Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:45, реферат
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “logos” (“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии.
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903г.г.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.
Введение…………………………………………………………………….3
Часть I
Основные положения философии О. Конта ……………………………..4
Сущность «Социальной доктрины» О. Конта……………………………8
Закон «трёх стадий» по О. Конту …………………………….………….10
Часть II
Органический подход к обществу……………………………………….13
Теория социальной эволюции Спенсера………………………………...15
Эволюционный подход к обществу…………………………….………..17
Заключение………………………….…………………..…………………21
Список литературы………………………………………………………..22
Часть II
Герберт Спенсер (1820-1903) - английский философ и социолог, один из родоначальников позитивной социологии. Его взгляды сформировались под влиянием идей Дарвина, Смита, Бентама, Мальтуса. Основными сочинениями являются "Основания психологии" (1872); "Основания социологии" в 3 т. (1876-1896); "Основания этики"(1893); "Социология как предмет изучения" (1903) и др.
В свете эволюционно-
Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества по предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что оно развиваются как ответ на социальное, природное - естественное окружение. Человек становится социальным существом в ходе длительной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Спенсер считает, что численный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной организации, способствует выработке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков.
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность. Спенсер, особенно в ранних своих работах, изображает процесс эволюции неослабевающим, неизменным и постоянно присутствующим.
Органический подход к обществу
Спенсер опирался на идею сходства
социальных систем с живыми организмами.
Органический подход к обществу, государству,
социальным институтам позволял рассматривать
их как живые, развивающиеся целостности,
связанные между собой
Существование социального организма находится во власти двух процессов - дифференциации и специализации. Логика дифференциации заставляет однородность развертываться в разнородность, ведет к усложнению структур, позволяет материальным и духовным формам развиваться и достигать зрелости. Специализация же обеспечивает кооперирование отдельных индивидов в группы, способствует возникновению специализированных социальных "органов".
Из последних образуется
целостная система
В социальном организме существуют и активно функционируют три системы жизнеобеспечения - производящая, распределяющая и регулятивная. Последняя включает в себя социальные институты и нормативные системы религиозного, морального, правового и политического характера. Самым древним регулятивным средством Спенсер считал "церемониальные нормы", включающие обычаи, обряды, ритуалы, традиционные церемонии и т.п. С помощью всех этих норм в обществе поддерживаются отношения субординации и необходимой дисциплины.
Основным психологическим механизмом, обеспечивающим действенность регулятивной системой является страх. С помощью "страха перед живыми" в обществе и государстве функционируют правовые и политические нормы, а при помощи "страха перед мертвыми" - религиозные нормы. Каждое государство, как всякий живой организм, должно бороться за существование. Борьба для него - это условие его развития и совершенствования. В ней, как и в любой борьбе, побеждает сильнейший, т.е. тот, кто приспособлен к ней всеми своими органами и функциями.
В борьбе за выживание и самоутверждение, длящейся почти непрерывно, общественный организм проходит через два основных этапа, которым соответствуют две социально-исторические формы государственности.
1) Примитивное (военное) государство отличается хищническими ориентациями и видит в войне главную цель своего существования. Весь образ жизни его населения подчинен милитаристским принципам. Механизмы социализации нацелены на воспитание будущих воинов, дисциплинированных, воинственных, отважных, готовых к самопожертвованию. Индивидуальное "я" целиком подчиняется корпоративному "мы" И воспринимает как должное жесткую, тотальную регламентацию всех сторон социальной жизни.
2) Индустриальное государство
ориентировано на организацию
хозяйственно-экономической
Надежным гарантом прочности социального порядка является динамика интегративных процессов. Общим основанием социальной интеграции является соблюдение принципа соразмерности получаемых выгод оказываемым услугам. Спенсер указал четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогенная
кооперация, при которой одинаковые
усилия соединяются для
2) не вполне однородная
кооперация, где одинаковые усилия
соединяются для одинаковых
3) гетерогенная кооперация,
где неодинаковые усилия
4) гетерогенная кооперация,
где неодинаковые усилия
Данная типология имеет важное значение для понимания природы социальных связей внутри гражданского общества. Отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Развивая эту мысль, Спенсер писал: «Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизнь достигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто» .
Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержание жизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров.
После того, как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условий добровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами, согласно заключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора".
Теория социальной эволюции Спенсера
Общество индустриального
типа основывается на добровольном сотрудничестве
и индивидуальном самоограничении.
Оно характеризуется во всем той
же индивидуальной свободой, которую
подразумевает любая
И поскольку развитая стабильная
система, склоняющаяся к социальному
организму индустриального
Спенсер подчеркивал, что степень сложности общества не зависит от воинственно-индустриальной дихотомии. Относительно недифференцированные общества могут быть "индустриальными", по Спенсеру (не в сегодняшнем понимании "индустриального общества"), а современные сложные общества могут быть военными.
Определяющим общества как воинственное или индустриальное является не уровень сложности, а, скорее, наличие или отсутствие конфликта с окружением. Если классификация общества по возрастанию сложности развития придала системе Спенсера вполне оптимистическое изображение, то воинственно-индустриальная классификация привела его к менее радостным взглядам на будущее человечества.
Спенсер ни в коей мере не был, как он часто отмечал, неизменным последователем идеи непрерывного однолинейного прогресса. Это становится еще более очевидным, когда мы рассматриваем его общую схему эволюции.
Спенсер выдвигает концепцию однолинейного развития человечества, в соответствии с которой этапы человеческого прогресса жестко предопределены, так же как эволюция индивида от детства к зрелости. "Как между детством и зрелостью нет коротких путей, дающих возможность избежать утомительного процесса роста и развития по средствам незаметного приращения, так же нет другого пути от низших форм социальной жизни к высшим, кроме как минуя небольшие последовательные изменения. Этот процесс нельзя сократить и его следует пройти с должным терпением".
Спенсер, особенно в ранних
своих работах, изображает процесс
эволюции неослабевающим, неизменным
и постоянно присутствующим. "Изменение
от однородности к разнородности
проявляется в прогрессе
Спенсер в целом не настаивал на необратимости развития общества по предопределенным этапам. Наоборот, он придерживался мнения, что они развиваются как ответ на их социальное и естественное, природное окружение.
Спенсер, подчеркивая отличие своей концепции от концепций сторонников теорий однолинейных этапов, таких, как, например, Конт, писал: "Таким образом, среди других ошибочных концепции возникает еще одна серьезная ошибка, что различные формы общества, представленные у дикарей и в цивилизованных расах в мире, являются не чем иным, как различными этапами эволюции одной формы; истина же заключается в том, что социальные типы, так же как и индивидуальные организмы, не образуют единого ряда, а, классифицируются по расходящимся и распространяющимся группам".
Эволюционная теория Спенсера благодаря включению в нее факторов застоя и регресса становится, несомненно, более гибкой, хотя и теряет свою цельность.
Эволюционный подход к обществу
Спенсер анализирует социальные институты в связи с общей матрицей, в которую они укладываются по-разному. Он убежден: "... то, что, с точки зрения наших мыслей и чувств, является крайне плохим обустройством, подходит к условиям, при которых лучшее обустройство просто неприемлемо". Он предупреждал против общей ошибки считать обычаи, которые кажутся странными или отталкивающими по современным стандартам, не имеющими никакой ценности: "вместо того, чтобы пройти мимо них как не имеющих значения, считающихся отталкивающими предрассудками примитивного человека-дикаря, мы должны поинтересоваться, какую роль они играют в социальном развитии".
При рассмотрении социальных институтов Спенсер подчеркивает непредвиденность последствий деятельности человека, показывая, что они являются не результатом преднамеренных стремлений и мотиваций субъекта, а возникают вследствие функциональных и структурных потребностей. "Определяют условия, а не намерения... тип политической организации, и не является предметом намеренного выбора". Спенсер призывает рассматривать институты с учетом двойного аспекта их эволюционного этапа и функций, которые они поддерживают на этой стадии.
Спенсер отличался необыкновенной
эрудицией и
Спенсер выступал за ограниченные роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бедным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.
Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам низших фаз.
Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой. Оно не создано искусственно, в результате "общественного договора" или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоббса, о том, что человек в естественном состоянии "в значительной мере антисоциален".
Человек становится социальным
существом в ходе длительной эволюции
первобытных сообществ в
Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки, подвергает критике многочисленные аргументы ее противников. Социология возможна уже потому, что общество часть природы и подчиняется закону "естественной причинности". Спенсер опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков "свободной воли", философов, приписывавших решающую роль в истории "выдающимся мыслителям", "общественному договору", выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни.
Информация о работе Социологическо наследие О. Конта И. Спенсера