Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа
Объектом данной работы является общественное мнение. Предмет исследования: механизмы формирования общественного мнения. Цель курсовой работы – социологический анализ механизмов формирования общественного мнения.
Для реализации поставленной цели определены такие задачи:
ознакомиться с основными подходами к изучению и определению понятия «общественное мнение»;
изучить структуру и функции общественного мнения;
Содержание
Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии. 3
1.1Сущность понятия «общественное мнение» 3
1.2 Основные концептуальные подходы к анализу общественного мнения. 8
1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения
Глава II. Механизмы формирования общественного мнения 0
2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения 0
2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования общественного мнения. 0
Заключение 0
Список литературы 0
Можно говорить возникающем, формирующимся и функционирующем мнении. На этапе возникновения знания о новом явлении, ситуации сопоставляются с собственным интересом и интересами других общностей, то есть происходит идентификация себя с социальной общностью. На этапе формирования действуют механизмы общения, столкновения различных суждений, мнений; в борьбе складываются единые позиции. На этапе функционирования общественное мнение ориентирует, регулирует, предписывает определенное поведение. При этом функционирующее мнение может иметь различные уровни и выступать в виде особого рода суждений, позиций и практического отношения. [30, с.138]
Процесс
возникновения, формирования, функционирования
в массовом сознании разнообразных
оценочных суждений имеет характер
непрерывного. Здесь нет никаких
границ между «процессом» и «
Мнение
может иметь три уровня самовыражения
(три вида). Можно сделать вывод
о том, что на первом уровне оно
проявляется как оценочно-
Все многообразие мнений классифицируется по различным основаниям. Существующие в обществе мнения различаются по степени их развитости: одни только зарождаются, другие активно формируются, третьи проявляют себя как вполне сложившиеся. В состоянии возникновения общественное мнение - это процесс выработки людьми оценки предмета, попавшего в поле зрения, определения личного мнения по отношению к нему. Признаки возникновения общественного мнения - интерес людей к объекту мнения, их обращение к источникам информации о нем, выработка индивидуальных суждений.
Формирование общественного мнения - это взаимодействие индивидуальных, групповых, коллективных суждений, образование на их основе общественного мнения, которое обладает внутренним единством и оказывает влияние на практическую деятельность людей и социальных институтов.
Так как общественное мнение конкретно-исторично, то необходимо знать условия его формирования. Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирования общественного мнения. Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках. Наличие момента дискуссионности в оценках выступает, таким образом, вторым условием. Третье условие формирования общественного мнения – уровень компетентности. Некоторые члены общества в силу разных причин компетентны в одних вопросах социальной действительности, некоторые в других. Можно сказать, что члены общества, взятые в сумме, не обладают соответствующим объемом и уровнем знаний о предмете, а также соответствующими, специфически научными, средствами его анализа, необходимом для компетентного спора [4].
Итак, общественное мнение
объясняются как объективными предпосылками,
так и субъективными (неодинаковый объемом
и глубиной знания обсуждаемых проблей,
разный жизненный опытом, особенностями
запросов и потребностей). Общественному
мнению на этапе формирования присущи
такие качественные характеристики как
подвижность, динамичность.
То, что объективно необходимо для жизни
и развития общества, человека, для удовлетворения
их жизненных потребностей, составляет
предмет их интересов, а, следовательно,
и предмет их мнения. Чем сильнее и глубже
предмет мнения затрагивает интересы
общества, тем рельефнее оно себя проявляет.
Каждая социальная группа может быть соучастником
выражения общественного мнения, когда
предмет мнения затрагивает их интересы,
и выражать свое, групповое мнение. [14]
На
этапе функционирования общественное
мнение не столь подвижно и динамично,
как мнение формирующееся, ему присуща
определенная устойчивость. Стабилизатором
общественного мнения выступает
высокий интерес людей к
Итак,
в ходе развития общественного мнения
происходит стадии возникновения, формирования
и функционирования. Оно может
формироваться как стихийно, так
и сознательно. Сформированное общественное
мнения имеет интегративный характер.
Это не арифметическая сумма индивидуальных
мнений, а концентрированное выражение
коллективного разума, результат
обмена мнениями между людьми, сплав,
репрезентирующий мнение общества. Содержание
сложившегося общественного мнения
составляют лишь те оценки, которые
разделяются большинством, даже если
они не истины.
2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования общественного мнения
Формирование и развитие общественного мнения происходит либо целенаправленно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений (политических партий, средств массовой информации и т.д.), либо стихийно – под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, конкретного опыта и традиций. Однако стихийность – достаточно неудобный вариант развития любых отношений, в том числе и отношений, связанных с развитием общественного сознания. И в настоящее время главенствующая роль в этом процессе, регулирующая поведение индивида, социальных групп в отношении принятия решения поддержать или отвергнуть те или иные представления, ценности, нормы, принадлежит средствам массовых коммуникаций (СМК).
В
огромной степени развитость общественного
мнения как института зависит
от состояния общественного
Понятие
“средства массовой коммуникации”
не следует отождествлять с
В
ходе информационно-психологического
воздействия население
Однако
неграмотная аудитория не могла
быть вовлечена в процесс получения
информации. Картина кардинально
изменилась с появлением радио –
первого по-настоящему массового
средства информирования населения, когда
практически любой человек
После Второй мировой войны наступила телевизионная эра – принципиально новая фаза в развитии технологий формирования общественного сознания. И до сих пор телевидение является сильнейшим по своему воздействию средством информационно-психологического манипулирования массами.
Основная роль СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Поэтому прессу все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания. По мнению М. Паренти, СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций» [24].
В
практике СМИ сегодня широко используются
методы подсознательного воздействия,
когда отношение общества к тем
или иным явлениям окружающего мира
формируется с помощью
Общественное
мнение во многом определяет общественную
жизнь и направляет деятельность
некоторых социальных институтов, в
том числе и деятельность СМИ.
Поскольку СМИ стараются
Неслучайно
по поводу СМИ постоянно раздаются
выражения типа "четвертая власть"
и даже "силовые структуры".
Действительно, как показывает история,
в определенные периоды сила политического
влияния СМИ становится сопоставимой
с силой государственной
Вместе с тем далеко не все исследователи уверены в таком могуществе СМИ. Тому же Э. Деннису оппонирует его соавтор Д. Меррилл: "Возможно, средства массовой информации и обладают силой фокусировать наше внимание на определенных вещах, но это не та власть, которая заставляет действовать". Он же далее приходит к следующей довольно умеренной оценке: "влияние СМИ состоит скорее в том, чтобы указывать обществу, о чем следует задуматься, а не в том, чтобы говорить ему, что следует думать...". Иными словами, власть СМИ во многом состоит в определении в каждый конкретный момент соответствующей "повестки дня".
Сегодня
между представленными
Первое
ограничение связано с
Информация о работе Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения