Социологические взгляды Питирима Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;

2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик по социологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Для полноты  картины циклическую смену социокультурных типов, по мнению Сорокина, следует дополнить перемещением центра «культурного лидерства» в географическом пространстве. Его схема исторического перемещения центра лидерства такова: до 14 века этим центром являются государства Азии и Африки, в течение последних 5 - 6 веков он перемещается к западным народам, а теперь снова наблюдается перемещение его из Европы в «Америки, Азию и Африку». Там же, стр.15..

Концепция интегрализма Сорокина представляет собой сложную  систему, включающую в себя понятие  Интегральной Истины (составляющую основу интегральной науки), Человека как интегральное существо, интегрального суперорганического мира и Высшей интегральной ценности. Эта философия «…рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей». Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм //СОЦИС, 1992, №10, стр.134

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное  интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…», Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени, с.51. «…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества». Сорокин П.А. Моя философия - интегрализм, с.135. Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях.

Общество для  Сорокина - результат объединенного  действия миллионов индивидов, и  если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального  равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Сорокин П.А. Таинственная энергия любви //СОЦИС. 1991. №8, с.119.

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Таковы основные направления творческой научной  деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится ограничивать границы исследования рамками названных теоретических направлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в  России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 

В настоящее  время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более  актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией  и США, что подтверждает предсказанную  Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы. Сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

Особенно  ценной для существующей сейчас ситуации в России является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 

Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные  тенденции нашего времени. К 110-й  годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999.- № 7.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской  социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995.

Голосенко И.А. Питирим  Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. -№ 4.

Громов И.А. и  др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996.

Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.-СПб., 1997.

Джеффрис В. Интегрализм  П.А. Сорокина: Новая общественная наука  и реконструкция человечества // СОЦИСС. 1999.- № 11.

Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999.- №6.

Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с  С. Харпером) // СОЦИСС. 1996.- №1.

Зверев В.М., Соболев  В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989.- №2.

Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990.- №2.

Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая  школа», 1993.

Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

Информация о работе Социологические взгляды Питирима Сорокина