Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:30, контрольная работа
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
1. Социологический подход к исследованию типов культур.
Социокультурный мир выступает
перед исследователями во всей своей
неоднородности и множественности.
Для наиболее полного и плодотворного
изучения феномена культуры применяется
метод классификации, или типологии.
Типология культуры решает задачи упорядоченного
описания и объяснения разнородного
по составу множества объектов культуры.
Типология культуры -- метод научного
познания, в основе которого лежит
расчленение социокультурных
Типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок - «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный - подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный - рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п.
Немецким социологом, историком и экономистом Максом Вебером (1864 -- 1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями, и использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных.
М. Вебер различает три "чистых"
типа господства: обусловленное рациональными
интересами подчиняющихся и
Вебер считал, что, несмотря на заведомую
утопичность мыслительных конструкций,
образующих идеальные типы, они представляют
собой важнейшие научные
Методологическую основу классификации
культур составляют различные концепции
культурно-исторического
Каждый из подходов имеет свою специфику.
Так, представители классического
эволюционизма 19 в. считали возможным
выделение всеобщих, универсальных
по своему существу, стадий развития культуры
(Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тейлор и др.).
Концепция универсальной
Свои преимущества для сравнительного
анализа культуры имеет концепция
мультилинейной эволюции Стюарда, который
стремился к конкретному
Концепция специфической эволюции
(изучение локальных культур в
диахронном аспекте), по мнению ее авторов
Салинса и Сервиса, существенно
дополняла универсальную
Один из вариантов классификации
культур дает цивилизационный подход.
Понятия «культура» и «цивилизация»,
не являясь тождественными, одновременно
тесно связаны между собой. Как
правило, исследователи соглашаются
с тем, что цивилизация -- это, во-первых,
определенный уровень развития культуры,
во-вторых, определенный тип культуры,
с присущими ему характерными
чертами. Данный подход был разработан
такими мыслителями как Н.Я. Данилевский,
О. Шпенглер, А. Тойнби. Качественно
иной подход к классификации культур
или цивилизаций предложил П.
Сорокин, который отрицал
Система типологий культуры, созданная в 19--20 вв. весьма разнообразна и позволяет современным исследователям использовать методологические основы, принципы классификаций и сравнит, анализа культур как необходимый культурологический инструментарий.
Термин «социологии культуры»
был введен М. Вебером в нач. ХХ
века, однако, до их пор сохранились
споры относительно предмета исследования,
концептуального аппарата и методологии.
Трудность заключается в: 1) сопричастности
сфер исследования с культурной антропологией,
культурологией, философией культуры;
2) многомерности понятия «
На рубеже 1960-70 - х гг. социология
культуры начала формироваться как
самостоятельная отрасль
Культура в широком смысле - внебиологичесая человеческая деятельность.
Социология культуры -- это наука,
рассматривающая строение и функционирование
культуры в связи с социальными
структурами и институтами
Предмет социологии культуры - комплекс общих закономерностей динамики культуры, специфических групповых и региональных регулярностей ее движения при различных состояниях общества, разнообразие форм социокультурной жизни, а также анализ характерных для каждого из таких состояний способов, результатов и последствий деятельности представителей различных социальных групп, направленной на поддержание или преобразование общественной жизни.
2. Культурный релятивизм и этноцентризм. Деструктивные формы этноцентризма в современном обществе.
«Этноцентризм - это общая концепция
или точка зрения отдельных людей,
согласно которой собственный народ,
социальный слой, собственная раса
или некая собственная группа
выдвигается на центральное место
как превосходящая все
Этноцентризм свойственен
В концепцию этноцентризма входит и понятие «стереотип». В данном случае это принятые какой-либо группой обобщенные, схематические представления о других группах, об их культуре и свойствах. Стереотипный способ реагирования -это долговременное, стабильное и, несмотря на новый, даже совсем свежий опыт, непреклонное представление о поведенческих чертах других людей или групп, а также твердое мнение о каких-либо организациях или социальных формированиях.
Стереотипы напоминают предубеждения,
для них не нужны логические обоснования,
и даже их объективность и
Одна из крайних форм этноцентризма
-- расизм, который можно определить
как совокупность понятий, согласно
которым какая-то одна раса как в
моральном и умственном, так и
культурном отношении превосходит
какую-то другую расу или другие расы
и суперкачества которой
В более широком смысле расизм сегодня
- это все то, что связано с
расовой дискриминацией, расовыми предрассудками
и попранием национального
Сторонники подобных взглядов видят в расе свойства, присущие ей изначально и постоянно, и передающиеся наследственно. Такой упрощенный подход не учитывает роли и влияния окружающей среды на индивида, игнорирует тип и характер его индивидуального поведения, отказывая ему в способности приобрести в течение жизни какие-либо новые черты, кроме как получить наследственные. Если у человека присутствует хотя бы одно расовое свойство, ему произвольно на основе стереотипов приписываются и все остальные свойства данной расы, особенно негативные. Расовые предрассудки и стереотипы -выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения.
Расизм - это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. Конечно, некоторые успехи в борьбе с расизмом есть; например, нарушением прав человека признано преследование евреев. Однако неприязнь, а иногда и ненависть к иностранцам, ксенофобия (гр. xenos -- чужой), неонацизм, ультраправое мышление, идеологические движения, направленные против какой-либо группы населения, ограничения прав репрессируемых групп населения и даже теракты против них, все это -- лицо современного расизма.
Исключительно показателен для
всех многоэтнических стран опыт
США, которые, как известно, являются
результатом величайшего
1. Первая модель: слитность, или
ассимиляция. Это означает, что
иммигранты отказываются от
2. Вторая модель может быть
метафорически названа «
Информация о работе Социологический подход к исследованию типов культур