Социологическое образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть уровень развитости социологического образования в различных странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. с.3



ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ...с.5
Социологическая школа США……………………………………... с.5
Социологическая школа Германии………………………………… с.9
Социологическая школа Франции…………………………………. с.12



ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………………. с.14

2.1.Украинская модель социологического образования………………… с.14

2.2. Социология в России………………………………………………….. с.16



ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ……………………………………………. с.27



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. с.31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. с.33

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 70.52 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. с.3

 

ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ...с.5

    1. Социологическая школа США……………………………………... с.5
    2. Социологическая школа Германии………………………………… с.9
    3. Социологическая школа Франции…………………………………. с.12

 

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ СНГ…………………………………………………………………………. с.14

2.1.Украинская модель социологического образования………………… с.14

2.2. Социология в России………………………………………………….. с.16

 

ГЛАВА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И  РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛАРУСИ……………………………………………. с.27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. с.31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…. с.33

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

С древних времен человека интересовали не только загадки и  явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные с его существованием среди других людей. Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон как-то сказал: «Социология - это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения». Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2,5 тыс. лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией [2,c.107].

Ныне социология проникает во все большее число стран современного мира. И в этом своем шествии по планете она сталкивается с весьма важными проблемами. Социологическое знание представляет собою глобальный, универсальный мир, открытый сегодня для освоения более, чем когда бы то ни было. Глобальный характер социологии выражается в том, что имена самых известных социологов: Платона, Аристотеля, О. Конта, К. Маркса,Ж. Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Сен-Симона, П. Бурдье, Э. Гидденса и т.д. известны всюду, их работы переведены на множество языков. Во многих странах существуют национальные социологические сообщества (а в некоторых – по нескольку ассоциаций). Т. е. социология представляет собою развитую систему коммуникаций по поводу знаний о современном мире, действующую в интернациональном масштабе.

В каждой из стран социология  развивается на основе исследования проблем, с которыми сталкивается именно эта страна. Если власти проводят современную политику, ориентированную на создание и упрочение государства благосостояния на демократических основаниях, то они, как правило, опираются не только на экономические показатели, но и на данные социологии. В этом случае социология стремится занять позицию конструктивной критики по отношению к официальной политике соответствующего государства[8,c.9].Тема данной курсовой работы – является актуальной т. к. большая часть населения нашей страны не имеют ни малейшего понятия о том, что такое социология и не могут представить степени значимости ее в каждой стране мира.

Цель данной работы –  рассмотреть уровень развитости социологического образования в различных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

- анализ западной модели социологического знания;

- рассмотрение социологической  школы США, Германии, Франции;

- анализ социологическое образование в странах СНГ;

- изучение становления и развития социологического образования Беларуси;

-определение пути развития социологии.

Ставшие в последнее время  особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным  вопросам, создают ложное впечатление  о социологии. На самом деле данные, полученные с помощью анкет либо интервью могут быть использованы любой общественной наукой. Заслуга социологии в том, эти два исследовательских приема основательно разработаны именно ею. Известно, что высказать свое мнение есть то же, что сообщить не суть дела, а только сообщить мнение о себе. Превратить мнение о себе в действительно научное знание о сути дела – это уже подлинное искусство. Таким искусством владеют социологи [8,c.10]. 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЗАПАДНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

    1. Социологическая школа США

После изнурительной и жесткой  гражданской войны США не обрели ни умиротворения, ни спокойствия. Интенсивная индустриализация, стимулированная победой Севера над Югом, в качестве своего непосредственного следствия имела быстрые изменения социальной структуры общества. А. Видич и С. Лиман обозначают следующий перечень проблем американского общества второй половины 19в.: огромное число не приспособившихся иммигрантов; освобождение от рабства афроамериканцев; коренные индейцы, сохранявшие племенную организацию жизни и т. д. Все это сопровождалось совокупностью социальных движений, направленных на эмансипацию человека с помощью местных сообществ, феминизма, классовой или расовой борьбы, реформами и прогрессом.

Идеологически господствующие системы  социального мышления должны были постепенно трансформироваться под влиянием обозначенных проблем. Эту задачу и выполняло новое направление социальной мысли в США, получившее название социологии. Социология в форме контовской утопии вселяла надежду у теологов и Севера, и Юга. Она претендовала на признание в обществе и на участие в выработке и принятии решений. В конце концов, мелиористы протестантского толка примирились с контовским позитивизмом и его концепцией государства.

Конт – не единственный социальный мыслитель, чье влияние преодолело океан. В США отмечается влияние  Г. Спенсера и Ч. Дарвина, Б. и С. Веббов, немецкого историка Г. Фон Шмоллера, Д. Риккардо и К. Маркса. Идеи всех этих авторов были переплетены с тем, чтобы они были соотнесены с американскими условиями. Институционально социальная наука сосредоточивалась в Гарварде. Именно в этом университете читались первые систематические курсы по социологии.

Начиная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера в мировой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий внешней институционализации и большой объем конкретных, эмпирических социальных исследований.

В Западной Европе социология долго  развивалась на инициативной основе. Например, О. Конт не имел постоянного  заработка, и многие социологи, за исключением  Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. В США же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука. Еще в 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл) . В 1901 году курс социологии преподавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

С самого начала социология в США формируется как прикладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество возросло на два порядка. Социологические исследования базируются на большой финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований ассигнуется до 2 миллиардов долларов. Причем примерно половину этой суммы ассигнует правительство США, а половину - частный бизнес. В стране имеется около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ассоциаций. Правительство и предприниматели рассматривают социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, повышающий производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методологии, использованию математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента социология в США превратилась в точную науку.

Эмпирические социологические  исследования диктовались общественными  потребностями. Большое место в них занимают проблемы социализации различных социальных групп, адаптация к новым для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на разработку социологии в США оказало вышедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У. Томаса “Польский крестьянин в Европе и Америке”, где рассматривались проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой работе были вычленены основные принципы методологии и методики конкретно-социологических исследований.

Значительное развитие в США  получили исследования по социологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел комплексные исследования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый “человеческий фактор”, в материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от англ. restriction - ограничение)  т.е. феномен «работы с прохладцей» , сознательное ограничение рабочими выработки.Также огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927 -1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жесточайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Западной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать дополнительные факторы повышения эффективности производства. Ученые - экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, температуру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе Хоторнских экспериментов Э. Мэйо и его сотрудниками была сформулирована так называемая доктрина “человеческих отношений”. Она дала толчок разработке проблем мотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. Маслоу расположил все потребности в восходящем порядке — от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга (1950) и теория стилей управления Грегора (1957).

Ныне в США социология – официально признанная доминирующая дисциплина. Она с самого начала формировалась как прикладная наука, которая была направлена на изучение социологических исследований, которые правительство и предприниматели рассматривают как важный инструмент преодоления социальных конфликтов и обеспечения социальной стабильности, как инструмент социального контроля и управления, который повышает производительность труда и обеспечение благосостояния граждан.

В США социологические исследования диктовались потребностями развития общества, поэтому большое место  в них занимали и занимают ныне проблемы социализации различных социальных групп и общностей,их приспособление к новым социальным и культурным условиям[5,c.117-120].

 

1.2 Социологическая школа Германии

«Немецкий дух» согласно традиции ведущих немецких историков и социологов 19-начала 20 в. (М. Вебер, В. Зомбарт, Э. Трельч) наиболее последовательно воплощается в милитаризме. Именно это обстоятельство привлекло внимание одного из наиболее известных американских социологов Р. Э. Парка, который посвятил первое исследование в своей жизни «самой совершенной военной организации в мире - немецкой армии». Он показал, что задолго до начала Первой мировой войны именно милитаристская интерпретация духа нации привела к переопределению ее целей. Война стала рассматриваться как национальная задача. Система образования страны, наука, производство, гуманитарные дисциплины – все было подчинено задачам милитаризации.

В годы Веймарской республики было создано  несколько центров социологических  исследований, наиболее важные из которых  – в Кельне, Берлине и Лейпциге. Сохранили свое влияние В. Зомбарт; Ф. Теннис, Л. Фон Виезе и Р.Кениг уже в эти годы стали играть заметную роль. Вебер еще не получил той известности , которая придет к нему гораздо позже. В соответствии с немецкой традицией большая часть социологов ориентировалась на классиков немецкой философии. Возродились левые и правые неогегельянцы. Начал работать Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, ориентировавшийся на переосмысление наследия Маркса.

С установлением нацистской диктатуры  «социология закончилась». Огромное число представителей немецкой культуры эмигрировали в Великобританию и  США. В рамках франкфуртской школы было проведено классическое социологическое исследование «Авторитарная личность». Хотя оно было осуществлено в США, все же его можно рассматривать как созданное на немецкой почве.

Согласно И. Шойху, послевоенная социология Германии прошла через три серьезных конфликта. Первый – конфликт между «младотурками», или «серыми волками», получившими образование в США, и теми, кто оставался в Германии. В числе последних были и те, кто сотрудничали с нацистским режимом. Некоторые из них были публично обвинены в расизме, что означало отстранение от педагогической и исследовательской работы.

Сложнее обстояло дело с Г. Фрейером, А. Геленом и Г. Шельским. Эти социологи поддерживали нацизм, но после освобождения Западной Германии войсками союзников и создания зон оккупации они оказались полезными. Поэтому в 1960г., когда описываемый конфликт был вынесен на обсуждение Немецкой социологической ассоциации, данные исследователи оказались под покравительством американских властей. К тому времени «Гелен разработал антропологию, которая включала в себя, возможно, лучший подход к анализу социальных институтов, а Шельский стал инициатором эмпирических исследований молодежи, проблематики семьи и социальной стратификации». В 1995г. Гелен и Шельский выпустили учебник по социологии, который выдержал четыре издания за три года.

Информация о работе Социологическое образование