Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа
Социология - это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.
Введение
1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников
2. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
3. Социология общественного мнения и методы его изучения
4. Классификация гипотез в программе социологического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом. не любое групповое, коллективное мнение является общественным, а лишь то, что соответствует следующим критериям (признакам) - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или мнение общественности (или общественное).
Мы уже говорили о том,
что ещё Гегель выделял в обще
общественном мнении целый ряд структурных
элементов: условия существования
общественного мнения, объект (содержание)
общественного мнения, носитель (субъект)
общественного мнения и так далее.
Рассмотрим подробнее такие понятия,
как "объект общественного нения"
и "субъект общественного мнения"
Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров. Чаще всего в качестве объектов выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и так далее.
Выделяют: объекты-факты - тот или иной факт действительности, объекты-события - набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления - процессы.
Субъект общественного мнения - это общество в целом, "творец мнений". Субъект общественного мнения является его носителем. Это может быть социальный класс, рабочая группа, нация.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес (Основы социологии.М., 1993, с.130). Мнение общества являет собой подвижную структуру, и то, что было мнением индивида, может неожиданно стать мнением общества. Любой фактор, черта характера, настроение - все может повлиять на данный феномен. Это и называется "подвижность" мнения.
Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"
Общественное мнение формируется при соблюдения следующих важных условий:
общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа выносится проблема, имеющая важное практическое значение, проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это очень важный момент.
общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, культурой и искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, заключают в себе момент дискуссионности.
и следующее условие формирования общественного мнения - уровень компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: "Я не знаю".
Основной причиной формирования
общественного мнения является необходимость
в естественной движущей силе для
общества, а, как уже писалось, именно
общественное мнение является глобальной
движущей силой, ведь общественное мнение
- это состояние массового
Цель формирования общественного мнения - направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
Типология общественных мнений:
по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
В социологии сложилось несколько
концепций общественного
монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).
Современные исследователи
попытались "примирить" эти взгляды.
Они полагают, что общественное мнение
имеет монистически-
Именно из - за монистически-плюралистической природы появляется возможность манипулирования общественным мнением.
Социальное манипулирование рассматривается как процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей. В социальных системах он представляет собой воздействие субъекта манипулирования на объект манипулирования с целью перевода его в новое желательное состояние.
Если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения, его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения.
Общественное мнение складывается из широко распространённой информации, например: мнений, суждений, убеждений, идеологий, слухов, сплетен, заблуждений.
В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).
На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.
Для манипулирования общественным мнением характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная, директивная.
Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства. Объективным содержанием деятельности общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективно по своим результатам.
Вторая функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, "руководящие лидеры", группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение.
Одним из основных регуляторов общественного мнения являются средства массовой информации.
Формирование общественного
мнения и его выражение посредством
печати, радио и телевидения - две
взаимосвязанных стороны в
Сами печать, радио и телевидения также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории.
За последние тридцать лет телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей.
Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой - то степени способствует изменению природы выборов. Иногда этот источник становится разработчиком определённых суждений, которые в последствие воспринимаются обществом как правильное решение какой - либо проблемы. Для достижения данного обстоятельства применяются такие средства воздействия на сознания людей как пропаганда и реклама.
Пропаганда - особый род социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, художественных ценностей иной информации в целях формирования определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а через них - оказание влияния на поведение людей.
Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В тоталитарном обществе общественное мнение выдаёт такую информацию, которую от него ожидают власти. Соответственно использование такого "общественного мнения" является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Можно сказать, что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.
Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?
Достаточно часто при обсуждении проблемы субъекта общественного мнения встречаются два понятия: "субъект" общественного мнения и "выразитель" общественного мнения. Следует различать эти понятия.
Субъектом общественного мнения может являться только общество в целом, народ, международная общественность. В данном понятии "субъект" общественного мнения выступает "творцом мнений". ООН (Организация Объединённых Наций) - яркий тому пример. Это организация, занимающаяся постановкой и решением глобальных международных проблем, как, к примеру, терроризм. В тоже время, мнения лиц этой организации являются мнением общества.
"Выразители" же являются
более узким понятием. Это небольшие
социальные общности: отдельные
государства и народы, организации
и союзы, политические и
Следует отметить, что, как и во всех областях, понятие "общественное мнение" может носить также и негативную окраску. Например, когда объектом становится фашизм. "Выразители" представляют собой достаточно сильную организацию, и в период своего расцвета принесла немало негативных последствий. Не следует забывать об этом.
В разговоре о социологическом изучении общественного мнения допускается употребление словосочетания "мнение общества". Под ним подразумеваются мысли определенной группы людей, по какому - либо заинтересовавшему их вопросу, вызвавшему дискуссию. По сути, "мнение общества" также употребляемо с понятием "выразитель" общественного мнения, как понятие "общественное мнение" с понятием "субъект" На мой взгляд, мнение общества, или общественное мнение, оно всегда противопоставляется мнению индивида.
Заключение
Существует такое понятие,
как социальная установка - устойчивая
предрасположенность, готовность индивида
или группы к действию, ориентированному
на социально значимый объект. Общественное
настроение - более широкое, чем общественное
настроение, понятие, характеризующее
отношение людей к
Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения