Социологический опрос как метод исследования межличностных отношений в малых группах

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Сегодня опрос получил широкое распространение в исследованиях, касающихся рассмотрения малых групп и межличностных отношений между их участниками. Это достаточно актуально, поскольку уровень работоспособности коллектива главным образом зависит от той социальной и психологической обстановки, в которой находится каждый из членов этой группы. Опросы, касающиеся таких исследований, помогают выявить аспекты, являющиеся причиной понижения работоспособности в рабочем коллективе или уменьшения уровня успеваемости среди учеников.
Все это говорит о том, что социологический опрос является важным и достаточно распространенным методом исследования актуальных проблем как всего общества в целом, так и отдельных групп людей.

Содержание

I.Введение
II.1.Становление и развитие опроса как социологического метода
2.Понятие социологического опроса
3.Программа проведения соцопроса в малых группах
4.Разновидности социологических опросов в малых группах
5.Социометрический опрос, как основной метод социологических исследований в малых группах
6.Технические средства опроса
III.Заключение

Работа содержит 1 файл

Курсовая по социологии.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает надёжность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала.

С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относится к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнёра, лидера или товарища по совместной деятельности. Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие отношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации.

Социометрическая процедура может иметь целью:

- измерение степени сплочённости - разобщённости в группе;

- выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

- обнаружение внутригрупповых подсистем, сплочённых образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать своё отношение к другим членам группы по выделенным критериям. Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Заключительным этапом социометрического опроса, как и любого другого исследования, является обработка и анализ полученной информации. Обработка социометрической информации включает в себя построение социоматриц, социограмм и расчет социометрических индексов.

 

 

7.Технические средства опроса

 

              Социологический опрос – дорогостоящее мероприятие, особенно если одновременно опрашивается несколько тысяч человек. При исследовании культурных различий подобные опросы иногда проводятся в нескольких странах одновременно. Их стоимость велика, так как высока цена единичного контакта с респондентом, передачи полученных результатов в центр обработки, будь то междугородный телефонный звонок, почтовое сообщение или телефакс.

              Сегодня телефон и компьютер – два лидера среди технических помощников социолога. Первый позволяет опрашивать большое количество респондентов, находящихся за тысячи километров от офиса, в короткие сроки. Второй в онлайн-режиме дает возможность опросить еще большое число людей по минимальной себестоимости и при этом быстро обработать данные с помощью специальных программ.

              С каждым годом растет число пользователей Интернетом во всем мире. Это дает возможность исследовательским компаниям использовать Интернет в качестве средства проведения исследования. Нет сомнений, что уже в самом ближайшем будущем большинство исследований, которые сейчас проводятся традиционными способами, будут проводиться в режиме онлайн. Уже сейчас это довольно широко практикуется. Здесь есть два очевидных преимущества: стоимость и сроки проведения. Цену единичного контакта Интернет снизил практически до нуля.

              О возможностях использования технических средств в социологическом опросе в нашей стране начали говорить уже давно, практически одновременно с институциализацией социологии в конце 1960-х гг. Однако на практике дело ограничивалось только стадией анализа данных, где использовались ЭВМ. В 1970-е и особенно в 1980-е гг. техника начинает проникать и на стадию сбора первичной информации.

              Первые попытки автоматизации социологического исследования, в частности анкетного опроса, приходятся в нашей стране на вторую половину 1970-х годов, тогда как в США уже широко применялись компьютеризованные методики типа CAPI.

              В конце 1980-х годов специалисты говорили о том, что в развитии методик сбора первичной информации уже достаточно четко обозначились три направления: традиционное, когда интервьюер проводит опрос с помощью пера и бумаги; сравнительно новое, когда исследователь в ходе беседы использует различные технические средства; и, наконец, перспективно направление, при котором осуществляется передача всех функций и операций ЭВМ.

              Острая потребность социологии в технических средствах объясняется рядом причин. Одна из важнейших заключается в необходимости сократить затраты времени средств на сбор, обработку, хранение и использование полученных результатов при проведении больших исследований.

              Телефон – одно из первых технических средств, получивших довольно быстрое распространение в социологических исследованиях. В регионах с высоким уровнем телефонизации он является главным средством получения сведений о реакции аудитории газет, журналов, радио и телевидения на их материалы и передачи, а также на события.

              В отличие от телефонного телевизионный опрос с его наглядностью практически снимает проблему длины вопросов и самого вопросника, необходимость ограничивать количество альтернатив, присущих телефонному опросу. Однако в телевизионном отсутствует обратная связь. Это приводит к необходимости ориентироваться на «среднестатистического» опрашиваемого, использовать определенные приемы при завоевании доверия и предрасположенности аудитории. Прототипом быстрой и надежной обратной связи может служить телевизионные производственные совещания – планерки – на некоторых крупных предприятиях нашей страны.

              В 1980-е годы в опросах использовались и другие технические средства. В частности, социологи стали активно применять микрокалькуляторы, переносные кассетные магнитофоны и диктофоны, совмещая этапы сбора и анализа, сокращая время и стоимость исследования. Например, использование программируемых микрокалькуляторов в некоторых случаях оказалось более эффективным и экономичным, чем применение стационарных ЭВМ.

              Первые попытки автоматизации, например, анкетного опроса приходятся на вторую половину 70-х годов. Именно в это время за рубежом, по преимуществу в США, стали разрабатываться методики CAPI (личное интервью с помощью компьютера), CATI (телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (заполнение анкеты респондентом на компьютере), CASIIP (интервью с помощи компьютера в присутствии интервьюера). Традиционные же социологические опросы получили название PAPI, т.е. «интервью с карандашом и бумагой». Эти и многие другие техники проведения социологического опроса сегодня широко распространены. Их число постоянно растет, создаются новые методики, совершенствуются старые. И этот процесс постоянно протекает, поскольку неизбежен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Н.М.Демидов, Основы социологии и политологии, М., 2004

2. А.И.Кравченко, Социология. Общий курс, М., 2002

3. В.Г.Лукьянов, Социология, Санкт-Петербург, 2004.

4. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 



Информация о работе Социологический опрос как метод исследования межличностных отношений в малых группах