Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 15:50, курсовая работа
Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.
Введение
1. Социология Г. Спенсера
1.1 Характеристика эволюционного процесса социологии, как науки
1.2 Концепция социальных институтов
1.3 Общество, как “социальный организм”
2. « Социологизм» Э. Дюркгейма
2.1 «Социологизм» как философское обоснование социологии
2.2 Онтологическая сторона социальной реальности.
2.3 Методологический аспект «социологизма»
Заключение
Список терминов
Список литературы
Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользоваться применительно к определенным социальным явлениям, к предмету и методу новой науки.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воз-действие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании-».
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная
морфология аналогична анатомии; она
исследует «субстрат »
Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:
социологию религии;
социологию морали;
юридическую социологию;
экономическую социологию;
лингвистическую социологию;
стетическую социологию.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Заключая этот раздел социологического учения Дюркгейма, следует подчеркнуть плодотворность ряда положений его концепции «социологизма» на том историческом периоде развития социологии. Среди них можно назвать следующие: признание общества самостоятельной объективной реальностью по отношению к составляющим его индивидам; рассмотрение влияния социальной среды на индивидуальное сознание и поведение, а также обоснование социальной природы морали религии и самого процесса познания.
Заключение
СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне. Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этик» (1879-1893).
Спенсер
первым в развернутой форме стал
разрабатывать подход , получивший
впоследствии название общей теории
систем, и применять его к
Спенсеровское
представление об обществе как организме
позволило осмыслить и понять
ряд важных особенностей структуры
и функционирования социальных систем.
Он не отождествлял общество с индивидуальным
биологическим организмом, как зачастую
утверждали и его противники, и
его сторонники. Он лишь сравнивал
эти две сущности, прослеживая
как сходства, так и различия “сверхорганический”
организм, т. е. как специфическую
организацию.
Эмиль
Дюркгейм - социолог и философ, основатель
французской социологической
Э. Дюркгейм полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе -- предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исходя из этого, он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека. Не менее важной особенностью концепции Дюркгейма было то, что он обратился к социальным группам, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию существует социальная интеграция, ибо члены общества придают значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Если же индивид не желает следовать этим нормам, возникает аномия. В этой связи применение социологизма как теории общества к исследованию причин самоубийств (есть специальная работа об этом) вскрыло необычные процессы, происходящие как в обществе, так и в индивиде.
Список терминов
1.Эволюционизм — система взглядов в изучении истории жизни, подразумевающая всеобщее постепенное (упорядоченное) и закономерное (последовательное) развитие. Основной принцип — развитие сложных организмов из предшествующих более простых с течением времени — предполагает описание динамики происходящих во времени изменений и определение ведущих к этому причин.
2."Антисоциальность" - это библиотека материалов, противоречащая общественным устоям и привычкам, социальной системе жизнедеятельности, устоявшимся стереотипам основной массы людей.
3.Социальные факты – это явления, в которых проявляются эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, усложнение политической организации и т. п.
4.Социальное познание - это когда Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким образом, социальное познание выступает как самопознание.
5.Социальный организм - по Г.Спенсеру - общество, рассматриваемое по аналогии с живым организмом.
6.Социальная среда - часть окружающей среды, состоящая из взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
7.Редукционизм (от лат. reductio) — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).
8.Анти-психологизм
— парадигмальная установка, постулируемая
модернизмом и в особенности постмодернизмом
, которая заключается в программной элиминации
субъективного фактора при интерпретации
феноменов культуры.
Список литературы
1. Западно-европейская социология XIX века: Тексты/ под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. Работа Г.Спенсера «Основания Социологии».
2. История теоретической социологии Том 1. М.: издательство КАНОН, 1997.
3. Большая Советская Энциклопедия.
4. "Социология". Учебное пособие. (1995г).
5. "Философия". Учебное пособие. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. (1998г).
6. "Социология"
Кухарчук Д.В. (2006г).
Информация о работе Социология Г. Спенсера и « Социологизм» Э. Дюркгейма