Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть уровень развитости социологического образования в различных странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. с.3
ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ...с.5
Социологическая школа США……………………………………... с.5
Социологическая школа Германии………………………………… с.9
Социологическая школа Франции…………………………………. с.12
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………………. с.14
2.1.Украинская модель социологического образования………………… с.14
2.2. Социология в России………………………………………………….. с.16
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ……………………………………………. с.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. с.31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. с.33
Второй конфликт был связан с франкфуртской школой, также возвратившейся из эмиграции. В послевоенной Германии М. Хоркхаймер, Т. Адорно и Ф. Поллак перешли с позиций марксизма на позиции левого гегельянства и обозначили свой подход в качестве «критической теории».
Кениг возвратился в Германию в 1950г. Он поставил перед собой задачу ознакомления новых поколений студентов с основными идеями американской социологии. Кельнский университет, где он работал вместе с фон Виезе, стал наиболее важным центром немецкой послевоенной социологии. Кениг выпустил ряд книг, часть из которых стала бестселлерами.
Третий конфликт разразился в начале 1960-х гг. при попытке достичь взаимопонимания между тремя сформировавшимися к этому времени направлениями немецкой социологии: кельнского направления, франкфуртской школы и школы Шельского. На узком собрании Немецкого социологического общества в Тюбингене (1961г.) разразилась дискуссия между Адорно и К.Поппером. Первый отстаивал позиции критической социологии, а второй выступал с позиций защиты автономии социологического знания, свободы от ценностей и опоры на научно установленные факты. Эта дискуссия вышла далеко за пределы немецкой социологии, так или иначе она продолжалась не только в Германии, но и в других странах.
В середине 1960-х гг. произошло еще
одно важное событие в немецкой социологии.
Заседание Немецкого
Студенческие волнения 1968 г. Приводят к крайней радикализации социального мышления молодежи западноевропейских стран, в том числе и Германии. Марксизм и неомарксизм вновь выходят на публичную арену. Адорно и франкфуртцы вновь оказываются в центре в центре внимания. Идея «позднего капитализма» проникает в сознание интеллигенции. Исходная позиция новых левых состоит в том, что, по словам Адорно, «социальный порядок США и СССР имеет разную целепологающую направленность». В эти годы в общественном мнении социология отождествляется с движением «новых левых». В течении всего десятилетия она становится крайне политизированной, своего рода постоянным поприщем публичного дискурса. На первый план выдвигаются вопросы доступного образования, проблемы колониализма и т.д.
После спада политической активности в Германии, наступившего в 1980-е гг., большее внимание приобретают две теоретические ориентации, в значимой степени противостоящие дру другу.
Характерной особенностью немецкой социологии
1990-х гг. становится эклектизм. Он характеризуется
разрывом с традициями немецкой классической
социологии и основательной
1.3 Социологическая школа Франции
Франция – родина социологии. Именно здесь появились труды О. Конта, возникли идеи среднего класса. Во французской культуре была впервые осмыслена потребность в светском мировоззрении и светском образе жизни. Здесь была сформулирована идея прогресса как поступательного движения общества по восходящей линии. Здесь утверждались принципы рационалистического мышления, опиравшиеся на традиции картезианства. Франция является родиной Просвещения. Она, как и Германия,- страна с богатой философской традицией.
Французская социология, в
отличие от американской, при своем
возникновении в меньшей
К началу творчества Э. Дюркгейма
имена основоположников французской
социологии уже почти забыты, и
он начинает заново. Дюркгейм создает
французское социологическое
Теперь во Франции не модно говорить о французской социологии, о традициях Дюркгейма и М. Мосса, даже о структурализме К. Леви-Стросса, поскольку социология, превратилась в подлинно автономное поле деятельности (исследовательской и преподавательской), дифференцировались внутри себя на несколько течений, обозначенных именами-символами Р. Будона, М. Крозье, А.Турена, М. Фуко. Они весьма существенно отличаются друг от друга. Социологический номинализм и позитивистская ориентация характеризуют труды Р. Будон; М. Крозье известен как аналитик бюрократии и менеджмента; А.Турен – представитель активистской социологии и теоретик социальных движений, инициировавший опыт исследования польской «Солидарности» и шахтерских забастовок в конце 1980-х гг. в СССР; М. Фуко представляет структурализм, он – создатель концепции «археологии знания».
Но наибольшее влияние на развитие современного социологического мышления оказали работа П. Бурдье. Его последователи есть во всех странах[5, c.123-125].
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СНГ
2.2. Украинская модель социологического образования
Социологическое образование на Украине складывается довольно хаотично, и существующие социологические школы (типа харьковской, львовской или одесской школ) добиваются успехов скорее вопреки институциональным изменениям, чем благодаря им. Социологическое образование в Украине «двигают» и возрождают личности талантливых украинских социологов: Е.А.Якубы, И.М.Поповой, В.С.Бакирова, В.Е.Хмелько, И.Н.Кононова, Н.И.Паниной, Н.И.Черныш, В.Г.Городяненко и многих других. Ярко выраженное личностное начало – возможно наиболее сущностная черта украинской модели социологического образования. Как известно, личность профессора социологии способна сформировать молодых последователей-социологов и привить будущим специалистам социологическую культуру. Модель социологического образования мертва без соответствующей мотивации участников образовательного процесса.
Известно, что студенты в украинских университетах не хотят учиться, а преподаватели не хотят учить. Это происходит потому, что качество обучения не влияет на положение выпускника в обществе после окончания университета, а качество педагогического труда не влияет на оплату и престиж преподавателя. «Европеизацию» образования следует начать с введения европейской системы оплаты труда преподавателей, разрешения вузам отчислять нерадивых студентов без последующего «наказания» университета и преподавателя, формирования научно обоснованных по численности групп студентов, приведения к европейским стандартам объемов нагрузки преподавателей, введении реальной взаимозависимости студентов и преподавателей, ликвидации «крепостного права» (знаменитой «одной записи в трудовой книжке» преподавателя) и формирования рынка труда преподавателей в стране. Все это могло бы включить механизмы мотивации у преподавателей и студентов и обеспечить серьезное отношение к учебному процессу. Личный опыт преподавания социологии в религиозном вузе – Таврическом христианском институте – дает возможность сравнить уровень мотивации и моральной заинтересованности в учебном труде в светском университете и религиозном. Наличие моральной мотивации, заинтересованности в учебе практически меняет модель образования. Несколько бывших студентов, слушателей этого курса стали социологами в Израиле и Германии, в США.
Сегодня же социологическое образование крайне унифицировано. Особенностью украинской модели социологического образования является то, что социологию преподают как правило не социологи. Энтузиасты обществоведения, читавшие раньше философию, религиоведение, историю КПСС и научный коммунизм. Это не значит, что они плохие люди или лишенные способностей. Просто выпускники социологических факультетов в столицах не востребованы из-за «крепостного права» в университетах (невозможно никого уволить).
Особенностью украинской модели образования является ее вторичность, производность от зарубежной модели. В результате длительной недооценки и даже запрета социологии, наметилось отставание в этой области. Добавилась самоизоляция от мировой науки, плохое знание языков. С одной стороны, это приводит к некритическому использованию зарубежного опыта, упадничества перед Западом, недооценки собственных «пророков», профессоров. С другой стороны, формальное принятие западного превосходства в науке и образовании подменяет творческое освоение и применение передового зарубежного опыта.
Слабым местом украинской модели является ее непрозрачность, «подпольность», закрытость, коммуникативная слабость. Украинская модель социологического образования плохо, недостаточно представлена в виртуальном пространстве. Практически нет настоящих электронных учебников по социологии и т.п. Социологические факультеты и кафедры не имеют своих собственных динамических сайтов в Интернете, не поддерживают электронные библиотеки, не создают электронные базы данных, не используют преимущества дистанционного образования и т.п. Студенты Украины пользуются преимущественно англоязычными и русскоязычными ресурсами Интернета, изучая социологию. Советская система повышения квалификации разрушена. На ее место не пришла новая система повышения квалификации. Это приводит к формальному «прохождению» стажировок, которые «положены» раз в пять лет. Необходимо восстановление экономически обоснованной системы переподготовки и стажировки кадров преподавателей[7, c.7-9].
Позитивные особенности украинской модели социологического образования |
Негативные особенности украинской модели социологического образования |
Ориентированность на потребности экономики, а не системы образования |
Коммуникативная слабость |
Сильное личностное начало, ориентированность на личностный ресурс профессоров |
Низкая мотивация участников учебного процесса |
Опора на постмарксистскую модель и образ «социальной управляемости» |
Отчужденность учебы от науки |
Преимущественно философское образование преподавателей социологии |
Стагнация профессиональных навыков, «крепостное право» преподавателей |
Ориентированность на мировую науку и международное научное и образовательное сотрудничество |
Формализм |
2.2 Социология в России
После 90-х годов происходит признание того, что среди обширного множества общественных явлений существуют такие, которые изучает только социология (это формы “общественного взаимодействия”, общие виды и типы общения и т.п.), и такие явления, которые она не изучает. Подобное понимание открывало социологии путь для самостоятельного изучения социальных объектов, вносило определенные разграничения в междисциплинарные контакты и дало толчок повсеместному признанию социологии представителями многих дисциплин, теперь уже не только социальных, но и биологии, географии, антропологии, физиологии и т.п. [5, c.126]
В России, несмотря на запреты,
эта новая наука быстро развивалась,
росло количество публикаций. Так, в
1897 г. вышла на русском языке работа
Н.И.Кареева “Введение в
В России подготовка социологов систематически, на профессиональном уровне из-за запрета властей не велась вплоть до начала XX в. В 90-х годах в столичном университете только для желающих Н.И.Кареев читал социологические курсы. Подобные курсы читались в Петербурге (в университете, иногда в Политехническом институте), Москве и Харькове. Но социология еще не была обязательной дисциплиной в государственных учебных заведениях, лишь в некоторых городах в это время были разрешены спецкурсы только как факультативы. Несмотря на это, вопрос о необходимости введения социологического образования стал все чаще и чаще обсуждаться на страницах различных научных изданий. Необходимо отметить, что преподавание социологии в дореволюционной России осуществлялось энтузиастами, а так как само слово “социология” преследовалось монархическим режимом, им приходилось для маскировки подлинного содержания науки пользоваться такими названиями, как “обществоведение”, “законоведение”, “введение в изучение права” и т.д.
Рост революционных