Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:33, контрольная работа
Социология - это наука об обществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французским социологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку, объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенно социология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от других наук, предметом.
Введение
1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников
2. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
3. Социология общественного мнения и методы его изучения
4. Классификация гипотез в программе социологического исследования
Заключение
Список использованной литературы
В условиях тоталитарного режима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нет гражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. не совпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемого мнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле наше общественное мнение - это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой по историческим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество очень быстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность и плюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этот период сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественное мнение.
Функции общественного мнения результативно-воспитательная (моральная, контрольная, нормативная, аналитическая, консультативная, оценочная и др.)
3. Социология общественного мнения и методы его изучения
Существует три основных класса методов сбора социологической информации:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы, которые делятся на два подкласса
4) интервью
5) анкетный опрос
ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что
а) Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.
б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Наблюдение классифицируется:
1) По степени формализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.
2) В зависимости
от положения наблюдателя
В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Одна из модификаций
включенного наблюдения носит название
стимулирующего наблюдения. Этот способ
подразумевает воздействие
3) По условиям
организации наблюдения
Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы Что наблюдать? Как наблюдать? и как вести записи? Постараемся найти на них ответы. На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.
4. Классификация
гипотез в программе
При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1) Общая характеристика
социальной ситуации, включающая
такие элементы, как сфера деятельности
(производственная, непроизводственная,
уточнение ее особенностей и
т.д.) правила и нормы, регулирующие
состояние объекта в целом
(формальные и общепринятые, но
не закрепленные в инструкциях
или распоряжениях) степень
2) Попытка определить
типичность наблюдаемого
3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать по демографическим и социальным признакам по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга) относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...) по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...) по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).
4) Цель деятельности
и социальные интересы
5) Структура деятельности
со стороны внешних побуждений
(стимулы), внутренних осознанных
намерений (мотивы), средств, привлекаемых
для достижения целей (по
6) Регулярность
и частота наблюдаемых событий
по ряду указанных выше
Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.
По собранным
предварительным данным задачи наблюдения
уточняются. Некоторые стороны наблюдаемых
событий изучаются более
Таким образом, после
предварительного, наблюдение переходит
в стадию более формализованного
поиска. Составлению жесткой процедуры
контролируемого наблюдения предшествует
детальный анализ проблемы на основе
теории и данных неконтролируемого
наблюдения. Теперь отдельные явления,
события, формы поведения людей
должны быть интерпретированы в понятиях
логики исследования, они приобретают
смысл индикаторов каких-то более
общих свойств или действий. Поучительную
технику регистрации
Сила проявления реакции по группам (шкальные оценки)
Особые заметки наблюдателя, заранее не формализуемые
а) Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты.
б) Неодобрительные реплики и т.д..
в) Требование дополнительной информации.
г) Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом.
д) Вопросы к выступающему.
е) Отсутствие реакции (нейтральное отношение).
ж) Призывы к соблюдению порядка.
з) Призывы к соблюдению регламента.
и) Разговоры, тему которых определить невозможно.
к) Посторонние разговоры.
л) Занятие посторонними делами.
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4, 5, 6
К каждой строке элементов наблюдаемого поведения дана 6-членная номинальная шкала, пункты которой
1-президиум собрания
2-большинство аудитории
3-примерно половина аудитории
4-меньшинство аудитории
5-несколько человек
6 - один - два человека.
Наблюдение большой аудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем случае - собраниях разных организаций и коллективов).
Следует ли наблюдателю
вмешиваться в наблюдаемый
Для этого существуют
способы добиться минимальных ошибок
при диагностическом
Если же цель исследования заключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение. Преимущества включенных наблюдений очевидны они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком вживается в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат. Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их. Пути повышения надежности данных при наблюдении. В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы (например ученику на предприятии вести записи, якобы связанные с работой). Можно использовать хорошую память и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке.
Структурированное наблюдение предпринимает более строгие приемы ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций.
Пример. Наблюдатели и сотрудники исследовательского коллектива, которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения (президиум, выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек) и по шкале времени фиксировали происходящее, пользуясь кодами. В протоколе (см.схему ниже) в каждой строке делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать реакции аудитории на выступления с трибуны собрания. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации наблюдаемого.
Протокол регистрации событий на основе индикаторов отношения участников собрания к выступающим. Элементы наблюдаемого поведения и реакции, кодируемые в номинальной шкале. Особые отметки, примечания
0-5 мин
6-10 мин
Надежность (обоснованность
и устойчивость данных повышается,
если выполнять следующие правила).
Максимально дробно классифицировать
элементы событий, подлежащих наблюдению,
пользуясь четкими
б) Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.
в) Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
г) Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).
д) Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.
е) При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций. Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления... Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись.
Информация о работе Социологическое изучение общественного мнения