Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:30, контрольная работа
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
3. Третья модель - плюралистическая
культура: общество развивается
на основе многокультурного
Австралия, которая принимала и принимает большое количество эмигрантов, долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня она явно придерживается принципа третьей модели, когда все существующие культуры обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».
Объединение Европы также означает
сосуществование разных культур, хотя
этнические и расовые предрассудки,
такие как дискриминация
Значительную роль в культурной динамике играют культурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более развитой. Однако при этом большинство людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре.
Культурные заимствования
Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы:
1. Интенсивность контактов (
2. Условия межкультурных
3. Степень дифференциации
4. Восприимчивость к чужой
Наиболее распространенным примером культурных заимствований может служить мода.
По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом.
Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Практический аспект этого принципа классик европейской этнологии российский ученый С.А. Токарев резюмирует так: «Нельзя присваивать себе право вмешиваться в жизнь какого-то племени под тем предлогом, что оно неспособно к самостоятельному развитию».
М. Херсковиц выделял три аспекта культурного релятивизма: методологический, философский и практический. Методологический касался способа познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа, т. е. описывать жизнедеятельность индивидов необходимо в терминах их собственной культуры. Важнейшим аспектом этой стороны культурного релятивизма является стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования в свете представлений об идеальном желаемом, распространенном в ней.
Философский аспект культурного релятивизма
состоит в признании
В концентрированной форме кредо М. Херсковица выражено в его суждении: «Признать, что право, справедливость, красота могут иметь столько же проявлений, сколько культур, - это значит проявить не нигилизм, а терпимость».
Весь пафос американского
Оценивая безусловно позитивные грани
принципа культурного релятивизма
(в умеренной форме), нельзя не согласиться
с С.А. Токаревым, утверждающим, что
«уважение к культуре каждого
народа, хотя бы считаемого отсталым, внимательное
и осторожное отношение к народам
- создателям такой культуры, отказ
от высокомерного
Таким образом, этноцентризм -- понятие, отражающее тенденцию рассматривать нормы и ценности собственной культуры как основу для оценки и выработки суждений о других культурах, т. е. это точка зрения, согласно которой один образ жизни предпочитается всем остальным, абсолютизируется один тип цивилизации. Концепция этноцентризма противостоит релятивистскому подходу, в котором восприятие норм и ценностей каждой культуры самоценно и не может быть использовано в качестве стандарта, применимого к другим культурам.
3. Взаимодействие культур и социокультурная динамика: О. Шпенглер и П. Сорокин.
Существуют различные модели социокультурных динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др. С позиции этих концепций можно выделить внутренние и внешние предпосылки развития культуры.
Циклическая модель социокультурных
макродинамических процессов
Теория круговорота в истории
Дж. Вико (1668 -- 1744) основана на том, что
цикл существования любой нации
состоит из трех эпох. Первая -- «век
богов», когда государство еще
отсутствует, представления людей
фиксируются в мифах, а приоритет
закреплен за религиозными структурами.
«Век героев»-- это господство аристократического
государства и его
В работе «Закат Европы» О. Шпенглер развивает идею, что, по аналогии с живыми организмами, культуры проходят следующие стадии, представляющие собой законченный цикл: «детство -- весна» (период хаоса, накопления сил), «юность -- лето», «зрелость -- осень», когда реализуются все потенциальные возможности культурной души, «старость -- зима» (период цивилизации -- гибели культуры). На весь жизненный цикл культурного организма Шпенглер отводит около тысячи лет, период «цивилизации» продолжается 200 -- 300 лет. На цивилизационной стадии духовная жизнь замирает, вера падает, искусство вырожда-ется, торжествуют материалистические взгляды. По Шпенглеру, «цивилизация» -- переход от творчества к бесплодию, механической работе, это -- «мертвое время», «перегной» культуры, неорганическая жизнь.
Идеи О. Шпенглера были развиты
в многотомной работе английского
историка и социолога Арнольда Джозефа
Тойнби (1889 --1975) «Постижение истории»,
обосновавшего концепцию
Прогресс, согласно Тойнби, представляет
собой «кумулятивное
Некоторые параллели с концепцией А. Тойнби возникают при анализе работ русского ученого историка Льва Николаевича Гумилева. Л.Н. Гумилев считает, что человек не существует вне этноса. В «этническую историю» включаются результаты формообразующей деятельности природного ландшафта, понимаемого как главный источник этносов. Процесс этногенеза состоит из цикла, включающего в себя четыре фазы: возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. История этноса в сочетании с «историей ландшафтов и историей культуры» составляет «этническую историю». Рождение культуры связано с появлением нового этноса. Согласно Гумилеву, при возникновении этноса действует «импульс пассионарности». «Пассионарность -- это способность и стремление к изменению окружения... Импульс пассионарности бывает настолько силен, что носители этого признака -- пассионарии -- не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность -- атрибут не сознания, а подсознания, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимую и фиксируемую историей форму проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, то есть этот признак не только индивидуальный, но и популяционный».
Импульсами для увеличения пассионарности на уровне общества и отдельных индивидов служат взрывы во Вселенной -- «пассионарные толчки». Когда пассионарность этноса снижается, он движется к своей гибели.
Наиболее значительный материал по разработке моделей волнообразных динамических процессов накоплен в экономике.
Современные представления об экономических волнах базируются на теории русского социального мыслителя Николая Дмитриевича Кондратьева (1892--1938). Анализ экономических изменений, соотнесенных с политическими и социальными факторами, позволил ему разработать теорию длинных экономических волн с периодом 48 -- 55 лет.
Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя четыре фазы: повышение, перелом, понижение и переход. Повышению предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах. В это время происходит обновление и расширение основных капитальных средств, изменение и перегруппировка производительных сил. Во второй фазе (переломной) инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится не эффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводят к угасанию экономической жизни). Третья фаза (понижение -- депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис. Для четвертой фазы (переходной) характерно, что предшествующая экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся формы хозяйственной жизни в рамках старой экономической структуры еще не могут переломить ситуацию. Борьба нового со старым продолжается 7 -- 10 (иногда более) лет. После перелома волны (связанного с удешевлением капитала) опять следует подъем экономической активности, то есть начинается новая «длинная экономическая волна».
Американский социолог Питирим
Сорокин (1889 -- 1968) предложил теорию волнообразной
социокультурной динамики. Культуры
движутся силами, заложенными в них
самих, просто потому, что такова их
природа, -- считает Сорокин. Исторический
процесс он рассматривал как циклическую
флуктуацию, определенное колебание
типов культуры. Он выделил три
типа культур: чувственный (преобладают
чувственные формы отражения
действительности), идеациональный (преобладает
религиозно-мистическое
В динамике общества прослеживаются три стадии: чувственная, идеациональная, идеалистическая, составляющие волну, после завершения которых идет следующая волна.
Информация о работе Социологический подход к исследованию типов культур