Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:13, курсовая работа
Сегодня опрос получил широкое распространение в исследованиях, касающихся рассмотрения малых групп и межличностных отношений между их участниками. Это достаточно актуально, поскольку уровень работоспособности коллектива главным образом зависит от той социальной и психологической обстановки, в которой находится каждый из членов этой группы. Опросы, касающиеся таких исследований, помогают выявить аспекты, являющиеся причиной понижения работоспособности в рабочем коллективе или уменьшения уровня успеваемости среди учеников.
Все это говорит о том, что социологический опрос является важным и достаточно распространенным методом исследования актуальных проблем как всего общества в целом, так и отдельных групп людей.
I.Введение
II.1.Становление и развитие опроса как социологического метода
2.Понятие социологического опроса
3.Программа проведения соцопроса в малых группах
4.Разновидности социологических опросов в малых группах
5.Социометрический опрос, как основной метод социологических исследований в малых группах
6.Технические средства опроса
III.Заключение
3.Программа проведения соцопроса в малых группах
Сложный процесс социологического исследования строится на фундаменте общих положений теории научного познания и представляет собой систему познавательных актов.
Исходным пунктом выступает факт действительности (факт соци-
альный) – реальное событие, явление, происходящее независимо от того,
изучается оно или нет. По мнению ученых, в качестве социальных
фактов могут выступать поведение индивидов или целых социальных
общностей, продукты человеческой деятельности или же вербальные действия людей (суждения, мнения, взгляды и т.д.). Затрагивающий познавательные интересы субъекта социальный факт, выделенный из множества других и описанный на основе имеющихся знаний, становится фактом гносеологическим (познавательным). Констатация познавательного факта является первой формой и первым шагом социального исследования в малой группе. Затем анализируются известные и неизвестные стороны факта, и формулируется проблема, после чего следует само проведение соцопроса.
В соответствии с названными всеобщими формами и ступенями научно-
го познания можно выделить следующие этапы социологического опроса:
1 − подготовительный;
2 − сбор информации;
3 − обобщение результатов;
4 − оформление нового теоретического знания.
На этапе подготовки социального опроса разрабатывается его программа − последовательность и содержание операций и процедур, являющихся составной частью проведения соцопроса. Разделами программы
являются: проблемно-теоретический, методический, организационный.
Проблемно-теоретический раздел включает анализ социального
факта (фактов), постановку исследовательской проблемы и целей опроса, определение исследуемого объекта, предмета, задач, а также
другие теоретико-логические операции и процедуры. Все это не должно отделятся от рассматриваемой малой группы и ее особенностей.
Методический раздел содержит обоснование методов проведения исследования и характеристику применяемого в этих целях инструментария.
Организационный раздел обычно разрабатывается в виде рабочего
плана, в котором отражаются основные мероприятия по подготовке и
проведению соцопроса с указанием сроков и места исполнения, ответственных за выполнение лиц, применяемых материальных средств и т.п.
Постановка исследовательской проблемы, в которой будет заключатся самый главный вопрос социологического опроса, оказывается делом непростым, но исключительно важным.
Практический опыт позволяет сформулировать несколько правил выполнения этой процедуры: а) добиться четкого представления о спектре проблем, связанных с социальным фактом (темой исследования) с тем, чтобы остановить свой выбор на одной из них; б) не «переоткрывать» уже известное; в) из спектра проблем выбрать именно ту, решение которой будет иметь наибольшую практическую значимость.
Цель опроса определяет его общую ориентацию на прогнозируемый результат. Различают два вида целей: теоретические и прикладные. Достижение первых обогащает науку новыми теоретическими положениями, открытием социальных законов и закономерностей, установлением сущности социальных явлений и процессов.
Следующим логическим шагом является выбор объекта и предмета
исследования. Для опроса, проводимого в малой группе общества, объектом исследования, безусловно, становятся члены рассматриваемого коллектива. Предметом выступает непосредственно исследуемая сторона объекта. Так как объект реален, предмет абстрактен и определяется путем анализа объекта (мысленного расчленения целостности на ряд составляющих
ее сторон, свойств) и абстрагирования (отвлечения от известных и не имеющих существенного значения для исследования сторон и свойств объекта).
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд за-
дач. Задачи исследования – это конкретные целевые установки, определяющие поэтапное приближение к поставленной цели.
Рассмотрим порядок выполнения процедур подготовки исследования на примере проблемной ситуации в малой группе: «Один из существенных недостатков образовательного процесса в вузе – невысокий уровень умений и навыков самостоятельной работы студентов с научной, учебной и методической литературой».
А. Определение и формулировка проблемы и цели исследования
1. Обнаружение противоречия, воплощенного в проблемной ситуации. Из нескольких
возможных противоречий останавливаемся на противоречии между объективным профессиональным требованием к специалисту (умение самостоятельно находить и анализировать информацию) и несоответствующими этому требованию средствами и методами
формирования умений такого рода.
2. Формулировка основного вопроса, на который необходимо получить ответ: Какими причинами вызвано указанное несоответствие?
3. Превращение вопросительной формулировки в установку на социологический опрос: Необходимо установить факторы, снижающие результативность формирования умений и навыков самостоятельной работы, выявить средства и методы, обеспечивающие высоко-
эффективное решение данной дидактической задачи.
4. Формулировка цели исследования: Разработать предложения по совершенствованию средств и методов формирования у студентов КТИ умений и навыков самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации.
Б. Выбор объекта и определение предмета исследования
1. Выявление системного явления реального мира, наличествующего в проблемной ситуации (выбор объекта). В данном случае: Студенты вуза как социальная группа и другие социальные субъекты, представляющие институт высшего образования.
2. Анализ множества сторон объекта и выбор предмета исследования, а именно: процесс самообразования студентов, условия и факторы, под влиянием которых он протекает.
В. Постановка задач соцопроса
Исходя из цели социологического опроса, задачи могут быть сформулированы следующим образом:
1. Выявить факторы, усложняющие формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов с научной и методической литературой;
2. Исследовать высокоэффективные приемы, методы формирования умений и навыков самостоятельной работы студентов, организационные формы их внедрения;
3. Определить степень готовности профессорско-
Д. Выбор наиболее подходящего для рассматриваемой группы людей вида соцопроса
Могут быть применимы разнообразные виды социологического опроса в зависимости от возможностей, которые предоставляются социологам в данной группе людей. В то же время возможно использование сразу несколько способов получения информации, что будет наиболее эффективно для исследования.
Е. Подготовка материала, предлагаемого опрашиваемым (чаще всего в виде вопросов)
Необходимо использовать вопросов, касающихся потребностей изучения научной, учебной, методической литературы, мотивов обращения к источникам информации, систематичности самостоятельной работы студента с литературой, уровня требований к освоению источников информации и др.
Следует отметить, что очень важен инструментарий социологического опроса. В состав инструментария входят документы и материалы, используемые для сбора и обработки социологической информации. Для проведения опроса методом анкетирования разрабатываются: анкета, бланк
ответов на вопросы анкеты (может разрабатываться в целях многократного использования анкет), матрица для ручной обработки анкет или
компьютерная программа, адаптированная для обработки анкет. Применительно к методике интервьюирования инструментарием являются:
план проведения интервью, опросный лист, матрица (программа) для
обработки результатов. Если анкетирование (интервьюирование) проводится выборочно, то составляется также расчет (схема) выборки. Инструментальное обеспечение социометрического исследования составляют:
социометрическая карточка, социоматрица и др.
Такова программа проведения социологического опроса в малой группе. Она отличается сложностью проведения и большим количеством правил и нюансов, при полном и правильном соблюдении которых в полной степени достигается цель социологического исследования.
4.Разновидности социологических опросов в малых группах
Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации в малых группах. В каждом случае
опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик межличностных отношений среди участников малых групп, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных ситуациях.
Существует достаточно большое количество видов социологического опроса. Так различают:
по степени охвата генеральной совокупности – индивидуальные, выборочные и сплошные;
по способу коммуникации между респондентом и социологом – анкетные, интервью, почтовые, телефонные и прессовые;
по степени формализации – свободные и формализованные;
по содержанию социологической информации – о фактах и событиях, о поведении людей, о внутреннем мире людей;
по типу респондентов – опросы индивидуумов, групповые и экспертные.
Из всего этого разнообразия опросов социологи выделяют два основных: анкетирование и интервьюирование. Они наиболее удобны и практичны для проведения социологического исследования в малых группах.
Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента.
Различают следующие виды анкетирования:
а) по способу общения между исследователем и опрашиваемым -
прессовый (вопросник печатают в газете, журнале) ; почтовый ( рассылают анкеты по почте ) и раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях – это заочное анкетирование, так как нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае - очное анкетирование, т. е. анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно;
б) по месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или
учебы. В последнем случае он может быть групповым (или аудиторным);
в) по уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированное анкетирование. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми -вопросы с вариантами ответов, которые позволяют более строго интерпретировать ответ).
Анкетирование имеет как достоинства, к которым следует отнести оперативность, экономия средств и времени, так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.
Рассмотрим подробнее некоторые виды анкетирования. Так, например, почтовый опрос. При данном виде опроса анкета распространяется среди потенциальных респондентов при помощи почтовой службы как самостоятельное почтовое отправление по специально отобранным адресам тех лиц, которые в совокупности представляют общность. Наличие списка адресов позволит обращаться либо ко всем членам генеральной совокупности, либо к ее части в виде выборочной совокупности.
К почтовому опросу прибегают в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих применять очное раздаточное анкетирование или интервьюирование. Кроме того, почтовый опрос может быть использован как вспомогательный метод при исследовании проблем образования, воспитания, социальной напряженности и т.д. На участие респондентов в почтовом опросе влияют:
- значение, которое они придают исследованию, убежденность, что результаты опроса повлияют на решение проблем;
- общий уровень социальной активности респондентов;
- количество контактов исследователей с ними, измеряемое числом рассылок почтовых отправлений с анкетой, а также предварительное уведомление об опросе и последующие напоминания;
- авансированное стимулирование потенциальных респондентов путем вложения для адресата вместе с анкетой различных сувениров – открыток, календарей и т.д.
Перед другими видами социологического опроса почтовый опрос имеет следующие преимущества:
1. достаточно прост в организации и проведении, ибо нет надобности в большом количестве анкетеров;
2. позволяет повести одновременно опрос на большой территории;
3. анкета заполняется только респондентом; нет прямого контакта с анкетером, тем самым, для респондента устранен психологический барьер, который иногда возникает в других социологический опросах;
4. дает возможность респонденту выбрать удобное для него время заполнения;
К недостаткам же почтового опроса относятся: неполный возврат анкет, что приводит к снижению надежности информации; анкету может заполнить другой человек, не включенный в состав выборочной совокупности; не исключена возможность коллективного заполнения анкеты.
Другой разновидностью социологического опроса является прессовый опрос. При прессовом опросе анкета публикуется на станицах газет, журналов. Возможность заполнения и возврата анкеты ограничена только совокупностью читателей соответствующего периодического издания. В данном виде опроса респондентом выступают лица, добровольно откликнувшиеся на призыв исследователей выразить свое мнение по поводу конкретной проблемы.
Практически невозможно оценить репрезентативность данных прессовых опросов. Решение читателя о заполнении анкеты суверенно. Оно не соответствует статистическому распределению случайных событий, на основании которых можно делать достоверные выводы о характеристиках генеральной совокупности. В свою очередь, читательская аудитория представляет собой относительно небольшую часть населения. Прессовый опрос может быть использован лишь для изучения общественного мнения по тому кругу проблем, в котором читатели конкретного издания ориентируются.