Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является общественное мнение. Предмет исследования: механизмы формирования общественного мнения. Цель курсовой работы – социологический анализ механизмов формирования общественного мнения.
Для реализации поставленной цели определены такие задачи:
ознакомиться с основными подходами к изучению и определению понятия «общественное мнение»;
изучить структуру и функции общественного мнения;

Содержание

Содержание
Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии. 3
1.1Сущность понятия «общественное мнение» 3
1.2 Основные концептуальные подходы к анализу общественного мнения. 8
1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения
Глава II. Механизмы формирования общественного мнения 0
2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения 0
2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования общественного мнения. 0
Заключение 0
Список литературы 0

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.78 Кб (Скачать)

ХАРЬКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет «Социальный менеджмент»

 
 
 

Срок  хранения КР

до ___________ года

Кафедра социологии 
 
 

К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

 

ПО  КУРСУ: общая социологическая  теория

  ТЕМА: Социологическое  изучение механизмов  формирования общественного  мнения 
 

                              
 

Рег. № ____      Выполнила

Сдана на кафедру _________                       студ. 2 курса, группы СМ - 21                  (дата)    Ефимова Анна                 

Допуск к защите                                                              

                                                                

__________________________                                                    

   (допущена, не допускается)                  Научный руководитель 

Оценка по результатам  защиты                          Колотова Л.В          

____________________________       

            (оценка)     

______________ «____»________20__

(подпись преп.) 
 

Харьков

2010

Содержание

Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии. 3

1.1Сущность понятия «общественное мнение» 3

1.2 Основные концептуальные подходы к анализу общественного мнения. 8

1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения 

Глава II. Механизмы формирования общественного мнения 0

2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения 0

2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования  общественного мнения. 0

Заключение 0

Список литературы 0 
 
 

 

Введение

     Роль  общественного мнения всегда возрастает в сложные переломные эпохи человеческой истории. В современном социуме  общественное мнение играет очень важную роль для успешного существования  какой-либо организации, предприятия, фирмы и не только.

     Изучение  и учет общественного мнения в  нашей стране органически связаны  с глубиной и масштабами процессов  обновления общества. Развитие демократии немыслимо без систематического изучения и учета общественного  мнения, а последние являются способом реализации гласности, орудием совершенствования  всей системы общественных отношений. Таким образом, изучение вопросов, связанных  с общественным мнением, стало актуальным в современных условиях. Изучением  общественного мнения занимались такие  ученные как Г. Тард, Х. Блюмер, П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман, Б.А. Грушин, Д.П.Гавра, В.А. Полторак и многие другие.

     Объектом  данной работы является общественное мнение. Предмет исследования: механизмы  формирования общественного мнения. Цель курсовой работы – социологический анализ механизмов формирования общественного мнения.

     Для реализации поставленной цели определены такие задачи:

  • ознакомиться с основными подходами к изучению и определению понятия «общественное мнение»;
  • изучить структуру и функции общественного мнения;
  • изучить механизмы формирования общественного мнения;
  • изучить взаимодействие общественного мнения и средств массовой коммуникации.

 

Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии.

1.1 Сущность понятия «общественное мнение»

     Первым  упоминанием понятия «общественное  мнение» считают использование  латинских выражений «publica opinio» и «opinio publica» в сочинении «Поликратик» (1159 г.) английского схоласта Иоханнеса фон Солсбери. И. фон Солсбери, будучи представителем раннего гуманизма, воспринял от античных классиков идею о власти «opinio publica». Поэтому трудно даже проследить, когда именно возникла тема общественного мнения применительно к общественной жизни, так и само понятие.

     Общественное  мнение с одной стороны, подразумевает разнородность, мозаичность, так как в нем соединяются мнения множества людей, с другой – общественное мнение способно оказывать такое давление, как будто это воля какой-то особой и крайне влиятельной инстанции. Можно сказать, что общественное мнение – это поток миллионов суждений на самые разные темы, высказываемых в каждый момент времени миллионами людей в ходе их взаимодействия с другими людьми [19].

     Традиционно, практически во всех работах, посвященных  исследованиям общественного мнения, когда речь идет о его сущности, то имеется в виду некая совокупность мнений определенного множества людей.

     Например, энциклопедия социологии дает такое  определение этому понятию: общественное мнение – это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. Общественное мнение представляет собой оценку значимого происходящего [29].

     Известный исследователь общественного мнения Б.А. Грушин утверждает, что понятие  «общественное мнение» можно  рассматривать как два общественных феномена:

  1. Общественное мнение понимают как социальный (или социально-политический) институт, который устойчиво и эффективно участвует в осуществлении власти, один из признанных, узаконенных механизмов процесса принятия решений на всех уровнях жизни общества. Другими словами, общественное мнение — это форма выражения политической воли, сознания масс, которое воздействует на органы управления (в том числе и на выборах, в процессе референдумов) и, наряду с другими социально-политическими институтами, участвует в политическом процессе.
  2. Общественное мнение — это совокупное суждение множества групп людей, разделяемое различными социальными общностями по поводу тех или иных событий, явлений действительности. Причем, с одной стороны, это не простая сумма мнений группы людей, с другой - определенного множества людей, определенной совокупности [5].

     Трудности определения общественного мнения также связаны с его сложной  природой и его тесными связями  с духовными явлениями.

     Общественное  мнение отражает реальное состояние  общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов  и социальных групп общества. В  общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок  времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах  бытия. Содержание  общественного  мнения – показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения  их оценки с точки зрения интересов  социальной группы, класса, народа в  целом.

     Общественное  мнение и общественное сознание находятся  в сложных связях и отношениях. Общественное сознание – это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. В общественном сознании выделяют такие формы: политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т.д. Общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т.д [10].

     В отличие от настроения, общественное мнение включает не только массовые ощущения, переживания, социальные чувств, но и  рациональное (сознательное выражение  интересов), и общественные волевые  побуждения. Общественное мнение –  это устойчивое эмоционально-волевое  отношение[28].

     Знание  лежит в основе общественного  мнения, но оно не тождественно ему. Мнения могут быть и истинными, и  ложными. С другой стороны, бесспорный, установленный наукой факт не является объектом общественного мнения.

     Общественное  мнение дает оценку явлений, но в отличие  от простого оценочного суждения это  заинтересованное суждение, которое  исходит из представлений о ценности объекта, то есть одновременно является и оценочным, и ценностным суждением, свидетельствующим о заинтересованности и определенной убежденности субъекта. Вместе с тем это не система  убеждений, составляющих постоянную основу поведения. Это реакция на новации, новые ситуации, свидетельствующая  о спорности, дискуссионности проблемы [29].

     Общественное  мнение тесно связано с нормами, является источником их развития, средством  обеспечения, подобно нормам выполняет  функции регулирования и социального  контроля. Однако регулирование и  контроль посредством общественного  мнения отличаются повседневностью, быстротой  реакции на возникающие ситуации. Когда общественное мнение принимается  представителями социальных групп, общностей, становится всеобщим, оно  превращается в норму.

     Общественное  мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма  тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института [8].

     Под социальным институтом понимается система  отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный от случайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественному мнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционирует особый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказывания по ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населения носит не случайный, спонтанный характер, а является постоянно действующим фактором общественной жизни [20].

     Таким образом, общественное мнение – это  особое состояние реального  сознания масс в определенное время, выражающее доминирующее отношение, позицию по актуальным общественно значимым вопросам.

1.2 Основные концептуальные  подходы к анализу  общественного мнения.

     Общественное  мнение относится к одному из тех  явлений жизни общества, которое  вызывает у людей постоянный и  глубокий интерес, отсюда многообразие походов к общественному мнению. Сложность и неоднозначность  трактовок понятия общественного  мнения определяется еще и междисциплинарным  характером интереса к нему. Интерес  к данному явлению в разное время проявляли представители  философии, психологии, педагогики, политологии, социологии.

     Проблема  определения и интерпретации  общественного мнения впервые возникает  в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - "публичное мнение" - как мнение большинства населения. По Платону, "публичное мнение" - это мнение аристократии. Впоследствии оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской  мысли. Сторонники первой линии определяют общественное мнение как силу, с  которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления  утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации  политического господства элиты. В  XVII-XVIII вв. понятие общественное мнение используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений [10] .

     В поле научного интереса оно попало только в XIX веке, когда роль масс в  политике и жизни государства  стала расти. Важность этого феномена возросла в связи с процессом  урбанизации, и других тенденций  политической и общественной жизни.

Информация о работе Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения