Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:30, контрольная работа
Социокультурный мир выступает перед исследователями во всей своей неоднородности и множественности. Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры.
На первой стадии происходит освоение
мира, создаются разнообразные (предметные,
лингвистические, познавательные, технологические,
нормативные) формы, позволяющие создавать
организационные структуры. На второй
стадии эти формы фиксируются
в качестве культурных норм, накладывающих
определенные ограничения на человеческую
деятельность. Таким путем складывается,
например, стиль в искусстве, формируется
свод законов, появляется религиозная
доктрина и научная парадигма. На
третьей стадии сложившиеся и
устоявшиеся рамки
Высшим типом культуры, к которому придет и Запад, и, особенно, Россия на пороге XXI века является идеациональный, ибо такая культура целиком ориентирована на постижение Абсолюта.
Эволюционные модели социокультурной динамики -- направление в культурной антропологии задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений называется эволюционизмом. Человеческая культура в этих теоретических рамках рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. Интерес к понятию «адаптация» устойчиво сохраняется на протяжении всего существования эволюционизма.
Начиная с Аристотеля в философской
среде была распространена вера в
то, что вещи изменяются в соответствии
с внутренним принципом развития.
Эту точку зрения разделяли Лейбниц,
Кант, Гегель. Она была ключевой в
рациональном объяснении динамики форм
жизни, начиная с XV??? в. в X?X в. эволюционные
взгляды укоренились в
Общими исходными допущениями
классического эволюционизма
Неоэволюционизм сложился в 60-х гг.
в Колумбийском и Мичиганском
университетах (США). Импульс возрождения
интереса к этим идеям исходил
от работ Л. Уайта и был поддержан
такими культурными антропологами
как А. Вайда, Карнейро, Р. Нэролл, Р.
Раппопорт, М. Салинс, Харрис и др. В
настоящее время основания
Принято выделять три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем (например: «дикость -- варварство -- цивилизация»). В настоящее время она не используется. Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в настоящее время весьма широко.
Исследование связей человеческих
популяций и отдельных
Важной составляющей неоэволюционизма
стала концепция модернизации, выделяющая
современные развитые общества на основе
такой совокупности необратимых
социокультурных изменений, которая
обеспечивает имеющим ее социальным
системам определенные. гарантии развития.
К модернизационным чертам, обеспечивающим
преимущества обществам, обладающим ими
(модернизованным или
Диффузионисты противопоставили понятию эволюции, исторического процесса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространств, перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров.
На основе диффузионизма была разработана теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер и др.), согласно которой сочетание ряда признаков в определенном географическом районе позволяет выделить отдельные культурные провинции («круги»). «Культурный круг» представляет искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими «кругами» в географическом пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории миграций, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Распространение культурных элементов или комплексов в пространстве осуществляется в результате миграций или смещений. Другими словами, элементы одного «круга» могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого «круга». Сменяющие друг друга во времени культурным круги образуют культурные слои. Вся история культуры -- это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механичого взаимодействия («напластование»).
История цивилизации, с позиций диффузионистов, предстает как ряд культурных кругов, в основании которого лежит изначальная, исходная культура. Гребнер, оформивший в 1911 в законченном виде теорию культурных кругов, на материалах Австралии и Океании выделял шесть кругов на догосударственной стадии цивилизации. Австралийский археолог и этнограф О. Менгин рассматривал историю первобытного общества как результат миграции отдельных племен, принадлежавших к трем культурным кругам.
Важная проблема для сторонников диффузионизма -- поиск исходных культурных кругов, центров происхождения народов и культур.
Сама необходимость изучения динамических
процессов в различных
Согласно синергетическим
Среда выступает носителем различных форм будущей организации, сферой поливариантных путей развития. Причем стоки и источники имеют место в каждой точке самоор-ганизующихся систем, то есть процессы обмена происходят в каждой точке данной системы: постоянно притекают какие-то вещества или энергии и отводятся продукты обмена.
Открытость системы выступает необходимым, но недостаточным условием для ее самоорганизации, не всякая открытая система самоорганизуется, строит структуру. Для этого необходимо наличие двух противоположных начал: начала, созидающего структуры, наращивающего неоднородность структуры за счет действия источника (порядок), и начала, размывающего, рассеивающего неоднородность (диссипативное начало, хаос).
Если диссипативное (рассеивающее, отсекающее) начало сильнее наращивающего (создающего структуры), то в таком режиме новые структуры возникнуть не могут. При полном отсутствии рассеивающих процессов (диссипации) организация также не может возникнуть, поскольку именно эти процессы вы-водят систему на аттрактор, то есть на тенденцию струк-турирования системы. Борьба этих двух начал и составляет внутренний механизм формирования, перестройки, достраивания, объединения и распада сложных систем.
В процессах самоорганизации
Нелинейность системы означает
множественность путей ее эволюции,
то есть, когда изменение параметров
системы оказывается сверх
Попадая в поле притяжения определенного
аттрактора, система неизбежно развивается
в сторону этого относительно
устойчивого состояния, в сторону
этой структуры. То есть, как бы это
не казалось парадоксальным, будущее
состояние системы «
Синергетика открывает новые принципы
управления сложными системами, где
главным оказывается не сила, а
малые, но правильно организованные
воздействия. Подобные идеи высказывал
тысячелетия назад
При синергетическом понимании динамических процессов становится ясно, что таким сложноорганизованным системам, как культура, нельзя навязывать пути их развития. Очевидно, что традиционный подход к управлению сложными системами, основанный на представлении: управляющее воздействие -- желаемый результат, -- оказывается неверным, и даже приносит вред, если противостоит собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем. Проблема управления в свете синергетики сводится к необходимости понимания того, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути.
Сегодняшнее состояние культуры определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего. Применительно к человеку, именно осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его нынешнее поведение.
Наукой накоплено большое
Информация о работе Социологический подход к исследованию типов культур