Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 07:53, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать молодежную субкультуру «Ролевики».
Основные задачи курсовой работы:
* Выявить методические подходы к анализу молодежных движений;
* Рассмотреть неформальные молодежные движения;
* Раскрыть что такое ролевая игра;
* Рассмотреть историю развития ролевого движения;
* Проанализировать роль неформальных молодёжных движений в воспитании и социализации личности;
* Рассмотреть разработанность проблемы молодежной субкультуры в РФ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 9
1.1. Субкультура в социологии 9
1.2. Типы молодежных субкультур в России. Этапы развития, причины возникновения. 12
2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 16
2.1. Ролевая игра: сущность, функции 16
2.2. Истоки ролевого движения и его развитие. 21
2.3. Участники ролевого движения. Роль ролевого движения в воспитании и социализации личности. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ
Регистрационный №______
от "____" _____________ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Общая социология» на тему:
"Социологический анализ неформальных молодежных движений в России (на примере “ролевиков”) "
Специальность 020300 (040201.65) – "Социология"
Выполнил: студент 2 курса
очного отделения
Горбачев И.О.
Научный руководитель:
Ларькина О. А.
Работа защищена "____" __________ г.
с оценкой
____________________
Южно-Сахалинск
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ
В
СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
1.1. Субкультура в социологии 9
1.2. Типы
молодежных субкультур в России. Этапы
развития, причины возникновения.
2. АНАЛИЗ РОЛЕВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ 16
2.1. Ролевая игра: сущность, функции 16
2.2. Истоки ролевого движения и его развитие. 21
2.3. Участники
ролевого движения. Роль ролевого движения
в воспитании и социализации личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
31
ВВЕДЕНИЕ
Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что за период с 88 по 93-94 год количество неформальных объединений выросло с 8% до 38%, т.е. в три раза и сейчас неуклонно растёт.
Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо выявить причины появления молодежных движений, понимать их и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.
Одним из проявлений молодёжной субкультуры являются неформальные объединения молодёжи, своеобразная форма общения и жизни группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. В известной мере они есть в формальных группах - классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений, по принципу «нравится – не нравится». Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни молодёжи, удовлетворяют информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности.
Каждому из нас случалось идти по улице, смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то не похожи на других. У кого-то на голове «ирокез», кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур. Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд. Английский социолог М.Брейк отмечал, что субкультуры как "системы значений, способов выражения или жизненных стилей" развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, "в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте". Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.[7]
Объектом исследования в данной курсовой работе выступает феномен субкультуры. Предметом исследования – является молодежная субкультура “Ролевики“ в России.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать молодежную субкультуру «Ролевики».
Основные задачи курсовой работы:
При написании данной курсовой работы были использованы монографии, следующих авторов <Герлах И.В., Куприянова Б.В., Иконниковой С.Н., Лисовского В.Т., Ш. Айзенштадта, М. Брейка.>, а также статей из научной периодики и справочная литература.
Степень научной разработанности проблемы
В современной науке изучение молодежи как социального феномена имеет междисциплинарный характер. В качестве предмета исследования молодежь привлекает внимание социологов, юристов, психологов, философов, культурологов, историков, педагогов, социальных работников и представителей других областей знания.
В социологии рассматривается несколько теорий осмысления молодежи как социально-демографической группы. Сторонниками психоаналитического подхода являются такие исследователи, как Р. Бенедикт, А. Радклифф-Браун, Д. Рисмен, Л. Шелефф, Э. Эриксон, К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, Л.М. Архангельский, Н.В. Борисов, В.Н. Боряз, В.И. Бочарова, С.И. Голод, И.С. Кон, Д.В. Ольшанский, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Шорохова, В.М. Щердаков; структурно-функциональный подход в исследовании молодежи применяли такие ученые, как Ш. Айзенштадт, Р. Мертон, Т. Парсонс, В.С. Боровик, С.Н. Быкова, В.Л. Васильев, С.С. Григорьев, С.Х. Гурьянов, В.И. Журавлев, А.С. Капто, Е.А. Леванов, В.Т. Лисовский, В.А. Мансуров, А.А. Поликанов, Л.Я. Рубина, Б.А. Ручкина, И.М. Слепенков, С.С. Фролов, В.Н. Шубкин.
Культурологические теории в изучении молодежи использовали такие исследователи, как П. Бергер, Г. Гризе, Ф. Коэн, Т. Лукман, К. Мангейм, М. Мид, Ф. Тенбрук, Л. Фойер, Ю. Халасинский, Т. Шельски, Э. Шпрангер, А. Шюц, В.Я. Башкутов, В.С. Боровик, Л.С. Выготский, С.С. Григорьев, В.И. Добреньков, Г.Т. Журавлев, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Л.Н. Коган, С.А. Кугель, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, А.Л. Маршак, В.Г. Немировский, В.В. Павловский, В.Г. Харчева, В.Б. Чурбанов, А.М. Шендерик и др.
Во многих исследованиях, посвященных молодежи, в первую очередь рассматривались проблемы ее профессиональной ориентации (В.Т. Лисовский, В.Я. Чупров В.Н. Шубкин,); социализации (О.И. Карпухин, С.Н. Иконникова); образования (А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядов); послевузовского профессионально-трудового самоопределения (М.Х. Сулейманова, В.А. Ядов); рационального использования труда молодых работников (Е.И. Титов, Ж.Т. Тощенко, Н.И. Шевченко).
Вопросы
формирования и развития неформальных
молодежных объединений первоначально
рассматривались зарубежными
За несколько десятилетий научного изучения специфики функционирования отечественных неформальных молодежных объединений в российской социологической науке был накоплен значительный теоретический и эмпирический материал, обозначились главные теоретические и прикладные проблемы, сформировалось несколько исследовательских подходов. В частности, И.П. Башкатовым, Т.Г. Исламшиной, А.А. Кутьиной, В.Т. Лисовским, В.А. Луковым, Г.А. Лукс, А.А. Матвеевой, А.Л. Салагаевым, С.А. Сергеевым, И.Ю. Сундиевым, В.Я. Суртаевым были разработаны типологии неформальных молодежных объединений. И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Л.Г. Новикова предложили варианты периодизации неформального молодежного движения в России. М.С. Комаров, И.Ю. Сундиев, используя обширный эмпирический материал, подробно рассмотрели историю развития российских неформальных молодежных объединений. М.В. Блохина, Л.Г. Григорьев, С.В. Косарецкая, Н.Н. Машина, А.И. Осипова, А.Л. Салагаев, Н.Ю. Синягина, И.М. Фадеева, А.В. Шашкин занимаются изучением современных неформальных молодежных объединений, в том числе и в отдельных российских регионах.
В то же самое время в исследовании молодежного феномена до последнего времени наибольшее внимание уделялось неформальным молодежным объединениям Москвы и Санкт-Петербурга, криминальным группировкам в Татарстане. Малоизученными являются молодежные объединения в других российских регионах. Это можно объяснить тем, что неформальные объединения до последнего времени имели наибольшее распространение в столичных центрах.[6]
Вместе
с тем в условиях демократизации
российского общества, формирования
и укрепления общефедеральных и
региональных институтов гражданского
общества существенно расширяются и трансформируются
сфера и формы деятельности неформальных
молодежных объединений в регионах РФ.
1. НЕФОРМАЛЬНОЕ МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.[5, с. 29]
В социологии под субкультурой принято понимать систему ценностей и норм, установок, способов поведения, стилей определенной социальной группы, отличающихся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанных с ней.[4]
Существует в научной и публицистической литературе еще одно понятие: контркультура, т.е. совокупность принятых в данной социальной группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей или всеобщей культуры.
Если брать в качестве объекта исследования такую социальную группу, как молодежь, то более адекватным будет использование понятия молодежная субкультура.
В социологии молодежи рассматривается несколько теорий осмысления молодежи как социального феномена. Авторы психоаналитической концепции определение молодежи строят преимущественно на возрастных психофизических особенностях личности молодого человека, на выводах З. Фрейда, которые были развиты его учениками (Д. Рисмен, Л. Шелефф, Э. Эриксон и др.).[6]