранах страны ещё одного замечательного фильма под названием «Турецкий Гамбит» заставило изменить своё мнение об отечественном кино, даже тех людей, которые раньше говорили, что России не быть кинодержавой. Ведь один хороший фильм может быть случайностью, но два – это уже закономерность.
 
 

3. Особенности развития  кинематографа в США

Почти сто лет назад, в начале 1908 г., первые американские кинопроизводители потянулись из колыбели национальной киноиндустрии - Нью- 
Йорка на Западное побережье, в Калифорнию. Так появился Голливуд - великая фабрика грёз и столица иллюзий. Слово Hollywood образовано от английских слов holly - остролист и wood - лес. В 1886 г. некая Дейда Уилконс из 
Канзас-Сити вместе со своим мужем купила участок земли в окрестностях Лос- 
Анджелеса, назвав его Hollywood. Через несколько лет супруги стали сдавать землю в аренду, а к 1930 г. вокруг ранчо вырос целый посёлок, присоединённый к Лос-Анджелесу на правах пригорода. Первым кинематографистом, ступившим на землю Голливуда, был Уильям Зелиг, который купил часть земли, чтобы разместить на ней филиал своей чикагской кинокомпании.

Кинопроизводство  сосредоточивалось тогда в Нью-Йорке  и Чикаго. Чтобы избежать преследований  со стороны МППК, «независимые» в  конце 1907 – в начале 1908 г. стали  перебираться подальше от этих городов - на Западное побережье. Им полюбился  Голливуд - благодаря мягкому климату, обилию необходимых для съёмки солнечных  дней, живописности окрестных пейзажей: гор, лесов, пустынь, где можно было бы разыгрывать самые разнообразные  сюжеты. В 1909 г. в Голливуде выросли  павильоны первой стационарной кинофабрики.

Именно Голливуд создал современную систему кинозвёзд. До 1912 года в рекламах новых фильмов  не указывались имена актёров, писали просто 
«Байограф герл», «Зайтаграф герл» - по названию кинокомпании, выпустившей этот фильм. Но всё изменилось в 1912 году, когда бывший торговец мехами 
Адольф Цукор, объявил в титрах французской картины «Королева Елизавета», выпущенной на экран его фирмой «Фэймос Плейерс», имя актрисы – Сара Бернар. 
Разумеется, кинорежиссеры и актеры – исполнители первых ролей были недовольны обезличенными стандартами МППК. Зритель тоже стал искушеннее: он желал видеть только своих любимцев. Цукор в 1904 году открыл первый кинотеатр-дворец «Хрустальный зал» и провозгласил лозунг: «Зритель всегда прав». Независимые кинодельцы поддержали Цукора и сделали ставку на актеров. После этого все звезды ушли к независимым производителям. Публике это понравилось. Верховному суду США пришлось распустить МППК.

В 1913 году уже голливудские кинопроизводители решили объединить свои компании. Преследовались две цели: диктовать кинопрокатчикам на всей территории США свои условия, и снизить зарплаты актёров, получавших астрономические гонорары. Переговоры велись в полной секретности. Однако суперзвезды Голливуда почувствовали неладное.

Импульсивный Чарли  Чаплин удивился безразличию к себе директоров компании «First National», которой его фильмы «Собачья жизнь» и «На плечо!» принесли огромные прибыли. Он поделился своими наблюдениями с Дугласом 
Фэрбенксом, своим лучшим другом, и оказалось, что Дуглас, встревожен тем, что студия «Paramount» не продлевает с ним контракт, его будущая жена Мэри 
Пикфорд – «возлюбленная золушка» Америки – была в той же ситуации. Для того чтобы узнать планы директоров кинобизнеса, друзья наняли частного сыщика. 
Вскоре детектив сообщила о подготовке к предстоящему объединению компаний. 
Было решено провалить объединение компаний, заявив о создании своей собственной кинокомпании. Отчет детектива был срочно показан патриарху американского кино Дэвиду Гриффиту. Он поддержал бунтарей. В обстановке абсолютной секретности был разработан план операции.

Гриффиту показалось, что Дуглас сошел с ума, но продюсеры буквально выбегали из зала. Прессе любезно сообщили, что свободные господа создают независимую кинокомпанию «United Artists». Газеты напечатали заявление на первых полосах. От претендентов на пост президента фирмы с умеренным жалованьем не было отбоя. Попытал счастья и Адольф Цукор, основатель и президент студии «Paramount». Взяли Джозефа Шенка, по прозвищу «Честный 
Джо». Вот тогда виртуальный проект решено было осуществить на деле, и в 
1919 году появилась «United Artists Corporation».

Ее прибыль долгое время составляла 40–50 миллионов  долларов в год. Но в 
40-е годы XX века акции «United Artists» упали. Владельцами кинокомпании с долгом в миллион долларов оказались только Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин, которые вынуждены были ее продать.

Создание игровых  фильмов в 1920-е годы было весьма нелегким делом, и те, кто этим занимался, должны были уметь не только развлекать публику, но и общаться с ней. Хотя система  киностудий предоставляла мало возможностей для самовыражения художника (в  отличие от европейского кинематографа), она, тем не менее, породила множество  талантливых режиссеров. Некоторые  из них, такие, как Джон Форд или Кинг Видор, заняли видное место в звуковом кино, другие, как Джеймс Круз, Рекс Ингрем, Льюис Вебер и Фред Нибло, канули в небытие.

В 1927 г. фильмом А. Кросленда «Певец джаза» началась эра звукового кино, и интерес к немым фильмам стал стремительно падать. К концу 20-х гг. 
XX века всё американское кинопроизводство окончательно перебралось в Лос- 
Анджелес. Первыми на появление звука откликнулись компании «Warner Bros.», 
«The 20th Century Fox» и «Paramount». Студии переоборудовали кинотеатры под звук. По подсчётам, это обошлось Голливуду в полмиллиарда долларов.

Интерес к немому кино продержался около трёх лет. За три года благодаря звуку в кинематографе появились такие жанры, как гангстерский фильм, фильм ужасов, вестерн, в которых речь персонажей чередовалась с выстрелами, визгом автомобильных тормозов и гортанными выкриками нападающих индейцев.

В 30-х гг. американское кино было на подъёме. Ведущие студии производили в среднем по пятьсот  картин в год. Недаром это время  называют золотым веком Голливуда.

«Настоящий вестерн», по мнению американцев, может быть снят только в США, поскольку неразрывно связан с историей страны. Во второй половине 60-х гг. 
XIX века, после окончания Гражданской войны, началось заселение земель к западу от Миссисипи - раньше они принадлежали индейцам. В это время и происходит действие всех вестернов. Их сюжеты, как правило, несложны: 
«хорошие парни» (ковбои или землепроходцы - трапперы) борются против плохих и побеждают. Для создания жанра не менее важным, чем эта борьба, оказался фронтир (в переводе с английского frontier - граница) - не просто разделяющая линия, но дикие земли, поскольку на них ещё не установлен правопорядок; «хорошие парни» берутся его утверждать с оружием в руках.

Основной поток  фильмов определяли мелодрамы, детективы, фильмы о шпионах. Мировым бестселлером стал сериал об английском агенте 007 Джеймсе 
Бонде, главную роль в котором исполняли Роджер Мур, Шон Коннери, Пирс 
Броснан.

В 70-80-е гг. ситуация в кинематографе меняется в связи  неконсервативной политикой американской администрации, присоединения крупных  кинофирм к транснациональным монополиям и следовательно, слияния кинодела с большим бизнесом. Продюсеры стали делать ставку на постановку небольшого числа супердорогих фильмов в жанрах фильма-катастрофы 
(«Аэропорт»), космической фантазии («Звездные войны»), возросло увлечение фильмами ужасов («Сияние» С. Кубрика). На первый план вышло «новое поколение» режиссёров, это, прежде всего, Стивен Спилберг и Джеймс Камерон.

Стивен Спилберг ворвался в массовое сознание зрителей в 1975 году фильмом «Челюсти» и с тех  пор практически ежегодно будоражит  мир кино новыми работами, каждая из которых открывает все новые  и новые грани его блестящего таланта. Нельзя сказать, что критика  сразу и безоговорочно приняла  его творчество. Годами его подвергали жестоким упрекам за то, что в  его фильмах нет тематической остроты, социальной и психологической  проблемности, за то, что он уходит в мир технического совершенства, забывая о «человеческой сущности» кино. Эти выводы ранили Спилберга и, в конце концов, привели его к созданию прекрасного фильма «Список Шиндлера» (1993), за который он получил режиссерского «Оскара». В 1982 году он выпустил картину «Инопланетянин», ставшую одной из самых «кассовых» за всю историю кино: прокат по всему миру дал небывалую цифру дохода - 720 млн. долларов.

Информация о работе Социология кино