Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Известно, что социология — это наука об обществе и взаи­моотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание ста­бильного, постоянно прогрессирующего общества.
В России социологические, политологические и культурологиче­ские кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социоло­гов преследовали либо отодвигали на второй план, а социоло­гию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.

Содержание

Введение с.3-4

1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса. С.-6
2. Социальный и личный статус с.6
3. Приписываемый и достигаемый статусы. С.7-8
4. Роли социального статуса. Права и обязанности. С.8-10
5. Социальные и межличностные отношение. С.10-13
6. Социальные и политические группы. С.13-14
7. Социальная стратификация. С.15
8. Динамика общества. Социальное действие. С.16-17
9. Социальная структура. С.17-19
10. Предпосылки социологического знания с.19-22
11. краткий исторический очерк становления социологии. с.23-28
12. межлиошплинарная матрица социологии с.28-33
13. внутридисциплинарная структура социологии с.33-37

Вывод с.38
Используемая литература с.39

Работа содержит 1 файл

социология курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Стихийная социология — это складывающееся в процессе социали­зации социологическое видение мира, социологический образ мышле­ния, которые опираются не на достижения научного знания, а на личный жизненный опыт и здравый смысл. Ее основой вступает обы­денное сознание.

Обыденное сознание —это продукт нашего нерефлексированного, подсознательного жизнетворчества, значит, его можно «расколдовы­вать» с помощью психолога или психоаналитика, которые применяют глубинное интервью.

Обыденное сознание состоит из конкретных фактов, их оценки и реакций. Когда в данном микрорайоне становится небезопасно на улицах и родителям приходится провожать детишек в школу, педагогический прессинг на них усиливается.

В обыденной жизни мы поступаем так же, как ученые ведут себя в науке: мы создаем собственные теории, которые объясняют окру­жающий мир, помогают в нем лучше ориентироваться, служат руко­водством к действию и даже помогают предсказывать будущие собы­тия.

В повседневной жизни, часто не осознавая того, мы используем те же самые приемы, что и профессиональные ученые. Но наполня­ем их иным содержанием — субъективным и малодостоверным. Что же это за приемы?

Первый прием — ранжирование. По одежде, манере говорить, по убранству квартиры, покупаемым товарам мы почти безошибочно подразделяем людей на богатых, обеспеченных, бедных и нищих. Иначе говоря, располагаем представителей больших социальных групп сверху вниз на некой невидимой глазу социальной шкале.

Точно так же мы ранжируем профессии и виды занятий на очень престижные, престижные, малопрестижные и непрестижные. Так поступаем мы со всем, что встречаем в своем социальном окру­жении, начиная с людей и кончая марками автомобилей. Все это ранжируется, т. е. выстраивается в вертикальном порядке по степени ценности, важности, престижности и т. п.

Итак, распределяя объекты по социальным признакам, предпочи­тая одни другим, мы совершаем социологическую процедуру ранжи­рования.

Ранжировать можно отдельных индивидов и целые группы. Для получения групп мы обычно пользуемся другой процедурой, которую в социологии зовут типологизацией. Что это такое?

Типологизация об­наруживается в умении находить, подмечать в окружающем типич­ные, повторяющиеся явления, а затем правильно их классифициро­вать. На основе сходных черт можно объединить в одну группу внешне различных индивидов.

Применяя более сложные навыки, можно научиться составлять социальные типы — собирательный образ представителей какой-либо большой социальной группы не по одному, а по ряду признаков. Это вершина мастерства типологизации.

Типологизация дополняется третьей процедурой — категоризацией. Это способность отличать одну социальную группу или категорию от других. Нахождение отличительных признаков не менее сложная опе­рация, чем поиск сходных черт. Научившись ранжированию, типоло­гизации и категоризации, мы с большей легкостью разберемся в сложнейших понятиях социологии, например в социальной стратифи­кации, которая подразумевает распределение больших масс людей сверху вниз по размерам дохода, объему властных полномочий, уров­ню образования и престижу профессии.

Приемами стихийной социологии мы пользуемся намного чаще, чем догадываемся. Без них мы буквально и шагу ступить не можем. Они определяют наше социологическое видение мира и социологиче­ский образ мышления. В самом деле, мир разделен для нас на бед­ных и богатых, стариков и молодых, начальников и подчиненных и т.п.

Недовольные своим социальным положением, мы стараемся поме­нять менее престижную и менее оплачиваемую профессию инженера на более престижную и доходную профессию бухгалтера, понимая, что по творческому содержанию труда и необходимому образованию первая стоит выше второй. В соответствии с этим изменяется круг знакомых, привычки и стиль жизни, материальные условия, социаль­ный статус и выполняемые роли. Мы взвешиваем, с кем надо под­держивать отношения, а с кем не стоит этого делать, в какой одежде следует ходить, чтобы «не потерять лица» (не уронить свой имидж).

Благодаря приемам стихийной социологии, ежедневно применяе­мым нами десятки и сотни раз, окружающий мир упорядочивается, разбивается на строго очерченные «улицы» и «перекрестки», а поведе­ние незнакомых людей становится предсказуемым, узнаваемым. Так мы творим свою собственную и в то же время общую для всех соци­альную вселенную.

 

 

11. Краткий исторический очерк становления социологии.

 

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два ги­ганта - Платон (427—347 до н.э.) и Аристотель (384—322 до н.э.).

Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Госу­дарство» Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое общество де­лилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством, средний, включавший воинов, охранявших его от сму­ты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопеди­ческий ум античности — Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плу­тократия и лишенный собственности пролетариат.

Только через две тысячи лет европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благо­даря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послу­жили непосредственными предшественниками научного этапа социо­логии.

Еще в средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун присталь­но изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Многие европейские мыслители XVII — XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго до официального рождения социологии писали о нравах лю­дей, общественной морали и традициях, характере народов, поведе­нии социальных типажей. В XVII-XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть решающую роль в формировании со­циологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функ­ция и некоторые другие.

Термин «социология» появился лишь в начале XIX века —между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст Конт (1798—1857) был философом, не особенно выдающимся, как, ска­жем, Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений — позитивизма. Во-вторых, он является отцом социологии. О. Конт дал ей имя, определил ее предмет и методы, хотя ничем из придуманного на практике не воспользовался.  В-третьих, его именуют от­цом теории индустриального общества, лежащей в основании совре­менной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением.

Человече­ское общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тысяч лет назад, а науки о нем — социология, экономика, психология, этнография, антропология — появились, причем почти од­новременно, только в XIX веке.

В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития.

Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала как идеология среднего класса. Именно в XIX веке мы видим широкое движение интеллигенции в помощь социальным аутсайдерам, причем во всех европейских странах, включая и Россию. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и выявляют одаренных детишек. Множащийся числом средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социоло­гия рождалась как наука об обществе и его трансформации.

Создавая новую науку, О. Конт рассуждал примерно так: для того чтобы познать общество во всем многообразии его проявлений, фи­лософии уже недостаточно. Нужна специальная наука, которая зани­малась бы обществом не наряду с другими вопросами, а специально, посвятив все внимание только им. Для того чтобы состоялась новая наука об обществе как самостоятельное знание, ей нужно отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный. Но вначале, пока своих методов нет, социология должна взять из ес­тествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравни­тельный анализ.

О. Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и экономиче­ской свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвеще­ния можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естество­знание.

Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества. Социология роди­лась и выросла в быстро изменяющемся мире: борьба за независи­мость в Европе и Америке, возрождение и падение Наполеона, расцвет Британской империи.

Только через 50 лет, а именно в конце XIX века, появилось первое поколение со­циологов, лидерами которого стали всемирно известные ученые Э. Дюркгейм и М. Вебер

Поколению Вебера и Дюркгейма пришлось сделать шаг вперед и доказать, что историю творят не великие личности, абсолютные идеи или безличные законы, а рядовые люди, обладающие мотивацией, ин­тересами, потребностями и ценностными ориентациями, что история и биография приобретают значение, только будучи пропущены через призму общественных отношений.

Еще дальше пошел Р. Парк, создатель Чикагской школы. Будучи журналистом, он обыскивал трущобы и описывал особенности пове­дения их обитателей.  Он изучал социальные типы там, где обитают их живые воплощения: преступников — в подвалах, китайских кресть­ян—в деревенских лачугах, ковбоев - на диком Западе, последователей Аль Капоне и Анастази — на улицах больших городов.

Поколение Конта и Спенсера постепенно уступило место поколе­нию эмпириков, изучавших все более узкие проблемы: преступные группировки, малые группы, городские агломерации, расовые отноше­ния и т. д. Активно использовались статистика и собственные мето­ды, изобретенные для целей эмпирического исследования.

Соотечественника О. Конта Эмиля Дюркгейма называют пионе­ром практической социологии. Он разработал методологию функцио­нального анализа, которая применяется по сей день; провел глубокий анализ проблемы самоубийства, и сегодня служащий классическим примером социологического исследования; заложил основы теории аномии, и в наше время не потерявшей своей ценности. Его учения о разделении общественного труда, о механической и органической солидарности, природе социального факта, о коллективном сознании и ценностях, эволюции религии вошли в золотой фонд мировой со­циологии.

Не только Франция, но и Германия удивила мир блестящей плея­дой социологов. Это Макс Вебер, Георг Зиммель, Фердинанд Теннис. Таковы самые крупные величины.

Карла Маркса (1818-1883) считают основателем теории социаль­ного конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Это самая крупная фигура среди социальных философов вообще.

Под стать К. Марксу является другой немецкий мыслитель Макс Вебер (1864—1920).  Он разработал все базисные теории, которые сегодня со­ставляют фундамент социологии: учения о социальном действии и мотиваций профессии как призвании, социологии религии, экономи­ческой социологии и социологии города, теории бюрократии; кон­цепцию социальной стратификации, основы политологии и института власти, наконец, учение об эволюции капитализма.  В области методологии одним из главных его достижений является введение идеальных типов.

Благодаря М. Веберу, а также его коллегам Ф. Теннису (1855-1936) и Г. Зиммелю (1858-1918) немецкая школа доминировала в ми­ровой социологии вплоть до Первой мировой войны. В Англии наи­больший вклад в мировую социологию внес Герберт Спенсер (1820-1903), создавший учение о социальной эволюции и рассматри­вавший человеческое общество наподобие живого организма.

Центром мировой социологии на первом этапе (конец XIX —на­чало XX века) являлись три европейские страны: Франция, Герма­ния, Англия. Конечно, и в других странах трудились замечательные мыслители, сделавшие немало для развития национальной социоло­гии. В России к ним относятся Н. Кареев, Н. Михайловский, М. Кова­левский, В. Хвостов. Но они не оказали заметного влияния на разви­тие мировой социологии.

Питирим Сорокин (1889—1968),  родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию. Именно благодаря в первую очередь ему Россию наряду с Италией (где жили и трудились выдающиеся социологи XIX-XX веков - Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Михельс) можно при­числить к разряду социологических держав мира, но, быть может, по­ставив ее не в первый, а во второй эшелон.

На следующем этапе, который начинается в 20-е годы XX века и продолжается по сей день, центр мировой социологии переместился в США, где эта наука сразу же получила немалую помощь государст­ва и поддержку большинства университетов.

Если в Европе социологическая мысль развивалась в тесном кон­такте с философией, то в Америке среди социологов получила широ­кое распространение социальная психология. Представители обеих культур стремились объяснить эволюцию и функционирование обще­ства, но делали это по-разному: европейцы больше тяготели к гло­бальным историческим схемам, американцы —к конкретным моделям и прикладным разработкам.

 

12. межлиошплинарная матрица социологии

 

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определен­ное место. Социология относится к числу наук, изучающих не толь­ко общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество - настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только объединяя усилия многих наук, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, ка­кое только существует на этом свете,—человеческое общество. Науки, изучающие один и тот же объект, особенно такой крупный, как об­щество, объединены между собой логическими связями, общими по­нятиями и методами, а потому представляют некоторую систему, ко­торую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Информация о работе Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии