Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа
Объектом данной работы является общественное мнение. Предмет исследования: механизмы формирования общественного мнения. Цель курсовой работы – социологический анализ механизмов формирования общественного мнения.
Для реализации поставленной цели определены такие задачи:
ознакомиться с основными подходами к изучению и определению понятия «общественное мнение»;
изучить структуру и функции общественного мнения;
Содержание
Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии. 3
1.1Сущность понятия «общественное мнение» 3
1.2 Основные концептуальные подходы к анализу общественного мнения. 8
1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения
Глава II. Механизмы формирования общественного мнения 0
2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения 0
2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования общественного мнения. 0
Заключение 0
Список литературы 0
Классик экономической теории Адам Смит, упоминает об общественном мнении в своей «Теории нравственных чувств», но полное развитие эта тема получила у Иеремии Бентама, философа школы утилитаризма. Он утверждал, что общественное мнение нужно для того, чтобы правитель убедился, что его действия служат благу большинства.
В середине XIX в. наибольший интерес в развитии анализа общественного мнения представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопоставляет толпу и публику, определяя именно последнюю в качестве субъекта общественного мнения. Толпа объединена прежде всего в физическом плане. Публика – духовное объединение людей, основанное на психологической близости. Толпа не может сформировать собственное мнение, но его ей можно навязать [7]. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании общественного мнения .
Среди
современных социально-
1) концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта общественного мнения. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Соответственно, вводится понятие "степени внимания", уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная "тема" коммуникации составляет содержание общественного мнения. Таким образом, не следует рассматривать понятие общественное мнение в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами.
2) морализующе-нормативную концепцию общественного мнения, принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями права и политики. Общественное мнение в его теории - это инструмент в руках господствующего класса, оно всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации.
3) концепцию общественного
4)
структурно-функциональную
Американский ученый, социолог Херберт Блюмер предложил другую концепцию. Согласно Блюмеру, общественное мнение — это на самом деле дискуссионное коллективное поведение, которое состоит из тех, кто обсуждает некоторую тему. Согласно этому определению, существует множество публик, каждая из которых формируется в ответ на появление некой новой темы и прекращает свое существование, когда тема исчерпана. Блюмер утверждает, что люди участвуют в таких публичных обсуждениях разными способами и в разной степени. Поэтому опрос общественного мнения на самом деле не измеряет эту публичную сферу [18].
Нельзя не упомянуть теорию французского социолога Пьера Бурдье. Он утверждал, что общественного мнения на самом деле не существует, по следующим причинам: во-первых, не все люди способны к производству своего мнения. Во-вторых, значимы далеко не все мнения. В-третьих, в обществе почти никогда не бывает консенсуса по поводу того, что же считать темой для производства мнения, тогда как социолог в опросе задает один и тот же вопрос всем респондентам, предполагая, что существует некоторое соглашение по поводу волнующего вопроса [15].
Таким образом, несмотря на многообразие теорий и концепций общественного мнения, длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.
Общественное мнение не аморфно, оно структурировано по ряду важнейших оснований. Еще Г. Ф. Гегель, изучая общественное мнение, выделил в нём целый ряд структурных элементов: первый – условие существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.
Объектом общественного мнения являются конкретные явления или темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или более широкой общественности. Объектом этого феномена являются и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров и так далее.
Исследование объекта общественного мнения, как считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций:
Объекты
общественного мнения по степени
сложности разделяются на объекты-факты,
объекты-события и объекты
Общественное мнение многосубъектно. В этом смысле можно говорить о плюрализме мнений общества. В то же время конкретное общественное мнение обладает внутренним единством, монизмом. Общественное мнение складывается в процессе столкновения различных суждений, мнение индивидов, социальных групп, но это не сумма мнений, а сплав, качественно новое явление [1].
Интегративный подход к выделению субъекта общественного мнения определяет в качестве такового народное большинство. При этом оно должно быть не аморфным образованием, а обладать внутренней структурой, элементами которой вступают – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Социальную общность объединяет общность интересов, она охватывает все возможные состояния и формы жизни людей. Общности бывают разного типа: социально-профессиональные, социально-демографические, территориальные, этнонациональные, государственные и т.д. Включённость той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения [26].
Типы суждений по объекту общественного мнения могут быть простыми, оценочными, аналитическими, обосновывающими или конструктивными [11].
Общественное мнение представляет собой срез массового сознания по определенной проблеме в определенное время и в данное время является всегда истинным. Однако существуют случаи, когда общественное мнение не до конца отвечает показателю действительности (хоть это и противоречит природе общественного мнения): когда общественное мнение подвержено влиянию идеологических мнений.
Функции общественного мнения весьма разнообразны. Теория общественного мнения как социального контроля концентрирует внимание на поддержании необходимо достаточного уровня согласия внутри общества относительно ценностей и целей сообщества. Согласно этой концепции, сила общественного мнения настолько велика, что ни правительство, ни отдельные члены общества не могут его игнорировать. Источник этой силы – угроза изоляции, которой общество подвергает отклоняющегося индивида или непослушное правительство, а также страх перед изоляцией, который обусловлен социальной природой человека [7].
Кроме
отмеченной выше функции социального
контроля, одной из важнейших является
информационно-оценочная
Как
правило, позитивная или негативная
оценка также аккумулирует конструктивную
функцию регулирования
Общественное
мнение выполняет образовательную
и воспитательную функции. Образовательная
функция синтезирует
Смысл
консультативной функции
Оперативная функция общественного мнения направлена на обслуживание интересов различных социальных групп и социальных общностей (партий, ассоциаций), осуществление их политики.
Наконец,
все рассмотренные функции
Таким
образом, общественное мнение имеет
определенную структуру, включающую объект
и субъект общественного
Глава 2 Механизмы формирования общественного мнения
2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения
Рассмотрение общественного мнения показывает, что оно не «появляется» внезапно, само по себе, вне связи с другими явлениями общественной жизни. Общественное мнение проходит сложный этап развития.
При
определении механизма
1. Восприятие информации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.
4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.
5.
Обмен между небольшими
6.
Возникновение общенародного
Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:
1. Рождается
2.
Достигает определенной
3. "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни. [27]
Информация о работе Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения