Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа
Объектом данной работы является общественное мнение. Предмет исследования: механизмы формирования общественного мнения. Цель курсовой работы – социологический анализ механизмов формирования общественного мнения.
Для реализации поставленной цели определены такие задачи:
ознакомиться с основными подходами к изучению и определению понятия «общественное мнение»;
изучить структуру и функции общественного мнения;
Содержание
Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии. 3
1.1Сущность понятия «общественное мнение» 3
1.2 Основные концептуальные подходы к анализу общественного мнения. 8
1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения
Глава II. Механизмы формирования общественного мнения 0
2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения 0
2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования общественного мнения. 0
Заключение 0
Список литературы 0
Следует также отметить, что воздействие СМИ существенным образом зависит от восприятия индивидом основного субъекта этого воздействия (журналиста, владельца СМИ, органа власти и т. п.), а также от осознания, в чьих интересах (массовой аудитории, элитных групп, самого СМИ) это воздействие осуществляется. Восприятие СМИ в большей мере как органа социального управления, чем как средства выражения общественного мнения и социальной активности, может не только не повышать авторитет СМИ и доверие к их сообщениям, но, наоборот, снижать его [12].
Европейский институт СМИ проводит исследование, начиная с российских парламентских выборов 1995 гг. и президентских выборов 1996 г., парламентских выборов на Украине. В результате был сделан вывод о существовании устойчивой взаимосвязи между частотой появления на телевидении прямой или скрытой политической рекламы и результатами выборов: чем чаще партия или отдельный политик "рекламировались" по телевидению, тем меньше голосов они получали на выборах [14 ].
Таким
образом, СМК влияют на формирование
общественного мнения. Но также и
СМК зависимы от аудитории и массового
сознания и подвержены его влиянию.
В демографическом обществе без функционирования общественного мнения невозможно полноценное управление, какой угодно сферы общества. Именно поэтому общественное мнение нужно не только систематически изучать, улавливать изменения, что происходят в нем, но и целенаправленно формировать. Это связано с тем, что общественное мнение есть важнейшим социальным институтом, в котором находят выражение потребности и интересы обществ, содержаться идеи, взгляды и переживания, представления, чувства, эмоции и поведенческие установки. Несмотря на многообразие теорий и концепций общественного мнения, длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.
С
одной стороны, общественное мнение
— это социальный институт, форма
выражения политической воли, сознания
масс, которое воздействует на органы
управления и, наряду с другими социально-
С другой стороны, общественное мнение — это совокупное суждение множества, групп людей, разделяемое различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности.
Общественное мнение имеет определенную структуру, включающую объект и субъект общественного мнения, различные типы суждений, условия существования и долю истинности общественного мнения. Общественное мнение выполняет определенную роль в обществе, что выражается через его функции: социального контроля, информационную, образовательную и воспитательную, оперативную, консультативную.
Значительное влияние на формирование общественного мнения оказывают СМК. С другой стороны, общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМК.
Таким
образом, общественное мнение – это
особое состояние реального сознания
масс, выражающее доминирующее отношение,
позицию по актуальным общественно
значимым вопросам.
Список литературы
Информация о работе Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения