Социологический подход к исследованию типов культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 50.63 Кб (Скачать)

3. Третья модель - плюралистическая  культура: общество развивается  на основе многокультурного принципа, когда каждый этнос, с согласия  других, сохраняет свою собственную  культуру. В таком обществе существуют  разные, но равноправные субкультуры.

Австралия, которая принимала и  принимает большое количество эмигрантов, долгое время стремилась осуществлять ассимиляционную политику, но сегодня  она явно придерживается принципа третьей  модели, когда все существующие культуры обогащают общую культуру и осуществляют идею «дать всем цветам цвести».

Объединение Европы также означает сосуществование разных культур, хотя этнические и расовые предрассудки, такие как дискриминация меньшинств и сегрегация, все еще создают  напряжение.

Значительную роль в культурной динамике играют культурные заимствования, то есть использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и  апробированных в других культурах. Данный вид культурной динамики развивается  в тех случаях, когда одна культура подвергается влиянию другой, более  развитой. Однако при этом большинство  людей менее развитой культуры, несмотря на заимствование элементов другой культуры, сохраняют многие обычаи, нормы и ценности, присущие их родной культуре.

Культурные заимствования являются наиболее распространенными источниками  культурных изменений по сравнению  со всеми другими. Этот источник культурной динамики может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через  действие СМИ, потребляемые товары, образовательные  учреждения и т.д.). Однако в процессе заимствования народ-реципиент заимствует не все подряд, а лишь то, что является близким его собственной культуре, может принести явную или скрытую  выгоду, даст преимущество перед другими  народами, отвечает внутренним потребностям данного этноса.

Характер, степень и эффективность  культурных заимствований определяют, в основном, следующие факторы:

1. Интенсивность контактов (частое  взаимодействие культур ведет  к быстрому усвоению инокультурных  элементов).

2. Условия межкультурных контактов  (насильственные контакты порождают  реакцию отторжения).

3. Степень дифференциации общества (наличие социокультурных групп,  готовых принять нововведения).

4. Восприимчивость к чужой культуре (способность менять свое поведение  в зависимости от изменения  культурного контекста).

Наиболее распространенным примером культурных заимствований может  служить мода.

По мнению американского социолога  Уильяма Грем Самнера культуру можно  понять только на основе анализа ее собственных ценностей, в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между  близкими культурами. Практический аспект этого принципа классик европейской  этнологии российский ученый С.А. Токарев  резюмирует так: «Нельзя присваивать  себе право вмешиваться в жизнь  какого-то племени под тем предлогом, что оно неспособно к самостоятельному развитию».

М. Херсковиц выделял три аспекта  культурного релятивизма: методологический, философский и практический. Методологический касался способа познания культур  на основе ценностей, принятых у данного  народа, т. е. описывать жизнедеятельность  индивидов необходимо в терминах их собственной культуры. Важнейшим  аспектом этой стороны культурного  релятивизма является стремление понять культуру изнутри, осознать смысл ее функционирования в свете представлений  об идеальном желаемом, распространенном в ней.

Философский аспект культурного релятивизма  состоит в признании множественности  путей культурного развития, в  плюрализме при взгляде на историко-культурный процесс. Он отрицает обязательную эволюционную смену стадий культурного роста  и доминирование одной тенденции  развития. Более того, согласно данному  принципу возможен отход от поступательного  развития и отказ от унифицированной  технологической линий развития цивилизации.

В концентрированной форме кредо  М. Херсковица выражено в его суждении: «Признать, что право, справедливость, красота могут иметь столько  же проявлений, сколько культур, - это  значит проявить не нигилизм, а терпимость».

Весь пафос американского ученого  был направлен на внедрение в  сознание людей европейской цивилизации  идеи о множественности вариантов  существования человека в современном  мире.

Оценивая безусловно позитивные грани  принципа культурного релятивизма (в умеренной форме), нельзя не согласиться  с С.А. Токаревым, утверждающим, что  «уважение к культуре каждого  народа, хотя бы считаемого отсталым, внимательное и осторожное отношение к народам - создателям такой культуры, отказ  от высокомерного самовозвеличивания европейцев и американцев как  носителей якобы абсолютных ценностей  и непогрешимых судей в этих вопросах - все это несомненно здравые научные  идеи, заслуживающие самого серьезного внимания ».

Таким образом, этноцентризм -- понятие, отражающее тенденцию рассматривать  нормы и ценности собственной  культуры как основу для оценки и  выработки суждений о других культурах, т. е. это точка зрения, согласно которой  один образ жизни предпочитается всем остальным, абсолютизируется один тип цивилизации. Концепция этноцентризма  противостоит релятивистскому подходу, в котором восприятие норм и ценностей каждой культуры самоценно и не может быть использовано в качестве стандарта, применимого к другим культурам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие культур  и социокультурная динамика: О.  Шпенглер и П. Сорокин.

 

Существуют различные модели социокультурных  динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др. С позиции  этих концепций можно выделить внутренние и внешние предпосылки развития культуры.

Циклическая модель социокультурных  макродинамических процессов исходит  из того, что циклическая повторяемость -- закон биологического существования, ему подчиняется мир природы  и человек, как часть этого  мира. Под циклом понимается обобщенное представление об универсальной  форме внутренней динамики социокультурного объекта (этнос, нация, цивилизация), проходящего  через определенные стадии в период его существования от возникновения  и до распада.

Теория круговорота в истории  Дж. Вико (1668 -- 1744) основана на том, что  цикл существования любой нации  состоит из трех эпох. Первая -- «век богов», когда государство еще  отсутствует, представления людей  фиксируются в мифах, а приоритет  закреплен за религиозными структурами. «Век героев»-- это господство аристократического государства и его символическое  отражение в различных формах героического эпоса. «Век людей»-- демократическое  государство или монархия, для  этой эпохи характерно осмысление мира в историографии. Ее окончание знаменует  собой распад данной культуры и общества.

В работе «Закат Европы» О. Шпенглер развивает идею, что, по аналогии с  живыми организмами, культуры проходят следующие стадии, представляющие собой  законченный цикл: «детство -- весна» (период хаоса, накопления сил), «юность -- лето», «зрелость -- осень», когда реализуются  все потенциальные возможности  культурной души, «старость -- зима» (период цивилизации -- гибели культуры). На весь жизненный цикл культурного организма  Шпенглер отводит около тысячи лет, период «цивилизации» продолжается 200 -- 300 лет. На цивилизационной стадии духовная жизнь замирает, вера падает, искусство вырожда-ется, торжествуют  материалистические взгляды. По Шпенглеру, «цивилизация» -- переход от творчества к бесплодию, механической работе, это -- «мертвое время», «перегной» культуры, неорганическая жизнь.

Идеи О. Шпенглера были развиты  в многотомной работе английского  историка и социолога Арнольда Джозефа  Тойнби (1889 --1975) «Постижение истории», обосновавшего концепцию круговорота  «локальных цивилизаций». Под «цивилизацией» понимается устойчивая совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации» проходят определенный цикл, включающий в себя пять последовательных стадий развития: возникновение, рост (эти фазы осуществляются за счет энергии  «жизненного порыва», надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»). Полное и последовательное прохождение всех стадий цикла выступало для Тойнби основным критерием, которым он руководствовался при составлении перечня цивилизаций.

Прогресс, согласно Тойнби, представляет собой «кумулятивное поступательное движение, и кумулятивный характер его проявляется как во внутреннем, так и во внешнем аспектах». То есть, рост цивилизации проявляется  как в освоении внешнего мира, так  и в самоорганизации общества. Согласно Тойнби, высшим достижением  исторического развития выступает  образование мировых религий, сосредоточивающих  в себе и культурную преемственность, и духовное единство, несмотря на самодовлеющую  замкнутость отдельных цивилизаций.

Некоторые параллели с концепцией А. Тойнби возникают при анализе  работ русского ученого историка Льва Николаевича Гумилева. Л.Н. Гумилев  считает, что человек не существует вне этноса. В «этническую историю» включаются результаты формообразующей  деятельности природного ландшафта, понимаемого  как главный источник этносов. Процесс  этногенеза состоит из цикла, включающего  в себя четыре фазы: возникновение, подъем, упадок и умирание этноса. История  этноса в сочетании с «историей  ландшафтов и историей культуры»  составляет «этническую историю». Рождение культуры связано с появлением нового этноса. Согласно Гумилеву, при возникновении  этноса действует «импульс пассионарности». «Пассионарность -- это способность  и стремление к изменению окружения... Импульс пассионарности бывает настолько  силен, что носители этого признака -- пассионарии -- не могут заставить  себя рассчитать последствия своих  поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность -- атрибут не сознания, а подсознания, выражающийся в специфике конституции  нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она  имела видимую и фиксируемую  историей форму проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, то есть этот признак не только индивидуальный, но и популяционный».

Импульсами для увеличения пассионарности на уровне общества и отдельных индивидов  служат взрывы во Вселенной -- «пассионарные  толчки». Когда пассионарность этноса снижается, он движется к своей гибели.

Наиболее значительный материал по разработке моделей волнообразных  динамических процессов накоплен в  экономике.

Современные представления об экономических  волнах базируются на теории русского социального мыслителя Николая  Дмитриевича Кондратьева (1892--1938). Анализ экономических изменений, соотнесенных с политическими и социальными  факторами, позволил ему разработать  теорию длинных экономических волн с периодом 48 -- 55 лет.

Циклическая динамика хозяйственно-экономической  системы включает в себя четыре фазы: повышение, перелом, понижение и  переход. Повышению предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах. В это время происходит обновление и расширение основных капитальных средств, изменение и перегруппировка производительных сил. Во второй фазе (переломной) инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится не эффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводят к угасанию экономической жизни). Третья фаза (понижение -- депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис. Для четвертой фазы (переходной) характерно, что предшествующая экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся формы хозяйственной жизни в рамках старой экономической структуры еще не могут переломить ситуацию. Борьба нового со старым продолжается 7 -- 10 (иногда более) лет. После перелома волны (связанного с удешевлением капитала) опять следует подъем экономической активности, то есть начинается новая «длинная экономическая волна».

Американский социолог Питирим  Сорокин (1889 -- 1968) предложил теорию волнообразной  социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них  самих, просто потому, что такова их природа, -- считает Сорокин. Исторический процесс он рассматривал как циклическую  флуктуацию, определенное колебание  типов культуры. Он выделил три  типа культур: чувственный (преобладают  чувственные формы отражения  действительности), идеациональный (преобладает  религиозно-мистическое постижение мира), идеалистический (преобладает  рациональное мышление и идеология).

В динамике общества прослеживаются три стадии: чувственная, идеациональная, идеалистическая, составляющие волну, после завершения которых идет следующая  волна.

Информация о работе Социологический подход к исследованию типов культур