Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Известно, что социология — это наука об обществе и взаи­моотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание ста­бильного, постоянно прогрессирующего общества.
В России социологические, политологические и культурологиче­ские кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социоло­гов преследовали либо отодвигали на второй план, а социоло­гию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.

Содержание

Введение с.3-4

1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса. С.-6
2. Социальный и личный статус с.6
3. Приписываемый и достигаемый статусы. С.7-8
4. Роли социального статуса. Права и обязанности. С.8-10
5. Социальные и межличностные отношение. С.10-13
6. Социальные и политические группы. С.13-14
7. Социальная стратификация. С.15
8. Динамика общества. Социальное действие. С.16-17
9. Социальная структура. С.17-19
10. Предпосылки социологического знания с.19-22
11. краткий исторический очерк становления социологии. с.23-28
12. межлиошплинарная матрица социологии с.28-33
13. внутридисциплинарная структура социологии с.33-37

Вывод с.38
Используемая литература с.39

Работа содержит 1 файл

социология курсовая.doc

— 167.50 Кб (Скачать)


2

 

Московский институт Международных

Экономических отношений

 

 

 

Факультет:     Бухгалтерский учет и аудит

 

 

Курсовая  работа

 

Дисциплина:          Социология

 

Тема:    Социология как наука. Структура социологии.            Основные понятия социологии.

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

 

Москва

2003 г.

План

Введение  с.3-4

 

1.      Предмет социологии. Понятие роли и статуса.  С.-6

2.      Социальный и личный статус  с.6

3.      Приписываемый и достигаемый статусы.  С.7-8

4.      Роли социального статуса. Права и обязанности.  С.8-10

5.        Социальные и межличностные отношение.  С.10-13

6.      Социальные и политические группы.  С.13-14

7.      Социальная стратификация.  С.15

8.      Динамика общества. Социальное действие.  С.16-17

9.      Социальная структура.  С.17-19

10. Предпосылки социологического знания  с.19-22

11. краткий исторический очерк становления социологии.  с.23-28

12. межлиошплинарная матрица социологии  с.28-33

13. внутридисциплинарная структура социологии  с.33-37

 

Вывод  с.38

Используемая литература  с.39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мы живем уже в XXI веке —эпохе невиданных скоростей, сверх­новых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называ­ют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями станут моделью поведения для будущих поколений.

Наступающая эпоха —это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным нау­кам. А к ним мы относим такие дисциплины, как экономика, юрис­пруденция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближай­шей перспективе социальное знание будет играть роль законодатель­ной власти, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной. Бал в XXI веке будут править социальные, в широком смысле общественные науки. Их восхождение на Олимп на­чалось в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-начале 70-х годов XX века. Возможно, что в XXII или в XXIII веке господ­ствующие высоты достанутся другой части общественных наук, кото­рую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусство­знание, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности.

В одной из самых цивилизованных стран мира, США, социаль­ные науки: социологию, экономику, право, политологию, психоло­гию—преподают во всех школах, университетах и колледжах.

Известно, что социология — это наука об обществе и взаи­моотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание ста­бильного, постоянно прогрессирующего общества.

В России социологические, политологические и культурологиче­ские кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социоло­гов преследовали либо отодвигали на второй план, а социоло­гию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.

И хотелось бы надеяться, что  в  настоящее время,  в России социология  займет именно, то главенствующее место, которое по – праву занимает в некоторых других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Предмет социологии. Понятие роли и статуса.

 

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Объекта исследования главными действующими лица­ми у социолога выступали респонденты — живые люди

Среди основных понятий социологии следует выделить два глав­ных статус и роль.

Статусом называется позиция (положение) че­ловека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие «роли» рас­крывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в общест­ве. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в ком­пании друзей,—означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, респуб­ликанцем, бизнесменом — значит иметь формальный, или социаль­ный, статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть мно­жество статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он мужчина, отец, муж, сын, препо­даватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редкол­легии, православный и т. д. Один человек может занимать два проти­воположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным стату­сом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (дирек­тор банка, юрист, рабочий), а для женщин —с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который опре­деляет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

 

2.      Социальный и личный статус

 

Различают также социальный и личный статусы. Социальный ста­тус-положение человека в обществе, которое он занимает как пред­ставитель большой социальной группы (профессии, класса, нацио­нальности, пола, возраста, религии).

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качества­ми. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знато­ком - значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

 

 

 

 

3.      Приписываемый и достигаемый статусы.

 

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обяза­тельно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смыс­ле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические осо­бенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе —разные социальные статусы. На Кубе негры — представители основного населения, составляющие его большинство, и они имеют равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры - большая часть населения, но в период апартеида они подвергались политиче­ской и социальной дискриминации.

В США негры — меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр —не только прирожденный (заданный приро­дой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожден­ным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворян­ского рода» и т. д.

Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими при­вилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родствен­ник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворян­ских привилегий свидетельствуют об относительности подобных ста­тусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общест­венном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Система род­ства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники. Не кровные родственни­ки называются родственниками в законе. Теща —это мать в законе, тесть —отец в законе. Это приписываемые, но не прирожденные ста­тусы, ведь их приобретают благодаря браку.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полу­ченный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате сво­бодного выбора, личных усилий и находится под контролем челове­ка. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, право­славного, члена консервативной партии. Статусы мужа, жены, крест­ного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого.

 

4.      Роли социального статуса. Права и обязанности.

 

Любой статус состоит из ролей, а те —из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример. Статус «отец» включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо за­коном, либо обычаем. Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» пред­полагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа.

Точно так же мы можем разложить на составляющие элементы другой статус — статус мужа. У него иной набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, кото­рые определены соответствующими нормами поведения. И так бук­вально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять ка­ждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т. е. ста­тус.

Итак, статус — это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются со­циальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствую­щими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют ди­намической характеристикой статуса.

Совокупность пустых, т. е. не заполненных людьми статусов, обра­зует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населе­ния. Его изучает статистика.

Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом — соци­альными функциями.

 

5.      Социальные и межличностные отношение.

 

Можно утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы — межличностными отношениями. Обще­ство окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, эта­жом ниже, расположена другая сеть — межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступа­ют люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундамен­тальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замеча­тельные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональ­ной ролью, не соответствует статусу, первый его уволит. Начальник и подчиненный — социальные роли.

Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, ко­торые проявляются через социальные отношения. Функции и отно­шения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скреп­ляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между со­бой в социальное взаимодействие.

Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристалли­зуются в социальные отношения.

Всю жизнь мы учимся пра­вильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. Показателем зрелой личности выступает уровень культуры.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А над­зирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение - социаль­ный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.), но со­стоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирую­щих соблюдение предписаний).

Информация о работе Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии