Социологические явления процессы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:42, доклад

Описание работы

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

    По  мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: а) запрета борьбы между членами группы, б) удержания их в замкнутом сообществе и в) отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала — соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше люди знакомы друг с другом, чем больше они понимают и любят друг друга. Нередко на незначительные жесты своего лучшего друга как если бы нам дал пощечину пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Неритуализованных действий типа почесывания, чихания, плевков и т. п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

    Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны  и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

    Нравы и запреты

    Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций. 

    От  этого слова происходит понятие  «нравственность» — этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское слово moralis означает «нравственный». Нравы — обычаи, имеющие моральное  значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам нагим (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидами и т. п.

    Табу  — абсолютный запрет, накладываемый  на какое-либо действие, слово, предмет  Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных, в частности, с прикосновением к трупу.

    Табу  послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В  современном обществе табу накладывается  на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма. Это самый сильный из существующих в человеческом обществе вид социального запрета, нарушение которого карается особенно страшно.

    Закон и право.

    Разновидностью  нравов выступают законы. Это нормы или правила поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, т. е. подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения.

    Различают два вида законов. Обычное право  — в доиндустриальном обществе: совокупность неписаных правил поведения, санкционированных государством. Из обычного права постепенно возникли формальные, или юридические, законы, закрепленные Конституцией — главным политическим законом страны. Нарушение законов влечет за собой уголовные наказания, самым сильным из которых является смертная казнь.

    Обычно  законы просто кодифицируют наиболее важные нормы, которые уже существуют в обществе. Другие законы вводят новые  нормы, которые соответствуют конституции  страны, считающейся главным политическим законом общественной жизни.

    Право представляет собой систему обязательных правил поведения, санкционированных  государством и выраженных в определенных нормах.

    Слово «право» (jus) получило свое название от латинского justitia («правда», «справедливость»), ибо право понималось в древности как искусство творить добрые и справедливые дела. В нем соединены элементы социальных, моральных и эстетических норм.

    Право существовало не всегда. Оно — результат  долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.

    Сегодня равными правами и свободами  наделены все без исключения люди. В древности дело с естественными и гражданскими правами обстояло иначе. Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим. В Древней Греции и Древнем Риме население разделялось на две категории — граждан и неграждан, которые подчинялись совершенно разным законам. Одни имели право голосовать и быть избираемыми на общественные посты, а другие нет.

    Чем различаются между собой норма, право и обычай? Рассмотрим их взаимосвязь  на примере Китая. Норма — моральное  предписание того, как следует поступать. Обычай — распространенная практика, типичные, массовые действия, то, что случается по обыкновению. Например, конфуцианская норма в Китае осуждает повторное замужество вдовы. Но обычаем, распространенной практикой такая норма не стала, и повторные браки вдов случались очень часто.

    По  китайскому закону муж имел право  на повторный брак в случае смерти жены. Оно фиксировало обычай и  само поощряло такую практику как  массовую, т. е. как нечто обычное, распространенное. Напротив, повторный  брак жены не соответствовал конфуцианским нормам сохранения целомудрия. В конфуцианской философии считалось, что повторным браком жена лишает душу покойного мужа спокойствия в загробном мире. В традиционном Китае разводы были редкими. Существовала норма — отрицательное отношение к ним. Высшей ценностью являлось продолжение семьи.

    Таким образом, право, закон, обычай и ценности общества тесно взаимосвязаны между  собой и составляют фундамент  нормативной системы не только общества, но и культуры.

    Ценности.

    Культура, как и общество, покоится на системе ценностей.

    Ценности  — социально одобряемые и разделяемые  большинством людей представления  о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т п Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.

    Если  верность является ценностью, то отступление  от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

    Без ценностей не может обходиться ни одно общество. А индивиды? Они могут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие — ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других — моральная безупречность, для третьих — политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы своего поведения.

    Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации — индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

    Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого  сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение — ценностной ориентацией.

    Даже  простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой  или обществом. Культурные нормы  и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

    • нормы — правила поведения,

    • ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

    Ценности  имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать  личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

    Предписания — это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или  группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

    Ценности  — это то, что оправдывает и  придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.-П. Сартра) — выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

    Таким образом, в обществе одни ценности могут  вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

    Разные  культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что  нет.

    Мораль.

    В живом, т.е. обычном языке под моральным  чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. Как понятие  философии, т.е. в более строгом  и узком смысле слова мораль –  это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное – это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит внеморальное – к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно по крайней мере знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

    Первый  круг рассмотрения морали – это  сфера ценностей (оценок) и норм (правил). Однако не всякие оценки и не всякие нормы можно отнести к морали. «Певец прекрасно исполнил арию» – это оценочное высказывание, оценка; а требование: «Проезд в автобусе следует оплачивать сразу, не дожидаясь следующей остановки» – это нормативное высказывание, правило. Но являются ли эта оценка и это правило нравственными? Мы можем предполагать, что певец, арию которого мы прослушали с наслаждением, – замечательный человек, но непременной связи здесь нет: талантливый певец (или художник, или поэт) может и не быть образцом добродетели. Так же и своевременную оплату проезда в автобусе без кондуктора можно оценить как выполнение правила или обязательства, согласно которому транспортная компания обязуется перевезти пассажира, а пассажир – оплатить проезд. Но дисциплинированность и обязательность также не есть проявления нравственного совершенства.

    Предварительно  мораль можно определить как систему  норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо  других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

    Все множество рассмотренных выше видов  культурных норм составляет нормативную систему культуры. Она является не хаотичной суммой разрозненных элементов, а подвижной целостностью, все части которой связаны друг с другом и выполняют определенные функции, позволяющие менять элементы в зависимости от изменившейся ситуации, переиначивать содержание оставшихся и делать многое другое, что позволяет сохранять устойчивость на протяжении столетий и тысячелетий. Действительно, нормативные системы великих культур прошлого и настоящего, будь то древнегреческая, древнеегипетская, византийская, китайская, французская или русская, сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени. Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску. 

    Цель  работы: рассмотрение культуры как совокупности нормативных систем.

    Задачи:

    1. Ознакомление с понятием культуры в социологии.
    2. Ознакомление со структурой культуры.
    3. Рассмотрение функций культуры.
    4. Ознакомление с понятием культурных норм.
    5. Ознакомление с классификацией культурных норм.
    6. Рассмотрение таких нормативных систем как:

Информация о работе Социологические явления процессы