Процесс социологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:59, реферат

Описание работы

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей подготовки.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 24.87 Кб (Скачать)

Введение

Процесс социологического исследования представляет собой единство теоретического и эмпирического  этапов анализа какой-либо из сторон социальной реальности. Однако такое  серьезное дело, как научный анализ проблем, требует соответствующей  подготовки. Подготовка необходима для  того, чтобы обеспечить надежность и точность полученных в результате исследования данных. Поэтому перед  тем, как изучить методологические, методические и технические аспекты  социологических исследований, надо овладеть правилами, позволяющими обеспечить качество получаемой информации.

ПОДГОТОВКА  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — процесс, насыщенный различными видами научно-организационной  деятельности.

Во-первых, необходима разработка надежной теоретической  основы исследования.

Во-вторых, необходима разработка программы исследования, обеспечивающей логическую последовательность этапов научно-аналитической работы творческого коллектива ученых.

В-третьих, необходима разработка методических документов для  сбора и измерения эмпирической информации об изучаемом объекте.

Выделение этапов программы — это не только проблема исследовательской практики (что  за чем должно проводиться), но и  проблема теоретико-методологической обоснованности научной деятельности социологов.

Сложность обоснованного  выделения научно-исследовательских  этапов заключается прежде всего  в том, что значительная часть  научной деятельности социолога  плохо поддается учету, регистрации, находится как бы в уме исследователя, т.е. в непроявленной форме. Естественное стремление ученого — завершить  теоретико-методическую работу созданием  системы документов, обеспечивающих высокое качество полученной информации, — приводит нередко к совмещению в разделах программы частных  и общих познавательных задач.

Понятие программы социологического исследования, ее структура

Опираясь на научный опыт, можно создать четкую схему проведения социологического исследования: разработка программы, рабочего плана и вспомогательных документов, сбор эмпирических данных (полевой  этап), наконец, обработка и анализ полученной эмпирической информации.

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ является документом, содержащим методологические и методико-технические  предпосылки научного поиска ответов  на вопрос, поставленный в социологическом  исследовании.

Методологический  раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения  объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую  можно определить как возникающие  в процессе социально-исторического  развития общества (общностей, групп  и т.д.) противоречия между знанием  о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием  путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.

Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления  противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и  возможностями современного рынка  труда). При формулировке указанных  противоречий большое значение имеют  знания, научный опыт социолога и  некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая  описать изучаемую ситуацию. Результатом  анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.

Определение цели, задач, объекта социологического исследования

Под ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления  и т.д. В отличие от предмета исследования, который формулируется социологом в зависимости от целей, задач  и предварительно изученных данных, объект исследования по своим эмпирическим свойствам не зависит от познающего субъекта. Одна и та же сторона социальной жизни может стать объектом различных  наук. Так, преступность могут изучать  юристы, криминологи, психологи, социологи. Однако каждый из них в этом явлении  выделяет что-то свое, присущее специфике  научного познания в данной отрасли  знания. Например, социологи могут  изучать факторы, способствующие росту  преступности, психологи — установки  преступников при совершении преступлений и т.д.

Под ПРЕДМЕТОМ  СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ мы понимаем существенные свойства и отношения  объекта исследования, познание которых  ставит своей целью социолог.

Например, среди  факторов, стимулирующих рост преступности в обществе, могут быть как общесоциальные (экономический кризис, обнищание  населения, снижение общего уровня культуры, интеллектуальная деградация общества, в том числе из-за ухудшения  физического и психического здоровья населения в результате экологических  катастроф), так и конкретно социальные (например, патология ближайшего социального  окружения человека: пьющие родители, плохое семейное воспитание и т.д.).

Формулировка  предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые мы считаем необходимыми изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий нас вопрос. Подобное ограничение изучаемых  сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое  исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих, например, такое явление, как преступность. Итак, в предмете исследования обозначаются границы, в пределах которых изучается объект исследования.

Для облегчения социологического анализа целесообразно  разграничить предмет теоретического и эмпирического исследования. Предмет  теоретического анализа — это  идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему  взаимодействий (как внутренних, так  и внешних) в теоретических понятиях и конструктах. Предметом эмпирического  анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта  познания, например типа лидерства  в малой группе.

Так как социальные системы очень мобильны, постоянно  видоизменяются, то можно говорить, что мы изучаем состояние нашего предмета анализа в какой-то конкретный временной период. Таким образом, предметная область исследования должна иметь как пространственные, так  и временные ограничения.

Выделение объекта  и предметной области анализа  позволяет социологу на основе разработанной  идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемого явления  или процесса. Если мы говорим о  социальных проблемах, носителями которых  являются люди (индивиды, группы, общности), то мы характеризуем и состояние  тех общностей, которые включены в структуру нашей системы, подлежащей изучению.

Теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа  позволяет перейти к следующему методологическому разделу программы  — определению цели и задач  исследования. Под ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после  завершения работы. Этот результат  может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется  в договоре наряду с темой.

Под ЗАДАЧАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ мы подразумеваем тот  круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой  вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования — это звенья, помогающие объединить в целостность  явления или процессы, подлежащие изучению. Например, если целью нашего изучения является влияние семейного  воспитания на формирование преступного  поведения подростков, то среди задач  исследования мы можем назвать такие, как:

— изучение ценностных ориентации семей, дети которых стали  преступниками;

— определение  роли отца и матери в формировании личности подростка;

— изучение влияния  внутрисемейных отношений на формирование установок и ориентации несовершеннолетних преступников;

— изучение зависимости  между противоправным поведением родителей  и подростков и т.д.

В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описанная нами модель предмета анализа. Она позволяет выявить, во-первых, основные факторы, определяющие проблемную ситуацию; во-вторых, факторы (или переменные), имеющие второстепенное или опосредующее влияние на состояние  проблемы.

Выдвижение  задач исследования связано непосредственно  с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут  определяться теоретическими положениями  и новыми концепциями, полученными  в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы  на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации.

Целесообразно также разграничивать содержательную (проблемную) сторону задач исследования и программные задачи (как логику методики получения социологической  информации).

Гипотеза  в социологическом исследовании

Процедура разработки гипотез начинается с формулировки частных познавательных задач исследования. Они фиксируются в форме отдельных  предложений, отображающих зависимости  между отдельными элементами концептуальной схемы. Эти зависимости будут  служить основанием для формулировки гипотез. Например, изучая взаимосвязь  преступного поведения подростков и семьи, можно поставить следующие  вопросы:

— влияют ли межличностные  отношения родителей на противоправное поведение подростка?

— существует ли прямая зависимость между отклоняющимся  поведением родителей (или одного из них) и противоправным поведением подростков?

Разумеется, этот список вопросов можно было бы продолжить, чтобы изучаемую проблему увидеть  со всех сторон. В каждом отдельном  случае социолога может заинтересовать целый ряд связей и отношений, подчас выходящих за рамки разработанной  концептуальной схемы объекта социологического анализа. Так, взаимосвязь преступного  поведения и характера досуга подростка в молодежных компаниях, являясь косвенной по отношению  к поставленной задаче, дает дополнительную информацию и углубляет исследуемую  проблему.

Закончив процедуру  формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать  сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение  о непосредственно ненаблюдаемых  связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям.

Гипотеза определяется как "научное предположение, выдвигаемое  для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или  опровергнуть".

Роль гипотез  в социологическом исследовании, как и в любой другой области  науки, очень важна. Д.И. Менделеев, обращаясь  к ученым, указывал, что лучше  держаться такой гипотезы, которая  в результате может оказаться  ложной, чем никакой. В чем же заключается  ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут  быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза в социологическом  исследовании служит переходным этапом от теории к разработке инструментария социологического познания.

С точки зрения задач исследования гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что  соответствует основным и частным  познавательным задачам исследования. По степени разработанности и  обоснованности различаются первичные  и вторичные гипотезы. Гипотезы разрабатываются  в два этапа: при подготовке программы  исследования и после пилотажа (пробного социологического исследования, проведенного на небольшой выборке опрошенных), когда они уточняются, корректируются и дополняются новыми.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические.

Описательные  гипотезы — предположения о фактическом  состоянии (структуре) объекта, его  функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и  эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь  конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то на основе имеющейся  статистической информации (в органах  МВД) можно установить, какая часть  обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости  не имеет. Выдвижение этого типа гипотез  позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах.

Объяснительные  гипотезы относятся к уровню аналитических  исследований, представляют собой предположения  о причинно-следственных связях в  изучаемом объекте. На основании  объяснительных гипотез делаются попытки  раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных  в результате подтверждения описательных гипотез.

Любое явление  или событие, имеющее для социолога  исследовательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в тотальной  системе, поэтому оно может проявляться  как тенденция или закономерность. Отсюда следует необходимость разрабатывать  не только объяснительные, но и прогностические  гипотезы, отражающие еще один, более  высокий, уровень познания социальной реальности. Такие гипотезы позволяют  отразить множество явлений, выявить  некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки  конкретных целей и задач и  представляет ценность для конструирования  статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Например, в рассматриваемом нами вопросе влияния семьи на преступное поведение подростков мы можем спрогнозировать  рост ожидаемой преступности в обществе и изменения, происходящие в современных  семьях, имеющих несовершеннолетних преступников. Гипотеза в этом случае имеет не только внутреннее инструментальное, но и общечеловеческое значение, так  как способствует некоторому научному вкладу в изучаемое направление.

Информация о работе Процесс социологического исследования