Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:26, курсовая работа
Известно, что социология — это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества.
В России социологические, политологические и культурологические кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социологов преследовали либо отодвигали на второй план, а социологию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.
Введение с.3-4
1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса. С.-6
2. Социальный и личный статус с.6
3. Приписываемый и достигаемый статусы. С.7-8
4. Роли социального статуса. Права и обязанности. С.8-10
5. Социальные и межличностные отношение. С.10-13
6. Социальные и политические группы. С.13-14
7. Социальная стратификация. С.15
8. Динамика общества. Социальное действие. С.16-17
9. Социальная структура. С.17-19
10. Предпосылки социологического знания с.19-22
11. краткий исторический очерк становления социологии. с.23-28
12. межлиошплинарная матрица социологии с.28-33
13. внутридисциплинарная структура социологии с.33-37
Вывод с.38
Используемая литература с.39
2
Московский институт Международных
Экономических отношений
Факультет: Бухгалтерский учет и аудит
Курсовая работа
Дисциплина: Социология
Тема: Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии.
Выполнила:
Москва
2003 г.
1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса. С.-6
2. Социальный и личный статус с.6
3. Приписываемый и достигаемый статусы. С.7-8
4. Роли социального статуса. Права и обязанности. С.8-10
5. Социальные и межличностные отношение. С.10-13
6. Социальные и политические группы. С.13-14
7. Социальная стратификация. С.15
8. Динамика общества. Социальное действие. С.16-17
9. Социальная структура. С.17-19
10. Предпосылки социологического знания с.19-22
11. краткий исторический очерк становления социологии. с.23-28
12. межлиошплинарная матрица социологии с.28-33
13. внутридисциплинарная структура социологии с.33-37
Вывод с.38
Используемая литература с.39
Мы живем уже в XXI веке —эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями станут моделью поведения для будущих поколений.
Наступающая эпоха —это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам. А к ним мы относим такие дисциплины, как экономика, юриспруденция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет играть роль законодательной власти, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной. Бал в XXI веке будут править социальные, в широком смысле общественные науки. Их восхождение на Олимп началось в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60-начале 70-х годов XX века. Возможно, что в XXII или в XXIII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствознание, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности.
В одной из самых цивилизованных стран мира, США, социальные науки: социологию, экономику, право, политологию, психологию—преподают во всех школах, университетах и колледжах.
Известно, что социология — это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность — создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества.
В России социологические, политологические и культурологические кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века. На протяжении 70 лет социологов преследовали либо отодвигали на второй план, а социологию-под вывеской исторического материализма — преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.
И хотелось бы надеяться, что в настоящее время, в России социология займет именно, то главенствующее место, которое по – праву занимает в некоторых других стран.
1. Предмет социологии. Понятие роли и статуса.
Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Объекта исследования главными действующими лицами у социолога выступали респонденты — живые люди
Среди основных понятий социологии следует выделить два главных статус и роль.
Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие «роли» раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например, в компании друзей,—означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь формальный, или социальный, статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).
В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
2. Социальный и личный статус
Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус-положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).
Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком - значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).
3. Приписываемый и достигаемый статусы.
Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр — прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе —разные социальные статусы. На Кубе негры — представители основного населения, составляющие его большинство, и они имеют равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры - большая часть населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.
В США негры — меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.
Таким образом, негр —не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т. д.
Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.
Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники. Не кровные родственники называются родственниками в законе. Теща —это мать в законе, тесть —отец в законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку.
В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого.
4. Роли социального статуса. Права и обязанности.
Любой статус состоит из ролей, а те —из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой пример. Статус «отец» включает в себя несколько ролей: дисциплинатор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли - свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законопослушания, уважения традиций и обычаев своего народа.
Точно так же мы можем разложить на составляющие элементы другой статус — статус мужа. У него иной набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т. е. статус.
Итак, статус — это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль - на способ поведения.
Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.
Совокупность пустых, т. е. не заполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.
Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями.
5. Социальные и межличностные отношение.
Можно утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы — межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть — межличностных отношений.
Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное — социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первый его уволит. Начальник и подчиненный — социальные роли.
Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.
Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие.
Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения.
Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат - социально зрелая личность. Показателем зрелой личности выступает уровень культуры.
Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение - социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).
Информация о работе Социология как наука. Структура социологии. Основные понятия социологии