Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:30, контрольная работа
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
Благодаря синергетике становится очевидно, «что логическому ряду: обратимость -- детерминированность -- логика -- закон-- порядок противостоит более адекватный сегодняшней реальности ряд: необратимость -- асимметрия -- энтропия -- хаос». В статье «Философия нестабильности» И.Р. Пригожин утверждает, что нестабильность в определенном смысле заменяет сегодня детерминизм: «В детерминистическом мире природа контролируема, она есть инертный объект, подверженный нашим волевым устремлениям. Если же природа содержит нестабильность, как существенный элемент, то мы должны уважать ее, ибо мы не можем предсказать, что может произойти...».
Таким образом, социологи обращают
внимание на внутреннюю сторону (мутацию)
развития культуры как изобретения
или нововведения и внешнюю, когда
происходит воздействие в двух формах
инновации - заимствование и
«Вильям Ф. Огберн (1886 -- 1959) доказал, что первостепенным стимулятором социально-культурной перемены в индустриальных странах является техника. Техника, по его мнению, развивается по своим законам. Она, как будто независимая, переменная величина, постоянные вариации которой в ходе технического прогресса порождают напряжение и длительные процессы приспособления в других секторах общества.
Так как техническое развитие постоянно и быстро идет вперед, может случиться так, что занимающий более длительное время процесс адаптации в других областях не достигает соответствующего уровня к этому моменту. Поэтому можно говорить об «отставании культуры» в сравнении с техникой. Научную мысль, технический прогресс остановить невозможно, и дело этики и морали, т. е. «культуры» вообще, использовать технические достижения позитивно. Теория «культурного отставания», предложенная В. Огберном, показывает, что культурные ценности и нормы меняются несравненно медленнее, чем совершается технический прогресс. Однако и техника не существует вне общества как нечто совсем не зависящее от него или стоящее над ним. Процесс адаптации между обществом и техникой - двусторонний.
Существенные социальные изменения как в технике, так и в культуре - ментальной сфере - приводят к изменению типа общества в целом.
В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.
Однако так было не всегда, и не во всех культурах наука занимала столь высокое место в шкале ценностных приоритетов. В этой связи возникает вопрос об особенностях того типа цивилизационного развития, который стимулировал широкое применение в человеческой деятельности научных знаний.
Техногенная цивилизация является
довольно поздним продуктом человеческой
истории. Долгое время эта история
протекала как взаимодействие традиционных
обществ. Лишь в XV-ХVII столетиях в
европейском регионе
Важно зафиксировать, что сама идея
экспериментального исследования неявно
предполагала наличие в культуре
особых представлений о природе,
о деятельности и познающем субъекте,
представлений, которые не были свойственны
античной культуре, но сформировались
значительно позднее, в культуре
Нового времени. Идея экспериментального
исследования полагала субъекта в качестве
активного начала, противостоящего
природной материи, изменяющего
ее вещи путем силового давления на
них. Природный объект познается
в эксперименте потому, что он поставлен
в искусственно вызванные условия
и только благодаря этому проявляет
для субъекта свои невидимые сущностные
связи. Недаром в эпоху становления
науки Нового времени в европейской
культуре бытовало широко распространенное
сравнение эксперимента с пыткой
природы, посредством которой
Открытия подобного рода часто знаменуют собой переворот в науке, но на них нельзя выйти путем целенаправленного поиска; из знания в неведение нет рационального, целенаправленного пути. С этой точки зрения, так называемые географические открытия нередко представляют собой, скорее, выяснение или обнаружение.
Открытие - это соприкосновение с неведением. Специфической особенностью открытий является то, что на них нельзя выйти путем постановки соответствующих деловых вопросов, ибо существующий уровень развития культуры не дает для этого оснований.
Кроме сферы эмпирического
Основанная на микропроцессорах вычислительная
техника ускорила становление информационного
общества. Она открыла новые возможности
для интеграции различных действий
и быстрых производственных решений.
Эксплуатацию вычислительной техники
можно считать центральной
Потребителей вычислительной техники и работающих в сфере знаний становится все больше и больше, и при этом каждый сталкивается с необходимостью освоения новой технологии, нового, усовершенствованного информационного оборудования. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальное и политическое значение -- по мере того, как информация приобретает ключевые позиции в разных сферах общества. Термин «информационное общество» не гипербола, поскольку роль знания как решающего фактора развитого общества становится все более очевидной. ««Инновативность современной технологии -- сердцевина всякого развития. Объем памяти компьютеров, способность объединять «файлы», ресурсы, быстрота действий и контроль за ними допускают возможность создания информационных сетей, банков данных и массового производства информации. Подобная новая инфраструктура характеризует современное общество и становится его символом [10, с.84]».
Важной внешней предпосылкой развития культуры является социальная мобильность.
Мобильность в широком понимании - это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения - эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности.
Главные формы социальной мобильности -- горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой.
Социальная мобильность может
означать или социальное повышение,
или социальное понижение, например,
перемены в течение жизни одного
поколения или перемещение
В связи с социальной мобильностью
надо учитывать степень открытости
общества или общественного класса.
За исключением отдельных
Социальная мобильность
В исторической практике известны и
мирные, добровольные способы культурного
взаимодействия (в этом случае принципы
взаимодействия чаще всего нацелены
на равноправное сотрудничество), и
принудительные или реализуемые
в результате колониального, военного
завоевания формы взаимодействия (в
этом случае, как правило, доминирует
стремление к односторонней выгоде
в процессе взаимодействия). Практика
международных отношений
Таким образом, явление культуры в
его историческом развитии есть расширение
сфер и областей человеческого опыта,
который рефлексируется и осмысливается,
закрепляясь в традиции. Однако,
несмотря на всю важность традиций,
которые обеспечивают устойчивость,
авторитет культуры и культурных
норм, нельзя себе представить развитие
культуры без обновления культурного
опыта, без инноваций. Они проявляются
в изменениях, которым подвергается
весь образ жизни. Изменения в
культуре происходят в результате накопления
культурного опыта, они не могут
быть внезапными. Чтобы стать достоянием
и ценностью человеческого
Литература:
1. Аберкомби Н. Хилл С, Тернет
Б.С. Социологический словарь.
2. Козлова О.Н. «Социология». М. «Омега-Л», 2004
3. Культурология. ХХ век.
4. Матецкая А.В. Социология
5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М. 2000.
6. Менгин О. Всемирная истории каменного века. 1930.
7. Орлова Э.А. Введение в
8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. 1986.
9. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А.. Философия науки и техники. М. 1995.
10. Токарев С.А. История
11. Флиер А.Я. Культурные
12. Шюц А. Структура
Информация о работе Социологический подход к исследованию типов культур