Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Известно, что социология — это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества.
В России социологические, политологические и культурологические кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социологов преследовали либо отодвигали на второй план, а социологию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.
Введение с.3-4
1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса. С.-6
2. Социальный и личный статус с.6
3. Приписываемый и достигаемый статусы. С.7-8
4. Роли социального статуса. Права и обязанности. С.8-10
5. Социальные и межличностные отношение. С.10-13
6. Социальные и политические группы. С.13-14
7. Социальная стратификация. С.15
8. Динамика общества. Социальное действие. С.16-17
9. Социальная структура. С.17-19
10. Предпосылки социологического знания с.19-22
11. краткий исторический очерк становления социологии. с.23-28
12. межлиошплинарная матрица социологии с.28-33
13. внутридисциплинарная структура социологии с.33-37
Вывод с.38
Используемая литература с.39
Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.
В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами: психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией — она образует подсистему системы научного знания — социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками.
Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.
Психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда), а социология — большие группы, т. е. миллионы пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т. п., причем независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.
Рис. 1. Три науки, изучающие поведение людей
Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы. Дальше нее проникает в глубь человека только физиология, изучающая наши рефлексы, и медицина, препарирующая наше тело. Психологи останавливаются на уровне души. Тело их не интересует.
Социальная психология — это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество воздействует на индивида не прямо, а через посредника - малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах: в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т. п.
Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на социально-психологическое.
Взаимопроникновение социологии и психологии было настолько Мощным, что благотворно повлияло на обе эти науки и вместе с тем стимулировало активное развитие третьей дисциплины — социальной психологии.
В середине XX века социология в США настолько созрела, что некоторые ее методы заимствовали психологи.
Социология, в отличие от психологии, не умеет оперировать такими тонкими инструментами, как эксперимент и разные приборы Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому, в противоположность психологу, социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком — этаким обобщенным портретом, который подходит всем сразу и никому в особенности. Вроде бы и грубо, а факт налицо: ни экономика, ни политология не могут запустить свои товары или избирательную кампанию, не поинтересовавшись, как думает, дышит, чувствует и ведет себя большинство населения. Социология способна узнать о тех же мыслях, чувствах, настроениях, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.
Социолога интересуют следующие принципиальные вещи:
• в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияет на поведение отдельных людей и определяет его,
• каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.
Таковы две самые важные задачи, которые приходится решать профессиональному социологу.
Вторая черта указывает на применяемые в социологии методы, их специфику. Человек превращается для социолога в респондента - источник нужной информации. Когда он получил от 100 или 1000 респондентов сведения о поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах — словом, всю исчерпывающую информацию, он забывает о них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках.
Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ — «средний человек».
Различие трех очень похожих наук, предметные области которых студенты часто смешивают, можно выразить иначе. Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает социально-психологические отношения, зависящие от нас, а именно нашего восприятия и оценки этих отношений. Психология вообще не изучает никакие отношения напрямую, но косвенно привлекает их для лучшего анализа внутреннего мира человека.
С одной стороны, социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.
Социальной называется наука, изучаюая поведение людей в обществе с использованием эмпирических методов и математического аппарата.
С другой стороны, у социологии очень много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания
По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам (рис. 2).
Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии.
Таким образом, социология — это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам.
Социология вышла из недр философии. Философская составляющая играет большую роль в социологии.
13. внутридисциплинарная структура социологии
Социология подразделяется на множество отраслей, отражающих тематические предпочтения и исследовательские интересы социологов.
Под внутридисциплинарной матрицей социологии понимается совокупность отраслевых направлений, тематических областей и сфер, которые выделились в процессе дифференциации социологического знания и сегодня представляют собой сложно разветвленную систему. К примеру, в рамках социологии в XX веке выделились такие отрасли, как социология труда и социология города, социология культуры и социология религии и др.
Первая попытка провести классификацию областей принадлежит О. Конту. Он разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Эта классификация держалась довольно долго. Ею пользовались Г. Спенсер и Лестер Ф. Уорд.
Следующий этап сделан с появлением социологии как академической дисциплины в Америке. Принцип новой классификации — разбиение социологии на множество предметных областей как средство организации учебного процесса.
Выделялись следующие подразделения общей социологии: социология религии, юридическая и моральная социология, криминальная социология и моральная статистика, экономическая социология, социальная морфология, эстетическая социология, технология, язык и война. Здесь же Дюркгейм для сравнения привел классификации, опубликованные в немецком и итальянском социологических журналах. Немцы предлагали выделить массовую и индивидуальную психологию, медицину и гигиену, социальную историю и социальную юриспруденцию, эстетику, язык, образование, социальную философию и социальную этику. Итальянцы — политику, социальную психологию, демографию.
В то время в каждой стране существовали свои, отличные друг от друга классификации.
В рамках социологии культуры сегодня в качестве самостоятельных существуют такие направления, как социология кино, социология театра, социология массовой (популярной) культуры, социология чтения и т. д. В рамках экономической социологии следует различать социологию труда, социологию занятости и безработицы, социологию рынка, социологию банков, социологию менеджмента, социологию организаций и др.
Отрасли группируются по родственным признакам: тематическая близость, общие мировоззренческие установки, сходство методологии или методического инструментария либо личные знакомства и симпатии. Постепенно формируются поисковые программы, исследовательские группы, научные школы, новые направления и дисциплины.
Таким образом, внутридисциплинарная матрица социологии — это совокупность отраслей (направлений), которые покрывают все тематическое поле, изучаемое социологической наукой. Внутридисциплинарную матрицу социологии составляют следующие уровни и типы знания (рис. 3.).
Внутридисциплинарную матрицу следует понимать так. В каждой отрасли социологии, скажем в социологии семьи или социологии труда, можно обнаружить все семь элементов, начиная с картины мира и заканчивая методикой и техникой. Действительно, в социологии семьи есть методологические проблемы, ее данные участвуют в формировании картины мира, общей и частной теории, в этой сфере проводится бесчисленное количество эмпирических и прикладных исследований, наконец, активное развитие в социологии семьи получают методика и техника. Сквозные элементы, присутствующие в каждой отрасли, являются общими для всех отраслей. Это означает, что каждой отрасли следует придумывать оригинальную методику или картину мира. Они просто подчиняются общим принципам методологии, методики, теории и т. д.
Внутридисциплинарную матрицу можно представить в виде расходящегося корнями вниз «дерева знаний» (рис. 4. ).
В советское время лидировала трудовая тематика и наиболее активное развитие получила социология труда, а в 90-е годы, в связи с ростом имущественного расслоения общества, снижением материального благосостояния большей части населения, широкое развитие получили проблемы- бедности и неравенства (включаемые в тематическое направление «социальная структура и стратификация»), о которых при социализме никогда не говорили.
Между уровнем и сложностью социального знания и уровнем и сложностью развития общества существует не только тесная связь, но и прямое соответствие. Социологию можно считать объективным зеркалом структуры и динамики данного общества.
Человек, как существо биологическое и социальное, является объектом изучения одновременно целого комплекса наук. На стыке разноименных наук часто возникают смежные науки, которые имеют право на независимое существование, но вместе с тем привнося новые особенности в каждую из породивших ее наук, таким примером может служить современная социология.
На протяжении всего своего существования человеческое общество ощущало различного рода влияния, однако, часто не давая себе отчет в том, что является тому причиной. В современную эпоху, именно социология, может объяснить эти причины и закономерности их возникновения.
В современном обществе, несомненно, возникла потребность в развитии именно этой науки. Не признавать ее первостепенное значение для человеческого общества больше не представляется возможным, и в эпоху современных противоречий будет даже опасным.
Используемая литература:
1. Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М.: Моск. лицей, 1996.
2. Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (реферированное издание). Челябинск, 1995.
3. Голубева Г. А., Дмитриев А. В. Социология: Учеб пособие М. Собрание, 1999.
4. Комаров М. С. Введение в социологию: Учебник для вузов. М.: Наука, 1994.
5. Кравченко А. И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2000.
Информация о работе Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии