Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 07:53, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать молодежную субкультуру «Ролевики».
Основные задачи курсовой работы:
* Выявить методические подходы к анализу молодежных движений;
* Рассмотреть неформальные молодежные движения;
* Раскрыть что такое ролевая игра;
* Рассмотреть историю развития ролевого движения;
* Проанализировать роль неформальных молодёжных движений в воспитании и социализации личности;
* Рассмотреть разработанность проблемы молодежной субкультуры в РФ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 9
1.1. Субкультура в социологии 9
1.2. Типы молодежных субкультур в России. Этапы развития, причины возникновения. 12
2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 16
2.1. Ролевая игра: сущность, функции 16
2.2. Истоки ролевого движения и его развитие. 21
2.3. Участники ролевого движения. Роль ролевого движения в воспитании и социализации личности. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Основные принципы психоаналитического подхода использовали в работах такие отечественные социологи, как К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, Н.В. Борисов, В.Н. Боряз, В.Г. Бочарова, С.И. Голод, И.С. Кон, Д.В. Ольшанский, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Шорохова, В.М. Щердаков и др. Можно сказать, что психоаналитическая концепция позволяет приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности личности молодого человека, способствует самореализации молодого человека и преодолению социального отчуждения.[6]
Структурно-функциональное направление основано на идеях Парсонса о том, что молодежная культура имеет социальную функцию снятия напряжения между молодежью и обществом и решает, таким образом, проблемы, возникающие в результате изменения структуры общества. Задача социологов, исследующих молодежные проблемы, - определить и показать, каким образом молодежная культура способствует поддержанию социального порядка. Данное направление имело большое значение в создании теории межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В.Р. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Р. Мертон). К числу последователей этого влиятельного направления относится израильский социолог Ш. Айзенштадт. Структурно-функциональное направление в исследовании молодежи применяли такие отечественные социологи, как В.С. Боровик, С.Н. Быкова, В.Л. Васильев, С.С. Григорьев, С.Х. Гурьянов, В.И. Журавлев, А.С. Капто, Е.А. Леванов, В.Т. Лисовский, В.А. Мансуров, Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкина, А.А. Поликанов, И.М. Слепенков, С.С. Фролов, В.Н. Шубкин и др. На наш взгляд, структурно-функциональное направление как стратегия социологического исследования в рассмотрении и отечественной, и западной молодежи имеет свои положительные и отрицательные стороны. Делая акцент на важности возрастной дифференциации в общественном воспроизводстве, исследователи часто не видят в молодежи источника общественных изменений.
Культурологические теории рассматривают молодежь через совокупность характерных для нее культурных свойств и функций. Представители данного направления (М. Мид, А. Радклифф-Браун, Э. Шпрангер), развивая идеи основоположников такого подхода (П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца), стремятся осмыслить понятие «молодежь» с социальным опытом, то есть необходимость учитывать те социально-экономические и политические условия, в которых живут изучаемые поколения. Сторонниками культурологического подхода в изучении молодежи являются такие российские исследователи, как В.А. Башкутов, В.С. Боровик, Л.С. Выготский, С.С. Григорьев, В.И. Добреньков, Г.Т. Журавлев, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Л.Н. Коган, С.А. Кугель, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, А.Л. Маршак, В.Г. Немировский, В.В. Павловский, В.Г. Харчева, В.Б. Чурбанов, А.И. Шендерик и др.
Исходя из всего вышесказанного, можно предложить следующее определение молодежи. Молодежь - это социально-демографическая группа общества, которую составляют молодые люди от 14 до 30 лет, характеризующаяся свойственными для нее ролью и функциями в обществе, ценностными ориентациями, мировоззрением, образом жизни и определенными социально-психологическими качествами, обусловленными характером социально-экономической ситуации, а также процессом глобализации.
Итак,
молодежь не представляет собой гомогенную
группу и отличается по своим культурным,
национальным, образовательным, профессиональным,
социально-политическим, ценностным характеристикам;
исследование молодежных проблем детерминировано
социальными отношениями, господствующими
в обществе. Для определенной части молодежи
характерно то, что, не находя взаимопонимания
со старшим поколением и объединяясь на
основе возрастного принципа и возрастных
критериев, молодежь создает свои нормы,
правила поведения, язык, ценности, моду,
которые противоречат устоявшимся ценностям
общества. Неформальные молодежные субкультуры
могут играть роль своеобразного механизма
прогресса общества.
1.2 .ТИПЫ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
Молодёжная субкультура носит развлекательно-рекреативный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодёжи отличает и наличие молодёжного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании молодёжи, создает барьер между ними и взрослыми. Субкультура молодёжи часто имеет много общего с контркультурой и культурой авангардизма. Обществом эти культуры оцениваются обычно отрицательно, хотя они несут в себе тенденции обновления, динамику развития.
Неформальные объединения молодёжи - это социальные группы различной направленности. К ним обычно относят такие разнородные явления, как оппозиционные политические партии, экологические движения, любительские и творческие объединения, контркультурные группы, криминальные формирования. Неформальные объединения по характеру социальной направленности могут быть как просоциальными, так и асоциальными (стоящими в стороне от общественных проблем, часто объединяемые на основе общих любительских интересов, развлекательных предпочтений и пр.) и антисоциальными или дизсоциальными (противостоящими обществу и представляющими для него опасность – банды, криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.)
Изначально неформалы в России развивались так:
1)
Волна неформалитета в
2) Волна 60-х годов. Это первые симптомы разложения административно-командной системы. (Художники, Барды, Стиляги).
3)
Волна 1986 года. Существование неформальных
групп было признано
Причины
возникновения таких групп
1) Вызов обществу, протест.
2) Вызов семье, непонимание в семье.
3) Нежелание быть как все.
4) Желание утвердится в новой среде.
5) Привлечь к себе внимание.
6) Не развитая сфера организации досуга для молодёжи в стране.
7) Копирование западных структур, течений, культуры.
8) Религиозные идейные убеждения.
9) Дань моде.
10) Отсутствие цели в жизни.
11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
12) Возрастные увлечения.
Главным, определяющим фактором их возникновения и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников. В начале 70-х годов против только что возродившегося движения неформалов был предпринят ряд шумных кампаний, преследовавших молодёжную рок-музыку и самодеятельную песню, выставки художников-авангардистов и клубы любителей фантастики, начинания неофициальной педагогики – молодёжные клубы. Сам термин «молодёжная субкультура» вошел в язык в качестве примера идеологических диверсий. Между тем вопреки такому массированному, организационному давлению своеобразие даже чисто внешних проявлений молодёжной среды не исчезало, а, наоборот, увеличивалось, принимая порой действительно искаженные формы. Возникли многочисленные «тусовки» молодых людей, фанатически приверженных тому или иному музыкальному кумиру или спортивной команде. Множились разнообразные семантические средства – одежда, сленг, вся значковая атрибутика, песни, музыка, манеры и т.п., - с помощью которых подростки отгораживались от взрослого сообщества, отстаивая свое право на внутреннюю жизнь.
Существует
множество классификаций
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности, например, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;
2)
асоциальные, или социально-
3) антисоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) устремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные - различные фанаты;
5) философско-мистические;
6)защитники окружающей среды.
З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)
способом времяпрепровождения -
музыкальные и спортивные
2) с социальной позицией - экокультурные;
3)
с образом жизни - "системники"
и их многочисленные
4)
с альтернативным творчеством
- официально не признанные
Таким образом, неформальные молодежные объединения - это движение в сторону социальной и духовной автономии человека. По его мнению, многообразие неформальных объединений дает возможность, как молодежи, так и всему нашему обществу соединить активность и плюрализм, позволяет людям активно выразить существующие модели свободного поведения.
Итак, субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.
Главным, определяющим фактором их возникновения и развития, несомненно, стали процессы демократизации и гласности, которые не только пробудили к активной деятельности миллионы людей, но и поставили перед ними новые задачи. Результатом этого закономерно явился бурный рост числа самодеятельных общественных формирований и повышение активности их участников
Существует
несколько классификаций молодежной субкультуры.
Их выделяют по социально-правовому признаку,
по направленности интересов, и с учетом
времяпрепровождения, социальной позицией,
образом жизни, альтернативным творчеством.
2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
2.1. РОЛЕВАЯ ИГРА: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ.
В большинстве научных источников ролевая игра рассматривается как одна из основных форм деятельности ребенка. Но, в нашем случае речь идет о ролевой игре для представителей любой возрастной группы. Необходимым отметить надо следующее:
1. Ролевая игра – «сложное социально-психологическое явление уже потому, что это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Взрослый в игре “пробует”, “переживает” неиспользованные возможности жизни, ребенок проигрывает, “примеривает” еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру могучим средством социализации, приобщения к нормам и ценностям общества» [1, c. 11].
2. Ролевая игра в равной степени близка как взрослым, так и детям, поскольку «большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей… порой… » [22, с. 148]. Эту мысль высказывает в своих работах А.С. Макаренко, говоря о том , что взрослые постоянно играют в ролевые игры, даже с сами собой, изображая «важность в своем кабинете,. Книжность, когда мы обставимся книжками и думаем – у нас есть библиотека» [12, с. 25].
3. Взрослые, так же как дети, испытывают потребность в перевоплощении, изменении (хотя бы временном) окружающего мира, привнесении в него красоты, сказочности, романтики. Сюжетно-ролевая театрализованная игра – это выход за пределы реальности, а точнее обыденности, это возможность для человека ощутить, осознать себя через иное, т.е возможность быть чем-то иным по отношению к собственному «Я». Именно к ней как нельзя лучше подходит выведенная А.Н. Леонтьевым общая формула мотивации игры – «не выиграть, а играть»[12, с. 486].