Социологическое образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть уровень развитости социологического образования в различных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. с.3



ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ...с.5
Социологическая школа США……………………………………... с.5
Социологическая школа Германии………………………………… с.9
Социологическая школа Франции…………………………………. с.12



ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………………. с.14

2.1.Украинская модель социологического образования………………… с.14

2.2. Социология в России………………………………………………….. с.16



ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ……………………………………………. с.27



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. с.31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. с.33

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 70.52 Кб (Скачать)

И все же, к настоящему времени в России сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Социология приобрела твердую собственную основу[12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В  БЕЛАРУСИ

Отличительной чертой социологии в Беларуси 1920-1930гг. стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. Уже в 1923 был опубликован первый в республике курс по социологии.

Масштабы исследовательской работы значительно расширились после  создания в январе 1922 Института белорусской  культуры, преобразованного в 1929 в Академию наук БССР. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е.Ф. Карский, С.М. Некрашевич), динамики ее социальной структуры (В.И. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи, религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М. Василейский, А.А. Гайваронский, С.М. Ривес). Целый ряд работ по социологии, опубликованных в 1920-е, получил широкую известность как в республике, так и за ее пределами (Вольфсон С.Я. "Социология брака и семьи". Мн., 1929; Он же. "Современная религиозность". Мн., 1919; Каценбоген С. 3. "Марксизм и социология". Саратов, 1926; Ивановский В.Н. "Методологические введения в науку и философию". Мн., 1923; Ривес С.М. "Религиозность и антиелигиозность в детской среде". Мн., 1930; Василейский С.М. и др. "Из теории и практики профориентации и профконсультации". Мн., 1929; Касперович М.И. "Краязнаўства". Мн., 1929 и др.).

В историко-социологическом плане  значительный интерес представлял  опыт развития социографии и разработки методов эмпирических исследований. В частности, в 1927 в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период монография С.М. Василейского "Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований", посвященная систематическому анализу методов сбора и обработки эмпирической социальной информации. Предпринятая автором попытка модификации процесса социального исследования отражала растущую потребность в методическом обеспечении многочисленных социальных обследований, проводившихся в Беларуси в 1920-е - начале 1930-х. В этот период Центральное Бюро краеведения Инбелкульта публиковало многочисленные программы, на основе которых составлялись стандартные монографические описания в стиле популярной в конце 19 в. "социальной гигиены". Многие из таких описаний отличались достаточно высоким методическим уровнем и воспроизводили широкую панораму общественной жизни и быта сельских и местечковых поселений республики. В настоящее время они представляют ценный источник исторической информации.

В 1927 в Минске вышла в свет коллективная монография "Рабочая молодежь Белоруссии. Численность, состав, быт, условия труда  и физическое состояние", подготовленная Б.Я. Смулевичем и другими преподавателями  кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного  обследования влияния социально-экономических  условий труда и быта на физическое развитие молодежи. В 1927 под руководством С.М. Василейского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровня культурного развития социальных групп молодежи Беларуси. С помощью анкет и тестов было обследовано более четырех тысяч респондентов. В том же году под руководством П.Я. Панкевича проводилось выборочное исследование образа жизни, состояния нравственного сознания, быта студенческой молодежи. Анкетным опросом было охвачено более 1600 студентов (Асвета. 1928. № 4). В 1920-е активно разрабатывались проблемы профориентации и профотбора, изучались мотивы выбора профессий, жизненные планы молодежи, престиж профессий (Василейский С.М.).

В 1920-е многочисленные исследования были проведены по проблеме быта и  духовных ценностей крестьянства. Центральное  бюро краеведения при АН БССР разработало  специальную методическую справку  по изучению белорусского крестьянства. На ее основе специальная комиссия АН БССР обследовала порядка 50 колхозов.

В конце 1920-х - начале 1930-х был проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности  и антирелигиозных установок  населения. (Вольфсон С.Я. Современная религиозность. Мн., 1930).

Эмпирические социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем  имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному  плану, без предварительной формулировки гипотез. В этих исследованиях применялись  наиболее элементарные уровни измерения  социальных признаков. Социологические  анкеты включали, главным образом, открытые вопросы, что определяло низкий уровень  стандартизации процедуры сбора  информации. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской  социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить  дух революционного преобразования общества, его положительные и  отрицательные моменты. Последнее, видимо, не устраивало официальную  власть, которая стала с подозрением  смотреть на научные разработки в  области истории, социологии, статистики и др.

К середине 1930-х, по мере экспансии  коммунистической диктатуры, социологические  исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси стали постепенно свертываться. Режим не желал, чтобы социологи демонстрировали реальные причины снижения прироста населения (массовые расстрелы и гибель людей в лагерях), значительные проблемы в промышленности и сельском хозяйстве, чтобы социологи регистрировали и иные патологии в социальной жизни. С середины 1930-х и до середины 1960-х собственно социологическая мысль в Беларуси и СССР практически полностью отсутствовала.

Но на данный момент социология в  Беларуси снова разворачивается. Постепенно стали открываться кафедры социологии. Во всех университетах и колледжах в общеобязательном порядке читаются курсы лекций по социологическим дисциплинам. Белорусские социологи активно участвуют в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов. Творческие связи со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателям и сотрудниками позволяют надеяться, что социологическая мысль Беларуси развивается в общем фарватере мировой научной мысли и ее достижения имеют не только региональное, но и международное значение[11]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было просмотрено  развитие социологического образования. И можно сказать, что эта относительно молодая наука завоевала весь мир. В США социология – официально признанная доминирующая дисциплина.   Она с самого начала начинает складываться как университетская наука. Социологические исследования диктовались там потребностями развития общества, поэтому большое место в них занимали и занимают ныне проблемы социализации различных социальных групп и общностей, их приспособление к новым социальным и культурным условиям. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.

Характерной особенностью немецкой социологии 1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется  разрывом с традициями немецкой классической социологии и основательной американизацией  немецкой общественной мысли.

Во Франции – родине социологии, теперь не модно говорить о французской социологии, о традициях Дюркгейма и М. Мосса, даже о структурализме К. Леви-Стросса, поскольку социология, превратилась в подлинно автономное поле деятельности (исследовательской и преподавательской), дифференцировались внутри себя на несколько течений, обозначенных именами-символами Р. Будона, М. Крозье, А.Турена, М. Фуко. Они весьма существенно отличаются друг от друга. Социологический номинализм и позитивистская ориентация характеризуют труды Р. Будон; М. Крозье известен как аналитик бюрократии и менеджмента; А.Турен – представитель активистской социологии и теоретик социальных движений, инициировавший опыт исследования польской «Солидарности» и шахтерских забастовок в конце 1980-х гг. в СССР; М. Фуко представляет структурализм, он – создатель концепции «археологии знания».

Особенностью украинской модели социологического образования  является то, что социологию преподают, как правило, не социологи. Это значит, что выпускники социологических факультетов в столице. Также характерна вторичность образования, производность от зарубежной модели. В результате длительной недооценки и даже запрета социологии, наметилось отставание в этой области. Слабым местом является ее непрозрачность, «подпольность», закрытость, коммуникативная слабость. Украинская модель социологического образования плохо, недостаточно представлена в виртуальном пространстве. Практически нет электронных учебников по социологии.

В России, к настоящему времени, сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и  идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Социология приобрела твердую собственную основу.

В Беларуси стали открываться кафедры  социологии. Во всех университетах  и колледжах в общеобязательном порядке читаются курсы лекций по социологическим дисциплинам. Белорусские  социологи активно участвуют  в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов. Творческие связи со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателям и сотрудниками позволяют надеяться, что социологическая  мысль Беларуси развивается в  общем фарватере мировой научной  мысли и ее достижения имеют не только региональное, но и международное  значение. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. . Бабосов, Е.М. Общая социолоия: Учебное пособие для студентов вузов/Е.М. Бабосов – Минск: ТетраСистемс, 2006.
  2. Буланова, М. Б. От социологического просвещения к социологическому образованию/М. Б. Буланова//

Свободная мысль.-2008.-№5.-С.107-116

  1. Буланова М. Б. Социологическое образование в России(1960-е годы -настоящее время)/М. Б. Буланова//Социс.-2008.-№12.-С.14-24
  2. Елсуков,А.Н. Соколова,Г.Н. Грицанова,А.А. История социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов-Минск: «Вышэйшая школа»,1993.
  3. Здравомыслов, А. Г. Национальные социологические школы в современном мире/А. Г. Здравомыслов//Общественные науки и современность.-2007.-№5.-С.114-130
  4. Злотников, А. Г. Состояние, проблемы и перспективы развития социологического образования в высшей школе/ А. Г. Злотников// Социология.-1999.-№2.-С.42-48
  5. Коробов,В. К. Украинская модель социологического образования/ В.К.Коробов//Общественные науки и современность. -2006. -№3.-С.7-9
  6. Перов,Г.О. Самыгин,С.И. Социология: Учебное пособие- Ростов на Дону:МарТ,2002.-С.-8-12
  7. Политическая социология международных отношений//Французская   социологическая школа /Цыганков, П.А. [электронный ресурс].-2005.-Режим доступа: http://society.polbu.ru/tsygankov_sociology/ch05_i.html- Дата доступа:10.04.09
  8. Социология //Социология на Западе[электронный ресурс].-2005.-Режим доступа :http://www.xserver.ru/user/sozia/-Дата доступа:10.04.09
  9. Социология//Социология в Беларуси (1920-1930)/А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко -[электронный ресурс].-2003.-Режим доступа :http://voluntary.ru/dictionary/568/word/-Дата доступа:24.03.09
  10. Социология в современной России [электронный ресурс].-2007.-Режим доступа :http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=563-Дата доступа:24.03.09
  11. Теории и методы//Развитие социологии в США[электронный ресурс].-2000.-Режим доступа:http://www.infofinansy.ru/socializaciya/razvitiya-sociologii-v-ssha.html-Дата доступа:11.02.09
  12. Теории и методы//Развитие социологической мысли в России [электронный ресурс].-2000.-Режим доступа:http://www.infofinansy.ru/socializaciya/razvitiya-sociologicheskoi misli -v-rassii.html-Дата доступа:11.02.09

Информация о работе Социологическое образование