Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа
Социология - это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.
Введение
1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников
2. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
3. Социология общественного мнения и методы его изучения
4. Классификация гипотез в программе социологического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Раскол существенно ослабил позиции общественною мнения в его взаимоотношениях с органами власти. Общественное мнение перестает быть сколько-нибудь заметным фактором социально-политической жизни и власть все в меньшей мере считается с ним. Ярким свидетельством безразличия власти к общественному мнению является то обстоятельство, что многочисленные политические скандалы последних лет, которые в странах с развитым и сильным общественным мнением привели бы к крушению не одной политической карьеры, обычно очень мало отражаются на судьбе лиц, дискредитированных в глазах общественного мнения. И лишь в периоды избирательных кампаний по выборам в органы государственной власти общественное мнение становится объектом усиленного внимания и массированного воздействия со стороны, как властных структур, так и их противников.
С другой стороны, нельзя не признать, что качество нашего общественного мнения во многих отношениях оставляет желать лучшего. Современное общественное мнение в России в силу вполне понятных причин отличается большой подверженностью манипулированию, готовностью впадать в крайности, низкой способностью к поиску компромиссов, мартинальностью оценок в суждении. Очевидно, что качественное состояние общественного мнения, перспективы его становления как полноценного социального института во многом будут зависеть от общего хода преобразований в стране, от успехов на пути к гражданскому обществу и правовому государству.
Заключение
Делая выводы можно сказать, что значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным.
Это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
В условиях тотальной нестабильности системы, резкого политического противостояния все более серьезным фактором борьбы за власть, фактором политики становится и борьба за влияние на СМИ, своего рода "синдром четвертой власти", который перерастает в борьбу за моновлияние как на СМИ - систему, так и на отдельные средства массовой информации. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.
В то же время для формирования
общественного мнения, основанного
на информации, адекватной происходящим
событиям, важно существование не
только разнообразных источников информации,
но и условий доступа к ним.
В Конституции Российской Федерации
(ст.29) закреплено право граждан, искать,
получать, передавать, производить
и распространять информацию. Однако,
как уже отмечалось выше, реальных
и законодательно обеспеченных условий
для реализации права на информацию,
в частности доступа к
В силу особенностей отечественного экономического и политического развития в России монополия на оперативное распространение информации по-прежнему принадлежит в основном телевидению и радио. Однако она уже не столь безусловна и не носит исключительного характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения. Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям для абсолютного большинства населения все больше становится телевизор.
В поле зрения общественного мнения, как правило, попадают лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, затрагивают интересы и потребности сейчас живущих людей. Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и целенаправленно.
В данной работе понятие "общественное
мнение", функции и методы изучения
общественного мнения, и перспективы
становления общественного
Список литературы
1. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом", Москва, 1989 год
2. Гавра Д.П. Общественное
мнение как социологическая
3. Гегель Философия права. М., 1990, с.352
4. Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. - М.: Луч, 1994. - 134с.
5. Липпман У. Общественное мнение - М., 2004. - с.10
6. Методика изучения
7. Общественное мнение населения крупного города - СПб., 1992. - 180с.
8. Основы социологии. М., 1993, с.130
9. Рабочая книга социолога. М., 1983, с.100
10. Сафаров Р.А. Политический статус общественного мнения. Социологические исследования, 1979, № 4, с.14
11. Социология в России. М., 1996, с.515-540
12. Тощенко Ж. Харченко С. Социальное настроение - М.: 1996 с. 19-21
13. Философский энциклопедический словарь. М., 1983., с.448
14. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 2001 год
Размещено на Allbest.ru
Социологическое изучение общественного мнения
План
Введение
Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"
Формирование общественного мнения. Средства манипулирования "общественным мнением"
Сравните понятия "субъект общественного мнения" и "выразитель общественного мнения". Как вы понимаете термин "мнение общества"?
Заключение
Список литературы
Введение
Словосочетание "общественное
мнение" давно у нас на слуху.
Это одно из тех социальных явлений,
которые не испытывают сегодня недостатка
внимания к себе. Его изучают и
анализируют специалисты
Но что же такое общественное мнение и как оно формируется? Какие функции выполняет данное явление? Какие мыслительные процессы происходят в сознание каждого члена нашего общества, и как на это влияет общественное мнение? Оказывают ли пропаганда и средства массовой информации влияние на формирование общественного мнения?
Изучение общественного мнения является актуальной проблемой, так как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Но нужно заметить, что порою результаты общественного мнения, могут быть недостоверными и ошибочными. В этом случае они лишь вводят в заблуждение народные массы, а иногда и оказывают скрытое влияние на сознание людей и формирования у них необходимого кому - либо мнения по тем или иным вопросам. Это также является важной иногда проблемой, иногда - целью, в том числе и для маркетинга.
Понятие "общественное мнение". Сущность и признаки "общественного мнения". Объект и субъект "общественного мнения"
Общественное мнение - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Феномен ”общественное мнение” принадлежит к числу таких социальных явлений которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в АНГЛИИ во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.
Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель. Он писал в "Философии права": "Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением" (Гегель. Философия права.М., 1990, с.352). Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Гегель выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый - условия существования общественного мнения, второй - объект (содержание) общественного мнения, третий - носитель общественного мнения, четвертый - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый - соотношение “всеобщего” и "особенного" мнений, сочетание и "противоположность" в "явлении" элементов истины и лжи.
Представители разных сословий
часто вкладывали в него различное
содержание. Это происходило потому,
что общественное мнение отражает реальное
состояние общественного
Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно "втиснуть" в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т.д. В силу этих обстоятельств общественное мнение может быть признано еще одной формой общественного сознания, ибо по своему предмету оно как бы пронизывает все формы сознания т.е. выступает как вид общественного сознания, однако, уступая ему в широте диапазона.
Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса - сущность, содержание общественного мнения.
Во - первых, рассматриваемый феномен является конкретным выводом определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей.
Во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.
В-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и так далее. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение.
В-четвертых, общественное мнение выступает в качестве побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия.
Объект общественного мнения ограничен не только теми рамками, которые были приведены выше, не только его сущностью, а также некоторыми признаками, в соответствии с которыми само общественное мнение рассматривает то или иное явление действительности в качестве объекта для своих суждений.
Общественный интерес. Первый и важнейший из этих критериев, связан с категорией "общественный интерес". В соответствии с ним из всего бесконечного ряда явлений действительности предметом рассмотрения общественности становятся только те, которые представляют для общества непосредственный интерес.
Самое первое сопоставление личных и коллективных общественных интересов обнаруживает безусловное различие между ними. Оно может сказываться, к примеру, в их несовпадении, разногласии, даже антагонизме по содержанию.
Дискуссионность. Второй существенный признак объекта общественного мнения связан не столько со спецификой собственно общественного мнения, сколько со спецификой мнения как такового, как особого типа человеческого суждения. Эта специфика обнаруживается уже в сфере индивидуального сознания. Как известно, далеко не каждая сказанная человеком мысль может быть отнесена к разряду общественного мнения. Элементарная просьба или фраза никогда не станет общественным мнением. Дело в том, что предметом рассмотрения общественности становятся только те высказываниях, которые предполагают различие в оценках, суждениях, характеристиках, то есть, заключают в себе больший или меньший момент спорности, дискуссионности.
Компетентность. Данный критерий свидетельствует о том, что не каждая проблемы может достичь желаемых высказываний по её решению, то есть, некоторые члены общества владеют полной информацией по одному вопросу, некоторые - нет. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают необходимой информацией для какого либо спора компетенцией - соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а так же соответствующими, специфически научными, средствами его анализа.
Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения