Социологическое изучение общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Социология - это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.

Содержание

Введение
1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников
2. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
3. Социология общественного мнения и методы его изучения
4. Классификация гипотез в программе социологического исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 102.39 Кб (Скачать)

Содержание

  • Введение
  • 1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников

2. Общественное мнение  как социальный феномен. Функции  общественного мнения

  • 3. Социология общественного мнения и методы его изучения
  • 4. Классификация гипотез в программе социологического исследования
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Социология - это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.
  • Социология изучает, прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру, социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальное поведение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследования социологии может быть как все общество в его целостности и системности, так и отдельные его «элементы».
  • Социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.
  • Социология играет огромную роль в жизни. Растущее число специалистов применяют свою социологическую подготовку в различных правительственных учреждениях. Методы, разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используются различными специалистами. Деятельность социологов и других обществоведов обеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятия решений в социальной политике.
  • В данной контрольной работе мы ознакомимся с некоторыми разделами социологии, а именно: с социологией общественного мнения, с программами социологического исследования и узнаем о жизни и вкладе в науку социолога Л. И. Мечникове.
  • 1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников

ЛЕВ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ - российский социолог, один из основоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.

Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семье  харьковского помещика - обрусевшего  выходца из Румынии. Незаурядные  способности проявились у него еще  в раннем детстве. Он быстро овладевал  иностранными языками. Уже в детские  годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьем будущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболевания его правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Это не помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками», а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинского факультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына в студенческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.

Осенью 1856 Мечников поехал учиться  в Петербургскую медико-хирургическую  академию. Параллельно он начал изучать  языки на факультете восточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академии художеств  и на физико-математическом факультете Петербургского университета. Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткий срок ему удалось освоить многие важнейшие  европейские и восточные языки.

Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 он стал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на Ближнем  Востоке. Однако его служебная карьера  не удалась: молодой переводчик рисовал  карикатуры на начальство, а затем  устроил дуэль с сослуживцем. В результате он был отстранен  от службы.

Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены на физико-математическом факультете Петербургского университета. После этого он стал торговым агентом  Русского общества пароходства и  торговли на Ближнем Востоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал  в Венецию, решив, что «создан  быть только художником».

В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтером одного из отрядов Джузеппе Гарибальди. В 1860 во время боев за объединение Италии он был тяжело ранен. Отойдя от участия  в военных действиях, Мечников продолжал  еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскими революционерами. В это же время  он начал проявлять интерес к  публицистике - писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету «Flegello» («Бич»).

В 1864 переехал в Женеву, которая  была центром русской эмиграции. Здесь он встретился с Герценом и  Бакуниным, вступил в анархистскую секцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижским коммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса  Интернационала.

В течение эмигрантской жизни  Мечников активно писал и публиковал под разными псевдонимами множество  статей, заметок по самым разным (научным, политическим, литературным) вопросам.

В 1873 во время посещения  Женевы японской миссией он был приглашен  в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активную литературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостью принял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, зато Мечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранных языков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедра стала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечникова стало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официально зарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподавать русский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии (1874-1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За эти годы Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностях Японии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881). Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывности среды и людей в истории.

Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитого французского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке его энциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 Невшательская академия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительной географии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своей смерти.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его  статья Школа борьбы в социологии, посвященная социал-дарвинизму.

В последние годы жизни  Мечников работал над своей итоговой книгой Цивилизация и великие  исторические реки. Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать  свою первоначальную идею - рассказать об истории человечества. Цивилизация  и великие реки была посвящена  первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям  Э.Реклю.

Центральной проблемой в  социологических работах Льва Мечникова  выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил  в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе  социология рассматривалась им как  наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического  развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником  линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей  причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода - речной, морской и океанический.

Первый этап общественного  развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций - Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода - деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) - это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в. большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

Лев Ильич Мечников скончался 18 июня 1888 в г. Невшатель (Швейцария).

2. Общественное  мнение как социальный феномен.  Функции общественного мнения

Общественное мнение - специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в  устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или  скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства  народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают  содержание высказываний общественного  мнения, активность его функционирования и всеобщие (характеризующие данный тип общества) и специфические (связанные  с развитостью демократических  гарантий) мнения. В официальном  советском обществоведении выдавалось за то общественное мнение, которое  в условиях развитых демократий функционирует  в качестве самостоятельного института  общественной жизни. Так, в Рабочей  книге социолога общественное мнение рассматривалось всего лишь как  отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации" Вопрос о том, высказывается ли это отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшем случае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, зачастую оставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в Философском энциклопедическом словаре) и прямо говорилось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включить проблематику общественного мнения в сферу исследований советского обществоведения и способствовала созданию серьезного методологического задела в этой области а с другой - внесла теоретическую путаницу, последствия которой ощущаются до сих пор.

Дело в том, что общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма  тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу  семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного  сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и  влияние этой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института.

Под социальным институтом понимается система отношений, имеющих  устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения как социального института означает, что оно действует в качестве своего рода социальной власти, т.е. власти, наделенной волей и способной подчинять себе поведение субъектов социального взаимодействия. Очевидно, что это возможно лишь там, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктата политической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. В этом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданского общества.

Научная традиция, связывающая  существование в обществе института  общественного мнения со свободой в  общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал в  Философии права Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что  единичные лица как таковые имеют  и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется  в той совместности, которая называется общественным мнением. Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.

Общественное мнение в  его современном значении и понимании  появилось с развитием буржуазного  строя и формированием гражданского общества как сферы жизни, независимой  от политической власти. В средние  века принадлежность человека к тому или иному сословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла его социальную позицию. С зарождением  буржуазного общества на смену сословиям  пришли открытые классы, состоящие  из формально свободных и независимых  индивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов, индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочую силу) необходимая предпосылка  формирования гражданского общества и  общественного мнения как его  особого института.

Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения