Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 23:45, реферат
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого “logos” (“слово”, “учение”). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово “социология”, он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии.
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903г.г.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы.
Введение…………………………………………………………………….3
Часть I
Основные положения философии О. Конта ……………………………..4
Сущность «Социальной доктрины» О. Конта……………………………8
Закон «трёх стадий» по О. Конту …………………………….………….10
Часть II
Органический подход к обществу……………………………………….13
Теория социальной эволюции Спенсера………………………………...15
Эволюционный подход к обществу…………………………….………..17
Заключение………………………….…………………..…………………21
Список литературы………………………………………………………..22
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Часть I
Основные положения философии О. Конта ……………………………..4
Сущность «Социальной доктрины» О. Конта……………………………8
Закон «трёх стадий» по О. Конту …………………………….………….10
Часть II
Органический подход к обществу……………………………………….13
Теория социальной эволюции Спенсера………………………………...15
Эволюционный подход к обществу…………………………….………..17
Заключение………………………….…………………..
Список литературы…………………………………
Введение.
Был ли Огюст Конт
подлинным создателем, “отцом”
социологии - вопрос спорный. Бесспорно
то, что он стал ее крестным
отцом, так как дал ей имя,
изобрел само слово “
В общем, говоря
о личности Конта, можно
Существенно обогатил предмет науки английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903г.г.). В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические, органические и надорганические (социальные). Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численности народонаселения и т.д.
Основные положения философии О. Конта
Задачу философии Конт видел в описании развития человеческой мысли, которая выражена преимущественно в развитии науки.
Основой доктрины Конта является концепция «трех стадий», согласно которой каждая наука проходит в своем развитии три этапа - теологический, метафизический и позитивный.
Первый из этих этапов
характеризуется склонностью
Каждая наука проходит
все три стадии самостоятельно.
Более того, существует определенный
порядок в развитии наук, обусловленный
тем, что одна должна
Каждая наука разрабатывает
собственную методологию,
Этот же метод, согласно
Конту, является основным для
социологии. Сам термин «социология»
впервые был введен Контом. В
качестве предмета социологии
Конт определял законы
Три стадии в развитии
социологии Конт отождествляет
с состоянием общества. Теологической
стадии соответствует вера в
божественное происхождение
Насущную задачу своего
времени Конт видит в
Переход социологии
на позитивную стадию должен
положить конец разногласиям: позитивная
наука найдет подлинные законы
существования общества и
Конт решительно выступал против поисков трансцендентных причин; ставил задачу основывать достоверность социологических выводов на фактах и их связях, а не на философских интерпретациях смысла истории; уделял особое внимание разработке законов развития семьи: поскольку социальные связи вытекают и концентрируются, прежде всего, в ней, Конт считал, что именно семья, а не индивидуум образует ту простейшую целостность, сумма которых образует общество. По Конту, именно через семью личность связывается с производством, социальными группами, организациями. Изучение всех этих связей дает возможность познать сущность общества, его структуру и функции.
Социология Конта состояла из двух разделов: социальной статики и социальной динамики (3, стр. 98).
Под социальной статикой
Конт понимал исследование
Одним словом, социальная
динамика изучает законы
По мысли Конта,
позитивизм есть средняя линия
между эмпиризмом (материализмом)
и мистицизмом (идеализмом); в
этом контексте ни философия,
ни наука не имеют права
на постановку вопроса о
Определяя суть "позитивного",
Конт отмечал, что оно
1) реальное в противоположность химерическому, посвящающее "себя исследованиям, истинно доступным нашему уму";
2)
полезное в противовес
3)
достоверное в
4) точное в противовес смутному, желающее "добиваться всюду степени точности, совместимой с природой явлений и соответствующей нашим истинным потребностям; между тем как старый философский метод неизбежно приводит к сбивчивым мнениям, признавая необходимую дисциплину только в силу постоянного давления, производимого на него противоестественным авторитетом";
5)
положительное в
Основной же характер
позитивной философии, по
По мысли Конта, "мы считаем, безусловно, недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных".
С точки зрения Конта,
"...теперь, когда человеческий
разум создал небесную физику
и физику земную, механическую
и химическую, а также и физику
органическую, растительную и животную,
ему остается для завершения
системы наук наблюдения
Отстраивая эту новую
общественную дисциплину, Конт провозгласил
создание науки "социологии".
Конт поставил ее в один
ряд с фундаментальными
Эволюционная теория
Конта сняла противоречие
Эволюционная теория
Конта опиралась на
1) Принцип условий существования (Milieu), требовавший отдавать предпочтение социальной среде, выделять внешнюю и внутреннюю (духовную) среды, учитывать взаимодействие между организмом и средой (причина и следствие), между человеком и обществом, выделять проблему влияния сознания на среду;
Информация о работе Социологическо наследие О. Конта И. Спенсера