Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Известно, что социология — это наука об обществе и взаи­моотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание ста­бильного, постоянно прогрессирующего общества.
В России социологические, политологические и культурологиче­ские кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социоло­гов преследовали либо отодвигали на второй план, а социоло­гию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.

Содержание

Введение с.3-4

1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса. С.-6
2. Социальный и личный статус с.6
3. Приписываемый и достигаемый статусы. С.7-8
4. Роли социального статуса. Права и обязанности. С.8-10
5. Социальные и межличностные отношение. С.10-13
6. Социальные и политические группы. С.13-14
7. Социальная стратификация. С.15
8. Динамика общества. Социальное действие. С.16-17
9. Социальная структура. С.17-19
10. Предпосылки социологического знания с.19-22
11. краткий исторический очерк становления социологии. с.23-28
12. межлиошплинарная матрица социологии с.28-33
13. внутридисциплинарная структура социологии с.33-37

Вывод с.38
Используемая литература с.39

Работа содержит 1 файл

социология курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Под междисциплинарной матрицей социологического знания под­разумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами: психо­логией, социальной психологией, экономикой, антропологией, полити­ческими науками и этнографией — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание. Родственные дисциплины за­имствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результа­тами исследований, методами и теоретическими находками.

Чаще всего социологи считают свои исследования комплексны­ми, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортив­ная команда), а социология — большие группы, т. е. миллионы пенсио­неров, детей, малоимущих, врачей, православных и т. п., причем неза­висимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода за­нятий, национальности, пола, возраста.

Рис. 1. Три науки, изучающие поведение людей

 

Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к экспери­менту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы. Дальше нее проникает в глубь человека только физиология, изучающая наши рефлексы, и медицина, препарирующая наше тело. Психологи останавливаются на уровне души. Тело их не интересует.

Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сфор­мировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те зада­чи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество воздействует на индивида не прямо, а через по­средника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах: в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п.

Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше сме­щается с индивида на группу, с индивидуально-психологического пове­дения на социально-психологическое.

Взаимопроникновение социологии и психологии было настолько Мощным, что благотворно повлияло на обе эти науки и вместе с тем стимулировало активное развитие третьей дисциплины — социальной психологии.

В середине XX века социология в США настолько созре­ла, что некоторые ее методы заимствовали психологи.

Социология, в отличие от психологии, не умеет оперировать таки­ми тонкими инструментами, как эксперимент и разные приборы Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются стати­стическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэто­му, в противоположность психологу, социолог имеет дело не с кон­кретным, а с усредненным человеком — этаким обобщенным портре­том, который подходит всем сразу и никому в особенности. Вроде бы и грубо, а факт налицо: ни экономика, ни политология не могут запустить свои товары или избирательную кампанию, не поинтересо­вавшись, как думает, дышит, чувствует и ведет себя большинство на­селения. Социология способна узнать о тех же мыслях, чувствах, на­строениях, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

Социолога интересуют следующие принципиальные вещи:

•  в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение отдельных людей и определяет его,

•  каким образом из опроса отдельных людей получить социаль­ный портрет типичного представителя своей группы.

Таковы две самые важные задачи, которые приходится решать профессиональному социологу.

Вторая черта указывает на применяемые в социологии методы, их специфику. Человек превращается для социолога в респондента - ис­точник нужной информации. Когда он получил от 100 или 1000 рес­пондентов сведения о поле, возрасте, образовании, электоральном по­ведении, ценностных ориентациях и доходах — словом, всю исчерпы­вающую информацию, он забывает о них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках.

Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ — «средний человек».

Различие трех очень похожих наук, предметные области которых студенты часто смешивают, можно выразить иначе. Социология изу­чает социальные отношения, существующие независимо от нас. Соци­альная психология изучает социально-психологические отношения, зависящие от нас, а именно нашего восприятия и оценки этих отно­шений. Психология вообще не изучает никакие отношения напрямую, но косвенно привлекает их для лучшего анализа внутрен­него мира человека.

С одной стороны, социология, психология, социаль­ная психология, экономика, политология, а также антропология и эт­нография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

Социальной называется наука, изучаюая поведение людей в обществе с использованием эмпирических методов и математического аппарата.

С другой стороны, у социологии очень много общего с филосо­фией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания

По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам (рис. 2).

Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии.

 

Таким образом, социология — это пересечение гуманитарных зна­ний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполня­ет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.

Социология вышла из недр философии. Философская составляю­щая играет большую роль в социологии.

 

13.   внутридисциплинарная структура социологии

 

Социология подразделяется на множество отраслей, отражающих тематические предпочтения и исследовательские интересы социоло­гов.

Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается со­вокупность отраслевых направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложно разветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрас­ли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и др.

Пер­вая попытка провести классификацию областей принадлежит О. Конту. Он разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Эта классификация держалась довольно долго. Ею поль­зовались Г. Спенсер и Лестер Ф. Уорд.

Следующий этап сделан с появлением социологии как академиче­ской дисциплины в Америке. Принцип новой классификации — раз­биение социологии на множество предметных областей как средство организации учебного процесса.

Выделялись следующие подразделения общей социологии: социология религии, юридическая и моральная социология, крими­нальная социология и моральная статистика, экономическая социоло­гия, социальная морфология, эстетическая социология, технология, язык и война. Здесь же Дюркгейм для сравнения привел классифика­ции, опубликованные в немецком и итальянском социологических журналах. Немцы предлагали выделить массовую и индивидуальную психологию, медицину и гигиену, социальную историю и социальную юриспруденцию, эстетику, язык, образование, социальную филосо­фию и социальную этику. Итальянцы — политику, социальную психо­логию, демографию.

В то время в каждой стране существовали свои, отличные друг от друга классификации.

В рам­ках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных сущест­вуют такие направления, как социология кино, социология театра, со­циология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т. д. В рамках экономической социологии следует различать социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, со­циологию банков, социологию менеджмента, социологию организа­ций и др.

Отрасли группируются по родственным признакам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария либо личные знакомства и симпа­тии. Постепенно формируются поисковые программы, исследователь­ские группы, научные школы, новые направления и дисциплины.

Таким образом, внутридисциплинарная матрица социологии — это совокупность отраслей (направлений), которые покрывают все тема­тическое поле, изучаемое социологической наукой. Внутридисциплинарную матрицу социологии составляют следующие уровни и типы знания (рис. 3.).

 

Внутридисциплинарную матрицу следует понимать так. В каждой отрасли социологии, скажем в социологии семьи или социологии тру­да, можно обнаружить все семь элементов, начиная с картины мира и заканчивая методикой и техникой. Действительно, в социологии се­мьи есть методологические проблемы, ее данные участвуют в форми­ровании картины мира, общей и частной теории, в этой сфере про­водится бесчисленное количество эмпирических и прикладных иссле­дований, наконец, активное развитие в социологии семьи получают методика и техника. Сквозные элементы, присутствующие в каждой отрасли, являются общими для всех отраслей. Это означает, что каж­дой отрасли следует придумывать оригинальную методику или карти­ну мира. Они просто подчиняются общим принципам методологии, методики, теории и т. д.

Внутридисциплинарную матрицу можно представить в виде расхо­дящегося корнями вниз «дерева знаний» (рис. 4. ).

 

 

В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е годы, в связи с ростом имущественного расслоения общества, снижением материального благосостояния большей части населения, широкое развитие получили проблемы- бедности и неравенства (вклю­чаемые в тематическое направление «социальная структура и страти­фикация»), о которых при социализме никогда не говорили.

Между уровнем и сложностью социального знания и уровнем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Человек,  как существо биологическое и социальное, является объектом изучения одновременно целого комплекса наук. На стыке разноименных наук часто возникают смежные науки, которые имеют право на независимое существование, но вместе с тем привнося новые особенности в каждую из породивших ее наук, таким примером может служить современная социология.

На протяжении всего  своего существования человеческое общество ощущало  различного рода влияния, однако, часто не давая себе отчет в том, что является тому причиной. В современную эпоху, именно социология, может объяснить эти причины и закономерности их возникновения.

В современном обществе, несомненно, возникла потребность в развитии именно этой науки. Не признавать ее первостепенное значение для человеческого общества больше не представляется возможным, и в эпоху современных противоречий будет даже опасным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.      Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М.: Моск. лицей,  1996.

2.      Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание). Челя­бинск, 1995.

3.      Голубева Г. А., Дмитриев А. В. Социология: Учеб пособие М. Собрание, 1999.

4.      Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.

5.      Кравченко А. И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Дело­вая кн., 2000.

 



Информация о работе Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии