Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть уровень развитости социологического образования в различных странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. с.3
ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ...с.5
Социологическая школа США……………………………………... с.5
Социологическая школа Германии………………………………… с.9
Социологическая школа Франции…………………………………. с.12
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………………. с.14
2.1.Украинская модель социологического образования………………… с.14
2.2. Социология в России………………………………………………….. с.16
ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ……………………………………………. с.27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. с.31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. с.33
В этот период времени российские ученые, за не имением своих социологических обществ, кафедр и специализированных журналов, что, естественно, отрицательно сказывалось на положении социологии в России, активно сотрудничали с западными социологами. Многие из них были сотрудниками зарубежных журналов. Например, М.М.Ковалевский, П.Ф.Лилиенфельд, И.В.Лучицкий, Н.В.Новиков, А.С.Трачевский — принимали активное участие в издании основанного в 1893 г. Р.Вормсом “Revue Internationale” (Международные обозрения социологии). При этом есть сведения, что русские социологи были не только постоянными сотрудниками профессиональных западных журналов, но и оказывали им посильную материальную помощь. Ведущие русские социологи (М.М.Ковалевский, Я.А.Новиков, Е.В.Де-Роберти и др.) были активными членами Международного института социологии и Парижского социологического общества. На первом социологическом конгрессе (Париж, 1894) были рассмотрены рефераты М.М.Ковалевского, П.ФЛилиенфельда, Н.В.Новикова. На втором международном социологическом конгрессе (Париж, 1895) председателем был М.М.Ковалевский. Русских ученых с удовольствием приглашали для чтения лекций на Западе. То, что они не могли сделать и высказать у себя на Родине, им приходилось реализовывать на Западе.
В начале XX века происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм — А.С.Звоницкая (1897-1942), К.М.Тахтарев (1871-1925), П.А.Сорокин (1889-1968). Происходит дальнейшее изменение ортодоксального марксизма, идет усиление вульгаризации и политизации социальной теории (В.И.Ленин), с одной стороны, а с другой стороны, появляется направление, которое стремится соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А.Богданов). В этот период появляется новое определение самого предмета социологии и ее методов.
Методологической программой неопозитивизма как науки о социальном поведении стало наблюдение вместо априоризма, индукция вместо ценностно-значимой интерпретации, сциентизм вместо метафизики, функциональное объяснение вместо эволюционного. Хотя неопозитивисты и признавали в целом программу социологии как науку о поведении, при рассмотрении средств и способов реализации данной программы их взгляды расходились. Этим обусловлено наличие большого количества расхождений и взаимной критики по отношению друг к Другу.
В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд “нежелательных областей знания”. М.М.Ковалевский вспоминал, что всех, кто въезжал в поместье Романовых, на пограничных таможнях жандармы встречали вопросом: “Нет ли у Вас книг по социологии. Вы понимаете... в России — это невозможно”
Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология — это наука, которая выступает за “общественную солидарность”, “прочный общественный порядок”, “вызывает опасения самых левых течений общественной мысли”. Она не допускает “чистый эмпиризм в деле общественного и государственного строительства”, а также имеет огромное воспитательное значение “для подготовки будущих чиновников государственной службы”.
Но, несмотря на все старания ученых, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную и социальную функции, которые были присущи социологии. Это подчеркнуло его архаизм и махровую реакционность. Из-за близости социологии к оппозиционному лагерю государственные органы категорично отвергали все предпринимаемые попытки утверждения ее как в качестве официального предмета изучения в учебных заведениях, так и в качестве самостоятельной науки. Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской.
В это время Международный институт социологии, созданный в 1894 г. Р.Вормсом, был единственной социологической организацией, в которой русские социологи принимали активное участие. Через каждые три года собирались конгрессы института. О том, как оценивались русские социологи за рубежом, говорит тот факт, что П.Ф.Лилиенфельд, М.М.Ковалевский и П.А.Сорокин избирались президентами института. А русские социологи Е.В.Де-Роберти, М.М.Ковалевский, Н.В.Новиков и ряд других были активными члена “Парижского социологического общества”, созданного в 1895 г. Проведение первых конгрессов Международного института социологии привело к личному знакомству социологов из разных стран. Личные контакты, благоприятные условия для преподавания социологии на Западе подтолкнули М.М.Ковалевского к созданию в Париже летом 1901 г. Русской высшей школы общественных наук, в которой социология стала обязательным предметом. Созданию школы во многом способствовало то, что в конце века в Париже была открыта Всемирная промышленная выставка, в связи, с чем был большой наплыв русских в Париж.
Связь организаторов школы с ведущей профессурой России способствовала стабильности, систематичности и высокому уровню преподавания. Одни профессора были готовы работать длительное время, другие имели возможность приезжать только на короткий срок, прочитать несколько лекций. В школе преподавали Г.Тард, Р.Вормс, Е.В.Де-Роберти, К.М.Тахтарев и др. Лекции читали Л.И.Мечников, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев, П.Н.Милюков, Э.Дюркгейм, Г.В. Плеханов и др. Школа существовала 5 лет, за это время более двух тысяч человек прослушали в ней лекции. Школа была очень популярна в России. По мнению Николая II, деятельность школы была “вредной”. В 1905 г. школа под давлением царских властей, которые угрожали ее создателям лишением гражданства, была закрыта.
Международная школа при Парижской выставке сыграла особую роль в истории социологической мысли в России. Хотя школа просуществовала недолго, она имела большое значение для развития системы преподавания социологии.
В начале XX века социология под своим именем еще не читалась в русских университетах, тем не менее шло ее интенсивное развитие как в университетах, так и вне государственной системы образования под следующими названиями: “Философия истории”, “Введение в общую теорию права”, “Социальные основы экономики”, “Социальная психология” и т.д.
Вернувшись в 1905 г. из эмиграции,
М.М.Ковалевский совместно с П.
В 1910-1911 гг. при Психоневрологическом институте в Петербурге профессор Е.В.Де- Роберти организовал социологический семинар, а в 1911 г. здесь была учреждена первая русская кафедра социологии. Первоначально, в течение двух лет, ее возглавляли М.М.Ковалевский, затем Е.В.Де-Роберти, П.А.Сорокин и К.М.Тахтарев. Кафедрой была проделана значительная работа по составлению учебных курсов, реферированию и рецензированию социологических работ, в основном западных авторов. Было выпущено пять выпусков серии “Родоначальники позитивизма”. А в 1913-1914 гг. под редакцией М.М. Ковалевского и Е.В.Де-Роберти были напечатаны четыре выпуска сборника “Новые идеи в социологии”. В них были опубликованы труды крупнейших русских и западных социологов по разным проблемам социологии. Данный сборник явился основой для создания профессионального журнала русских социологов.
В последнее десятилетие
перед революцией лекции по социологии,
кроме Психоневрологического
Содержание курса лекций, прочитанного в Психоневрологическом институте, М.М.Ковалевский издал в 1910 г. в двухтомнике “Социология” (М., 1910), а К.М.Тахтарев в 1916 г. издал введение к общему курсу социологии, читаемого в Психоневрологическом институте и на Высших Курсах П.Ф.Легсафта, “Социология как наука о закономерности общественной жизни”. После революции процесс институционализации социологии становится еще более интенсивным. Появляются первые официальные учебники по социологии. Увеличивается количество книг, выпускаемых по социологии, в 1917 г. их было издано 148, а в 1918-м уже 188. Постепенно начинают появляться секции, союзы и ассоциации по изучению общественных наук во многих университетах России. В 1920 г. по инициативе П.А.Сорокина в Петроградском университете была создана первая в стране социологическая кафедра при факультете обществознания. В 20-х годах продолжается развитие теоретической социологии. Публикуется ряд интересных социологических работ. Интересно, что только после Февральской революции социология, благодаря стараниям П.А.Сорокина, ставшего секретарем А.Керенского по проблемам науки стала, как вспоминал сам П.А.Сорокин, “одним из покровительствуемых предметов и введена была не только во всех высших, но и средних школах”. Но данный переход к всеобщему социологическому образованию был совершенно не подготовлен ни теоретически, ни организационно. Профессионально подготовленных преподавателей по социологии, да еще в таком количестве, в России не было. Не было в достаточном количестве учебников по социологии. В передовых странах мира в это время социология уже заняла достойное место среди других наук и была включена в число обязательных предметов преподавания как в университетах, так и в средних школах. На Западе к этому времени уже давно не было недостатка в учебниках по социологии.
Отсутствие в России квалифицированно подготовленных преподавателей по социологии привело к тому, что для ее преподавания, особенно в средних школах, привлекались люди, не имеющие совершенно никакого отношения к общественным наукам. Поэтому в первые годы после революции в учебных заведениях России преподаватели социологии толковали предмет своей науки кому как вздумается. Правительство, увидев, что многие преподаватели ведут социологию, отличную от социализма и коммунизма, запретило преподавать ее в школах, а преподавателей-социологов уволило. “Социология впала в немилость”. Социологию полностью перенесли в “Исследовательские институты”.
В 20-е годы началось бурное развитие марксистской социологии. Начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля, которая главным образом была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марксизма, исследованию соотношения русской социологической мысли и социологии марксизма, а также определению места социологии марксизма среди других общественных наук. Среди изданных в этот период работ видное место заняли монографии по проблемам теоретической социологии. Без этого было невозможно преподавание в вузах исторического материализма как самостоятельного учебного предмета. В вышедших книгах были представлены различные точки зрения на предмет, теорию и структуру социологического знания, на соотношение социологии и марксистской теории общества.
Итак, в 20-30-е годы появляются первые зачатки различных отраслевых социологий и эти годы можно назвать периодом становления конкретных социологических исследований в СССР. Но уже в конце 20-х — начале 30-х гг. социологические исследования начинают свертываться.
Только в конце 50-х — начале 60-х годов, во время хрущевской “оттепели”, снова положительно заговорили о социологии. С этого времени начинается новый период в развитии социологии, так называемое “второе рождение“.
В университетах, а также
в некоторых экономических
В 1991 г. в связи с распадом СССР решением Президиума Российской академии наук произошло разделение головного академического института ИСИ АН СССР на два самостоятельных учреждения: Институт социологии РАН и Институт социально-политических исследований РАН. Итак, социология получила общественное признание. Это способствовало созданию ряда центров, специализирующихся на изучении общественного мнения и сдвигов в массовом сознании. В прессе начали систематически публиковать данные различных опросов и другую социологическую информацию. В 1991 г. состоялся Первый съезд советских социологов. На съезде были внесены изменения в устав и форму правления ССА. А также тайным голосование были избраны три сопрезидента ССА — В.А.Ядов, Ж.Т.Тощенко и А.Г.Здравомыслов. В начале 90-х годов социологию начали преподавать почти во всех вузах России, а также в некоторых гимназиях, колледжах, лицеях и среднеобразовательных школах. Стали появляться новые социологические журналы и альманахи[14].
В последние годы значительно облегчено знакомство с западной социологией. Издаются и переиздаются труды многих известных классиков: Э. Дюркгейм, М.Вебер, Р.Арон, Г.Тард, Н.Смелзер, П.А. Сорокин, М.М.Ковалевский, Н.И.Кареев и др. Начали выходить сборники текстов выдающихся зарубежных и отечественных классиков социологии. Эти работы знакомят читателей с материалом, пока еще недостаточно доступным в стране.
Но все же в современной России, как и в любой другой стане, существуют некоторые недостатки. Как правило, социологические дисциплины преподаются под марксистским углом зрения (имеется и новое поколение учебных пособий марксистской ориентации, например Д. Марковича, Ж.Т. Тощенко). С другой стороны, в ряде вузов учение Маркса вообще не преподают. Таким образом, проблема номер один — преподавание общей социологической теории, включая, конечно, марксизм, на современном уровне. Вторая проблема — недостаточное количество учебной литературы, в том числе хрестоматий и учебных пособий. Третья проблема — слабое использовании активных методов преподавания. Традиционно в учебном процессе преобладают лекции и семинары. Исследовательская работа студентов, игровые занятия (например, "командная" и соревновательная разработка некоторой проблемы), дискуссии пока еще редки.