Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является общественное мнение. Предмет исследования: механизмы формирования общественного мнения. Цель курсовой работы – социологический анализ механизмов формирования общественного мнения.
Для реализации поставленной цели определены такие задачи:
ознакомиться с основными подходами к изучению и определению понятия «общественное мнение»;
изучить структуру и функции общественного мнения;

Содержание

Содержание
Глава I. Методология изучения общественного мнения в социологии. 3
1.1Сущность понятия «общественное мнение» 3
1.2 Основные концептуальные подходы к анализу общественного мнения. 8
1.3 Структурные элементы и функции общественного мнения
Глава II. Механизмы формирования общественного мнения 0
2.1 Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения 0
2.2 Средства массовой коммуникации как элемент механизма формирования общественного мнения. 0
Заключение 0
Список литературы 0

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 57.78 Кб (Скачать)

     Классик экономической теории Адам Смит, упоминает  об общественном мнении в своей «Теории  нравственных чувств», но полное развитие эта тема получила у Иеремии Бентама, философа школы утилитаризма. Он утверждал, что общественное мнение нужно для того, чтобы правитель убедился, что его действия служат благу большинства.

     В середине XIX в. наибольший интерес в развитии анализа общественного мнения представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопоставляет толпу и публику, определяя именно последнюю в качестве субъекта общественного мнения. Толпа объединена прежде всего в физическом плане. Публика – духовное объединение людей, основанное на психологической близости. Толпа не может сформировать собственное мнение, но его ей можно навязать [7]. Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании общественного мнения .

     Среди современных социально-философских  трактовок общественного мнения можно выделить:

      1) концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие какого-либо субъекта общественного мнения. Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Соответственно, вводится понятие "степени внимания", уделяемого той или иной теме, за счет чего и осуществляется выбор. Такая главная "тема" коммуникации составляет содержание общественного мнения. Таким образом, не следует рассматривать понятие общественное мнение в соотнесении с большинством населения, либо с отдельными индивидами или аристократией. По Луману, все в равной мере являются его субъектами.

     2) морализующе-нормативную концепцию общественного мнения, принадлежащую Хабермасу. В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями права и политики. Общественное мнение в его теории - это инструмент в руках господствующего класса, оно всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации.

      3) концепцию общественного мнения  Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнения, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе общественного мнения лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика общественного мнения, так называемый его "дух", порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об "избирательности восприятия", механизмом которого являются социальные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции - понятие так называемого механизма "спирали молчания". Основание феномена "спирали молчания" - это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает "спираль молчания". Общественное мнение, кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен "спирали молчания" отсутствует.

     4) структурно-функциональную теорию  общественного мнения как базирующегося  на бессознательном стремлении  людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Р. Мертона, основная функция общественного мнения - это социальный контроль [29].

     Американский  ученый, социолог Херберт Блюмер предложил другую концепцию. Согласно Блюмеру, общественное мнение — это на самом деле дискуссионное коллективное поведение, которое состоит из тех, кто обсуждает некоторую тему. Согласно этому определению, существует множество публик, каждая из которых формируется в ответ на появление некой новой темы и прекращает свое существование, когда тема исчерпана. Блюмер утверждает, что люди участвуют в таких публичных обсуждениях разными способами и в разной степени. Поэтому опрос общественного мнения на самом деле не измеряет эту публичную сферу [18].

     Нельзя  не упомянуть теорию французского социолога  Пьера Бурдье. Он утверждал, что общественного мнения на самом деле не существует, по следующим причинам: во-первых, не все люди способны к производству своего мнения. Во-вторых, значимы далеко не все мнения. В-третьих, в обществе почти никогда не бывает консенсуса по поводу того, что же считать темой для производства мнения, тогда как социолог в опросе задает один и тот же вопрос всем респондентам, предполагая, что существует некоторое соглашение по поводу волнующего вопроса [15].

     Таким образом, несмотря на многообразие теорий и концепций общественного мнения, длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.

1.3 Структурные элементы  и функции общественного  мнения

     Общественное  мнение не аморфно, оно структурировано  по ряду важнейших оснований. Еще Г. Ф. Гегель, изучая общественное мнение, выделил в нём целый ряд структурных элементов: первый – условие существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.

     Объектом  общественного мнения являются конкретные явления или темы, по которым высказывается  или может быть высказана точка  зрения индивида, группы или более  широкой общественности. Объектом этого  феномена являются и процесс материального  производства, и события, совершающиеся  в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров  и так далее.

     Исследование  объекта общественного мнения, как  считает профессор Б. А. Грушин, следует вести с таких позиций:

  • Анализ общей способности суждения общественного мнения с точки зрения специфики отражения в нем действительности;
  • Выделение некоторых критериев, прежде всего формальных, в силу которых то или иное явление независимо от его конкретного содержания становится объектом общественного мнения [6].

     Объекты общественного мнения по степени  сложности разделяются на объекты-факты, объекты-события и объекты явления (процессы). Наиболее простой объект реакции общественного мнения – конкретный факт действительности. Значительной информативностью, набором определенных сведений (фактов), которые составляют его содержание, отличается более сложный объект общественного мнения – событие. Самым сложным объектом является процесс, для глубокого отражения которого в общественном мнении к субъекту предъявляются определенные требования: обладание определенным объемом знаний и умением теоретически мыслить. Сложность структуры, противоречивость и некоторая размытость содержания явления или процесса могут вызвать неадекватное его отражение общественным мнением, которое охватывает лишь отдельные элементы данного явления, а не всю его целостность [29].

     Общественное  мнение многосубъектно. В этом смысле можно говорить о плюрализме мнений общества. В то же время конкретное общественное мнение обладает внутренним единством, монизмом. Общественное мнение складывается в процессе столкновения различных суждений, мнение индивидов, социальных групп, но это не сумма мнений, а сплав, качественно новое явление [1].

     Интегративный подход к выделению субъекта общественного  мнения определяет в качестве такового народное большинство. При этом оно  должно быть не аморфным образованием, а обладать внутренней структурой, элементами которой вступают – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В  рамках этих общностей формируется  общенародное мнение, и они же являются его выразителями. Социальную общность объединяет общность интересов, она  охватывает все возможные состояния  и формы жизни людей. Общности бывают разного типа: социально-профессиональные, социально-демографические, территориальные, этнонациональные, государственные и т.д. Включённость той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлены значимостью обсуждаемой проблемы, её важности для данной группы. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения [26].

     Типы  суждений по объекту общественного  мнения могут быть простыми, оценочными, аналитическими, обосновывающими или  конструктивными [11].

     Общественное  мнение представляет собой срез массового  сознания по определенной проблеме в  определенное время и в данное время является всегда истинным. Однако существуют случаи, когда общественное мнение не до конца отвечает показателю действительности (хоть это и противоречит природе общественного мнения): когда  общественное мнение подвержено влиянию  идеологических мнений.

     Функции общественного мнения весьма разнообразны. Теория общественного мнения как  социального контроля концентрирует  внимание на поддержании необходимо достаточного уровня согласия внутри общества относительно ценностей и  целей сообщества. Согласно этой концепции, сила общественного мнения настолько  велика, что ни правительство, ни отдельные  члены общества не могут его игнорировать. Источник этой силы – угроза изоляции, которой общество подвергает отклоняющегося индивида или непослушное правительство, а также страх перед изоляцией, который обусловлен социальной природой человека [7].

     Кроме отмеченной выше функции социального  контроля, одной из важнейших является информационно-оценочная функция, дающая сведения (моральную оценку) об отношении  индивидов, социальных групп, социальных общностей к наиболее важным фактам, событиям и явлениям, к деятельности официальных учреждений и должностных лиц.

     Как правило, позитивная или негативная оценка также аккумулирует конструктивную функцию регулирования различных  общественных интересов и интеграции на их основе индивидов, социальных групп  и социальных общностей.

     Общественное  мнение выполняет образовательную  и воспитательную функции. Образовательная  функция синтезирует теоретическое  и обыденное сознание. Они проявляются  в сообщении новой информации и формировании на этой основе новых  знаний о явлениях и процессах  социальной действительности, в расширении познавательных и оценочных возможностей личности, усвоении человеком нравственно-правовых норм, ценностей и образцов поведения, и воспитании у него чувства высокой  ответственности за свои дела.

     Смысл консультативной функции вытекает уже из самого его названия и заключается  в том, что в случае необходимости  общественное мнение может дать консультацию, совет. В них может содержаться  тот или иной способ разрешения назревших  социально-политических, экономических, нравственных и других проблем.

     Оперативная функция общественного мнения направлена на обслуживание интересов различных  социальных групп и социальных общностей (партий, ассоциаций), осуществление  их политики.

     Наконец, все рассмотренные функции общественного  мнения прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной  функции. Она проявляется в побуждении людей к определенным социальным действиям (или сознательному бездействию) [2].

     Таким образом, общественное мнение имеет  определенную структуру, включающую объект и субъект общественного мнения, различные типы суждений, условия  существования и долю истинности общественного мнения. Общественное мнение выполняет определенную роль в обществе, что выражается через его функции.

Глава 2 Механизмы формирования общественного мнения

2.1  Социальные механизмы возникновения, формирования и функционирования общественного мнения

       Рассмотрение  общественного мнения показывает, что  оно не «появляется» внезапно, само по себе, вне связи с другими  явлениями общественной жизни. Общественное мнение проходит сложный этап развития.

       При определении механизма общественного  мнения можно выделить следующие  основные этапы:

  1. Восприятие информации (объективной,  субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

  2. Выводы и оценки индивидуума  - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать,  уровня информированности.

  3. Обмен имеющейся информацией,  выводами, дискуссии с другими людьми.

  4. На этой основе, формирование  определенного мнения небольшой группы людей.

  5. Обмен между небольшими группами  и формирование мнения социального  слоя.

  6. Возникновение общенародного мнения.

  Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного  мнения:

  1. Рождается

  2. Достигает определенной степени  развития

  3. "Умирает" или реализует  себя в конкретных проявлениях  жизни. [27]

Информация о работе Социологическое изучение механизмов формирования общественного мнения