Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть уровень развитости социологического образования в различных странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. с.3
ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ...с.5
Социологическая школа США……………………………………... с.5
Социологическая школа Германии………………………………… с.9
Социологическая школа Франции…………………………………. с.12
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………………. с.14
2.1.Украинская модель социологического образования………………… с.14
2.2. Социология в России………………………………………………….. с.16
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ……………………………………………. с.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. с.31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. с.33
И все же, к настоящему времени в России сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Крупные ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Социология приобрела твердую собственную основу[12].
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БЕЛАРУСИ
Отличительной чертой социологии в Беларуси 1920-1930гг. стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.Н. Ивановский, С.М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. Уже в 1923 был опубликован первый в республике курс по социологии.
Масштабы исследовательской
В историко-социологическом
В 1927 в Минске вышла в свет коллективная
монография "Рабочая молодежь Белоруссии.
Численность, состав, быт, условия труда
и физическое состояние", подготовленная
Б.Я. Смулевичем и другими преподавателями
кафедры социальной гигиены. В работе
обобщались материалы крупномасштабного
обследования влияния социально-
В 1920-е многочисленные исследования были проведены по проблеме быта и духовных ценностей крестьянства. Центральное бюро краеведения при АН БССР разработало специальную методическую справку по изучению белорусского крестьянства. На ее основе специальная комиссия АН БССР обследовала порядка 50 колхозов.
В конце 1920-х - начале 1930-х был проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности и антирелигиозных установок населения. (Вольфсон С.Я. Современная религиозность. Мн., 1930).
Эмпирические социальные исследования
1920 - 1930-х в большинстве своем
имели прикладной характер и были
мало связаны с теоретическими концепциями.
Обычно они проводились по описательному
плану, без предварительной
К середине 1930-х, по мере экспансии коммунистической диктатуры, социологические исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси стали постепенно свертываться. Режим не желал, чтобы социологи демонстрировали реальные причины снижения прироста населения (массовые расстрелы и гибель людей в лагерях), значительные проблемы в промышленности и сельском хозяйстве, чтобы социологи регистрировали и иные патологии в социальной жизни. С середины 1930-х и до середины 1960-х собственно социологическая мысль в Беларуси и СССР практически полностью отсутствовала.
Но на данный момент социология в Беларуси снова разворачивается. Постепенно стали открываться кафедры социологии. Во всех университетах и колледжах в общеобязательном порядке читаются курсы лекций по социологическим дисциплинам. Белорусские социологи активно участвуют в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов. Творческие связи со своими коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателям и сотрудниками позволяют надеяться, что социологическая мысль Беларуси развивается в общем фарватере мировой научной мысли и ее достижения имеют не только региональное, но и международное значение[11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе было просмотрено развитие социологического образования. И можно сказать, что эта относительно молодая наука завоевала весь мир. В США социология – официально признанная доминирующая дисциплина. Она с самого начала начинает складываться как университетская наука. Социологические исследования диктовались там потребностями развития общества, поэтому большое место в них занимали и занимают ныне проблемы социализации различных социальных групп и общностей, их приспособление к новым социальным и культурным условиям. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.
Характерной особенностью немецкой социологии
1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется
разрывом с традициями немецкой классической
социологии и основательной
Во Франции – родине социологии, теперь не модно говорить о французской социологии, о традициях Дюркгейма и М. Мосса, даже о структурализме К. Леви-Стросса, поскольку социология, превратилась в подлинно автономное поле деятельности (исследовательской и преподавательской), дифференцировались внутри себя на несколько течений, обозначенных именами-символами Р. Будона, М. Крозье, А.Турена, М. Фуко. Они весьма существенно отличаются друг от друга. Социологический номинализм и позитивистская ориентация характеризуют труды Р. Будон; М. Крозье известен как аналитик бюрократии и менеджмента; А.Турен – представитель активистской социологии и теоретик социальных движений, инициировавший опыт исследования польской «Солидарности» и шахтерских забастовок в конце 1980-х гг. в СССР; М. Фуко представляет структурализм, он – создатель концепции «археологии знания».
Особенностью украинской модели социологического образования является то, что социологию преподают, как правило, не социологи. Это значит, что выпускники социологических факультетов в столице. Также характерна вторичность образования, производность от зарубежной модели. В результате длительной недооценки и даже запрета социологии, наметилось отставание в этой области. Слабым местом является ее непрозрачность, «подпольность», закрытость, коммуникативная слабость. Украинская модель социологического образования плохо, недостаточно представлена в виртуальном пространстве. Практически нет электронных учебников по социологии.
В России, к настоящему времени, сложился и признан статус социологии как самостоятельной науки, социология реабилитирована политически и идеологически, признана ее важная роль в решении социальных проблем. Ученые-социологи стали привлекаться для разработки и экспертизы документов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение. Социология приобрела твердую собственную основу.
В Беларуси стали открываться кафедры
социологии. Во всех университетах
и колледжах в общеобязательном
порядке читаются курсы лекций по
социологическим дисциплинам. Белорусские
социологи активно участвуют
в работе международных конгрессов,
конференций и коллоквиумов. Творческие
связи со своими коллегами из ближнего
и дальнего зарубежья, обмен студентами,
аспирантами, преподавателям и сотрудниками
позволяют надеяться, что социологическая
мысль Беларуси развивается в
общем фарватере мировой
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Свободная мысль.-2008.-№5.-С.107-116