Социологический анализ неформальных молодежных движений в России (на примере “ролевиков”)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать молодежную субкультуру «Ролевики».
Основные задачи курсовой работы:
* Выявить методические подходы к анализу молодежных движений;
* Рассмотреть неформальные молодежные движения;
* Раскрыть что такое ролевая игра;
* Рассмотреть историю развития ролевого движения;
* Проанализировать роль неформальных молодёжных движений в воспитании и социализации личности;
* Рассмотреть разработанность проблемы молодежной субкультуры в РФ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 9
1.1. Субкультура в социологии 9
1.2. Типы молодежных субкультур в России. Этапы развития, причины возникновения. 12
2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 16
2.1. Ролевая игра: сущность, функции 16
2.2. Истоки ролевого движения и его развитие. 21
2.3. Участники ролевого движения. Роль ролевого движения в воспитании и социализации личности. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

готовая работа.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

            Трилогия сочетает в себе все ту же патриотическую борьбу “наших” и “не наших”, но на совершенно новом уровне, затрагивающем общечеловеческие ценности, а не искусственные социалистические постулаты. В трилогии есть и высокая художественность, и яркие образы, поражающие воображение, и в то же время архетипные.

            Так получилось, что на конвенте  любителей фантастики “Аэлита”  энтузиасты от толкиенизма встретились с любителями фантастики и, главное, с представителями “Торнадо” (тогда уже “Рассвета”). Эта встреча стала важной веткой в развитии ролевых игр — и в августе 1990 года на полигоне под Красноярском состоялась первая настоящая живая ролевая игра “Хоббитские игрища”. В ней приняли участие около 120-130 человек. Все прошло “на ура”. Окрыленные совершенно новым способом включения в привлекательную толкиеновскую реальность участники остались очень довольны, и дальнейшее развитие ролевых игр в свободной от патриотизма плоскости было предрешено.[28]

     В 1991 и 1992 годах процесс уже шел  полным ходом. В среде толкиенистов и любителей фантастики информация о том, что побывать в волшебном мире «Средиземья» возможно, у очень многих вызывала восторг и желание поучаствовать.

            Помимо ежегодных всесоюзных  «Хоббитских игр» организовывались и игры в регионах. Естественно, очень быстро обнаружилось, что материал для ролевого процесса предоставляет не только “Властелин Колец”, и начались игры по совершенно разным книгам и историческим реалиям разных стран.

            Итак, игровая культура развивалась стремительно — каждый год возникали новые правила, новые идеи, формы моделирования и проведения игр. Подробное их перечисление — тема отдельной статьи о культуре СРТИ.

            И, несмотря на то, что лучшими  играми в стране стали отнюдь  не “Хоббитские игрища” (по  крайней мере, процент реально удачных ХИ невысок), “Властелин колец” навсегда останется в истории ролевых игр — как книга, вдохновившая людей на создание совершенно нового вида деятельности и культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. УЧАСТНИКИ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ. РОЛЬ РОЛЕВОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

     Опыт  работы скаутского, пионерского, коммунарского  и тимуровского движений, используемые ими игровые и организационные  формы и методы работы стали своеобразной основой для проявления такого нового масштабного российского социокультурного феномена, как ролевое движение молодежи.

     Определим его «создателей», активных действующих  лиц, т.е. субъектов движения. Это, в  основном, молодежь 18 – 25 лет, но довольного много участников движения и более  солидного возраста – до 40 лет, есть и старшие школьники 13-15 лет. Интеллектуальный уровень участников ролевого движения довольно высок и самоподдерживается[14, c. 142].

     Структуру современного ролевого движения  молодежи составляют клубы поклонников творчества Дж. Р. Р. Толкиена, клубы занимающиеся исторической реконструкцией, военно-исторические клубы, клубы любителей фантастики и фэнтези, анимэ-клубы, клубы индеанистов, клубы ролевых и вероятностного моделирования.

     Сущность  ролевого движения составляет совокупность неформальных общественных объединений и молодежных общественных организаций (клубов ролевых игр), занимающихся созданием проведением ролевых игр, а также связанными с ними различными видами деятельности (литературными и музыкальным творчеством, театральными постановками, изучением и реконструированием исторических событий, историческим и игровым фехтованием, разработкой теории ролевой игры, изготовлением игрового оружия, доспехов, костюмов, аксессуаров и т.д).

     Особым  фактором формирования личности является ее социальная активность, выраженная в разнообразных в видах деятельности, в первую очередь творческой, которой и является сюжетно-ролевая театрализованная игра: «личность не может развиваться в рамках потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [11, c. 226].

     Предположим, что деятельность в условиях ролевого движения молодежи, в частности игровая  деятельность, не является исключением  и выступает в качестве мощного  фактора формирования личности участников, поскольку в ролевой игре «на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций»[19, c. 336]. В этом наша позиция соответствует взглядам ряда авторов: М.Э. Фрид, Б.В. Куприянова, А.Е. Подобина, Л.Е. Смеркович и др. [9;19;20;27]

     Таким образом, в сюжетно-ролевой театрализованной игре и связанных с ней других видах деятельности, организуемых в клубах ролевых игр, появляются условия, упражняющие различные психические функции, что завершается качественными изменениями черт личности. Эту мысль в работах посвященных ролевому движению и связанными с ним различным видам деятельности, высказывают не только педагоги-исследователи, но и психологи, медики и социологи. Так врачи психиатры О.Б. Васильченко и Д.В. Краевский на основании данных, полученных в результате проводившегося ими независимого исследования, пришли к следующим выводам:

     1.Ролевое  движение и сами ролевые игры  не являются авторитарными системами,  подавляющими личности и свободы  своих участников.

     2. Ролевые  игры позволяют раскрыться  творческому потенциалу личности, способствуют ее самореализации.

     3. Участники ролевого движения  обладают более низким уровнем  агрессивности по сравнению с  остальной популяцией.

     4. Ролевое движение создало   модель преобразования агрессии  в наиболее социально приемлемые формы. Возможно, что данная модель могла бы оказаться (при определенных условиях и изменениях большого социума) вполне эффективной и жизнеспособной и за пределами ролевого движения.

     5. Участие в ролевых играх: повышает  межвидовую, межрасовую, межнациональную, межсубкультурную толерантность, и толерантность к любым индивидуальным отличиям. Данный эффект весьма актуален в современном российском социуме, пропитанном расистскими предрассудками, ксенофобией и нетерпимостью к проявлениям индивидуальности; приучает легче переносить перемены, быстрее приспосабливаться ко всему новому. Оно… расширяет репертуар социальных ролей поведения, тем самым повышает степень адаптации к современному социуму; расширяет возможности социальной перцепции, т.е. понимания и правильного восприятия других людей. Помогает овладеть моделями оптимальной коммуникации; развивает воображение, фантазию, помогает расширить взгляд на окружающий мир.

     6. Нет достаточных оснований утверждать, что ролевые игры уводят от  реальности. По мнению данных авторов, в сложившемся в нашей стране социуме принципы жизнедеятельности клуба ролевых игр удачно ассимилирует и интегрируют в себе наиболее значимые общечеловеческие ценности, стратегии оптимальных межличностных коммуникаций и индивидуального личностного роста и саморазвития [25].

     В. В. Воронов, оценивая психологические  возможности ролевого движения, называет ряд проблем, приводящих в него молодежь:

  • Сложные отношения в семье. Ролевое движение дает возможность отдохнуть от семейных неприятностей, помогает восстанавливать моральное равновесие и нервные силы;
  • Плохие отношения в формальной группе и деловой сфере. Ролевое движение дает возможность адекватно оценить ситуацию, взять ее под контроль, проиграть конфликты  из своей жизни;
  • Желание заниматься специфическими видами деятельности ролевого движения, удовлетворение познавательного интереса, получение в этом поддержки от окружающих (принцип взаимного обучения);
  • Общение с единомышленниками, психологическое удовлетворение, получение моральной поддержки, совета [2, c. 25]

      Поскольку деятельность в условиях ролевого движения относится в первую очередь к  сфере досуга, можно говорить о том, что ролевое движение помогает решать проблемы ассоциации досуга с пассивным отдыхом, бездельем; отсутствия навыков самоорганизации свободного времени и элементарных основ культуры досуга. Ролевое движение предоставляет молодым людям возможность приобретения и повышения «досуговой квалификации», что позволяет им осваивать новые социальные роли.

      Таким образом, можно сделать вывод, что ролевое движение – это современная субкультура, способная объединять молодых людей различных взглядов, вкусов и интересов, готовых продуктивно сотрудничать с представителями других субкультур и властью для реализации социально-значимых проектов, направленных на благо общества.

      Итак, сюжетно-ролевая театрализованная игра  является одним из видов  игровой деятельности человека, целью  которой является достижение максимального  сходства между имитационными действиями участников, манипулирующих символическим материалом и реальными действиями людей  в жизненном и деятельностном контекстах. Спецификой СРТИ является то, что в качестве символов  выступает  одежда, орудия способы поведения, описанные в исторических, художественно-литературных источниках.

     У ролевой игры множество различных  функций: мотивационная, образовательная, воспитательная, развивающая, коммуникативная, обучающая, компенсаторная, терапевтическая, релаксационная, психотехническая, рекреативная.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Итак, целью этой работы являлся анализ молодежных неформальных молодежных движений. Исходя из всей работы, можно сказать, что неформальные объединения  молодёжи - это социальные группы различной направленности. К ним обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть как просоциальными, так и асоциальными и антисоциальными или дизсоциальными. Современная неформальная молодёжная субкультура характеризуется своими специфическими особенностями.

      В настоящее время в Российской федерации существует множество  видов молодежных неформальных движений.

      Так же нашей задачей в данной курсовой работе был анализ ролевого молодежного движения. Таким образом, можем сделать вывод, что ролевое движение – это современная субкультура, способная объединять молодых людей различных взглядов, вкусов и интересов, готовых продуктивно сотрудничать с представителями других субкультур и властью для реализации социально-значимых проектов, направленных на благо общества. Состав ролевого движения - это в основном молодежь от 18 до 30  лет.

      В России  игровая культура развивалась стремительно — каждый год возникали новые правила, новые идеи, формы моделирования и проведения игр. И со временем число людей, вовлеченных в ролевое движение, растет, качественный уровень обеспечения игр также возрастает — и постепенно культура ролевой игры живого действия становится понятнее обывателю, налет сумасшествия, неформальства с нее исчезает.

      Поскольку деятельность в условиях ролевого движения относится в первую очередь к  сфере досуга, можно говорить о  том, что ролевое движение помогает решать проблемы ассоциации досуга с пассивным отдыхом, бездельем; отсутствия навыков самоорганизации свободного времени и элементарных основ культуры досуга. Ролевое движение предоставляет молодым людям возможность приобретения и повышения «досуговой квалификации», что позволяет им осваивать новые социальные роли.

      Социализация  ролевого движения — сложный и неоднозначный процесс. И успех его, возможность дальнейшего развития именно ролевой культуры, а не “ролевого бизнеса” или “ролевого воспитания” — вопрос сотрудничества специалистов в области игровых технологий с представителями госструктур и бизнес-организаций. Но все же потенциальная польза от социализации РИ велика и может перевести ролевые игры на новый этап развития.

      Во-первых, количество людей, интересующихся движением  и входящих в него, постоянно растет. Во-вторых, уровень материальной и организационной культуры игр повышается, и постепенно процент неформальных, непрофессионально организованных игр уменьшается. Это, в свою очередь, приводит к вовлечению в ролевого движение большего числа взрослых людей, которые могут вложить в игру ресурсы, несопоставимые с ресурсами школьников и студентов. Точно так же растет и само поколение игроков, которые начинали играть в ролевые игры детьми, но не оставили это хобби и по сей день.

      . 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Монографии. Книги.

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: КН. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 114с.
  2. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.
  3. Герлах И.В. Ролевые игры в образовании, воспитании и досуге: педагогические технологии ролевого моделирования. Учебно-методическое пособие. – Уфа: МГПОО «Орк-клуб», 2009. – 79 с.
  4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Знание, 1999.
  5. Иконникова С.Н. Социология молодёжи и проблемы воспитания. – М., 2003.
  6. Ковальчук, С. Ю. Особенности изучения неформальных молодежных объединений: история и современность / С. Ю. Ковальчук // Вестник Самарского государственного университета. - 2007. - № 5/2 (55). - C. 95-101.
  7. Ковальчук, С. Ю. Источники и функции неформальных молодежных объединений / С. Ю. Ковальчук // Вестник Чувашского университета. - 2007. - № 3. - С. 337-339.
  8. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая играв социальном воспитании старшеклассников. – Кострома,1998. – 56 с.
  9. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Очерки общественной педагогике: ролевое движение в России. – Кострома: КГУ им Н.А. Некрасова, 2003. – 104 с.
  10. Куприянов Б.В. Рожков М. И., Фришман И. И. Взрослые игры для детей. Методическое пособие. М.: Владос, 2000. – 149 с.
  11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд./ А.Н. Леонтьев. – М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981. - 304
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 584 с.
  13. Лисовский В.Т.  «В каждом ли споре рождается истина?»
  14. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса: Учеб. Пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995. – 155 с.
  15. Макаренко А. С. Проблемы школы советского воспитания: Методы воспитания. Лекция первая/ О воспитании молодежи: сборник избранных пед.  Произведений; под общ. Ред. Г.С. Макаренко. – М.: Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во «Трудрезервиздат», 1951. – С. 219 - 237
  16. Маслоу А. Мотивация и личность. – 3-е изд. – СПб.: Питер,2003. – 237.
  17. Михеева Л.Н. Студенческий театр и проблемы воспиттаетльной работы в педвузе// Сов. Педагогика. – 1991. - №9. – С. 33 – 35.
  18. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". Заметки социолога. Л., 1990. с.6.
  19. Словарь по социальной педагокике: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Авт. – сост. Л. В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия» 2002. – 368 с.
  20. Смеркович Л. Е., Фетисов Б.Ю., Шайкин Д.Г. Особенности настольных ролевых игр и их применение при изучении истории // Обучающие аспекты ролевых игр: научно-методическая конференция Центра ролевых игр «Моргенштерн». – Казань, 1995. – С.17 – 22.
  21. «Социология молодежи». Под ред. В.Т. Лисовского, СПГУ,1996
  22. Толченов О. А. Игровые театрализованные формы: особенности их использования в работе с детьми// Воспитание школьников. – 2003. -№5. – С. 29-35.
  23. Фолкэн Ч.Т. Психология – это просто; Пер. с англ. Р. Мурзатина. – М.: Агенство «ФАИР»,1998. – 640 с.

Информация о работе Социологический анализ неформальных молодежных движений в России (на примере “ролевиков”)