Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.
ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;
2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
– "Энциклопедия права" И. Тарановского,
–
"Русское конституционное
– "Этика" П. Кропоткина, а также работы уголовно-правовой и криминологической направленности М. Гернета, М. Чубинского, А. Жижиленко, Н. Розина, самого П. Сорокина (там же. С.36).
Традиции социологического направления в праве были заложены С. А. Муромцевым, М. М. Ковалевским, Н. М. Коркуновым, Л. И. Петражицким, и самим П. А. Сорокиным.
Рассматривая основные формы общественной организации, П. Сорокин выделяет среди них основные четыре:
– тотэмическое общество,
– родовое общество,
– территориально-племенное общество,
– государство.
Тем самым он утверждает вторичность государства по отношению к обществу и праву. (Сорокин П. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919. С.123).
Именно право, а не государство, выступает у Сорокина силой, которая определяет поступки человека, мотивирует его поведение. Разграничивая право и нравственность, Сорокин рассматривает правовые воления как категорически - обязательные и нравственные воления как рекомендуемо - пожелательные. При этом официальное право или кодекс законов конкретной группы представляет собой совокупность категорических волений, предъявляемых к поведению членов группы со стороны правительства ... и указываемых в официальном "Своде законов" (Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994. С.166). Несмотря на рекомендуемый характер нравственных волений и обязательный характер правовых волений, и те, и другие влияют: "1) как мотивационная сила, 2) как дрессирующая сила, 3) как сила, производящая социальный отбор, т.е. уничтожающая одних людей и благоприятствующая выживанию других" (там же. С.167). Именно последнее значение волений, изменяя состав народонаселения в период политической борьбы, революций, войн, удаляет из жизни, по его мнению лучших, т.е. энергичных и сильных людей, оставляя страну после борьбы и войны обескровленной. Здесь мы видим развитие Сорокиным идеи ненасилия, социологии толерантности, которая нашла позже практическое воплощение в деятельности Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма.
Влияние войн и революций, как орудия отрицательной селекции, П. Сорокин, будучи сторонником ненасилия, показывает на примере России. Так с 1914 г. по 1922 г., в России:
– общий процент уменьшения населения составил 13,6 % (21 млн.),
– погибли в основном мужчины, население "обабилось",
– европейская часть России потеряла в войне 1/7 часть, азиатская часть - 1/30,
– в меньшей мере пострадали морально и биологически дефективные лица,
– в эти года процент гибели выдающихся, одаренных людей был выше, чем "рядовой серой массы" (примерно в 6–7 раз). Минимальная цифра умственно квалифицированных лиц, погибших в это время, - 30–40 тыс. (среди них А. А. Блок, Л. Н. Андреев, И. А. Покровский, В. М. Хвостов, М. И. Туган-Барановский, Е. Н. Трубецкой, Б. А. Кистяковский, др.). (Сорокин П. А. Современное состояние России//там же С.419–425),
–
огромный процент составили
Но еще более устрашающими факторами будут последствия, как отмечает Сорокин, отразившиеся на потомстве оставшихся в живых (учитывая рост психических расстройств, увеличение процента смертности новорожденных, эпидемии тифа, которым переболела 1/3 населения, дизентерии, малярии, "испанки", катастрофический рост туберкулеза). В подтверждение этого он приводит слова Франклина о том, что "по векселям войны ... главные платежи приходится платить не столько во время войны (и революции), сколько позже" (там же. С.425).
Категория прогресса устойчиво связана у Сорокина с мирной историей (США, Япония), с ненасилием в обществе, с сохранением "основного биологического расового фонда лучших производителей страны" как ведущей доминанты политики государства (там же. С.426).
Изучая право, Сорокин уделяет большее внимание психологическому, нравственному фактору, а не социально-экономическому.
Так он вводит и развивает в правовой лексике такие понятия, как:
1) правовая боль, отмечая, что "все формы борьбы за право вызваны ощущением правовой боли", поэтому защищая нарушенное право, человек защищает тем самым "величайшую общественную ценность" - общественное достоинство (Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919);
2) правовое чувство в народе, отмечая, что право облагораживает весь душевный строй людей, всю их психику, превращает ее из "холопьей души" в душу свободного гражданина" (там же. С.175–176);
3) "морально-правовой термометр" (там же. С.192);
4) наградное право.
П. Сорокин выявляет многообразие влияния права на человека и общество, в частности:
1) оно как "чистая мотивирующая сила способствует формированию гражданина (там же. С.176);
2) как принудительная сила оно влияет в нескольких аспектах:
– в виде "правовой угрозы наказанием или правовой награды" (там же. С.177);
– в виде принудительных физических актов со стороны государства или общества (там же. С.179);
– в форме прямого или косвенного правового отбора при использовании смертной казни в виде меры наказания (там же. С.180);
3)
в качестве дрессирующей силы,
способной привить новые
Как видим, Сорокин рассматривает влияние права на все сферы жизнедеятельности человека и общества, и в его творчестве велико влияние авторов психологической теории права Н. М. Коркунова, Л. А. Петражицкого.
Высшая степень проявления влияния права в представлении Сорокина, по нашему мнению, это право, выступающее как правовое убеждение, осознание своих правомочий и обязанностей (там же. С.169).
Судя по множественному влиянию права как принудительной силы как в концепции Сорокина, так и в реальной действительности, право понималось большинством в то время (а данная работа издана Сорокиным, напомним, в 1919 г.) все-таки как принуждение.
Такое понимание породило горячих сторонников по крайней мере двух крайних позиций в России в начале ХХ в., в то время как традиция подобного правопонимания берет свое начало еще в европейской мысли эпохи Просвещения:
– это теория морально-правового регресса с одной стороны, гласящая, что "идеал морально-правового человека находится на заре истории", что подтверждают древние космогонии, Библия (там же. С.187);
– и с другой стороны, теория нравственно-правового прогресса.
Хотя, как и у многих мыслителей, есть золотая середина и у Сорокина в виде теории круговоротов, так называемого "топтания на месте", которая предполагает то ухудшение, то улучшение идеала.
Но,
как отмечает Сорокин, нет четких
критериев морально-правового
И Сорокин, тем самым поставив новаторскую для своего времени задачу выявления критериев правового прогресса, разрабатывает их, пытаясь вывести и построить концепцию правового идеала.
Исследуя сущность великих идеалов "царства Божия на земле", "Бога и веры", "свободы, равенства, братства", их судьбу в эпохи христианства, Реформации, Великой французской революции, периоды I-й мировой войны, российских революций, П. Сорокин выводит закон социального иллюзионизма. Здесь он раскрывает огромную неизбежную пропасть между недостижимыми идеалами и реальной действительностью, в которой царит насилие и произвол. И любые революции поэтому, используя традиционные насильственные средства для нетрадиционных идеалов, становятся реакциями, а революционеры-диктаторы - реакционерами. (Сорокин П. А. Современное состояние России//Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994. С.429–441). В результате родителями коммунистического общества, коммунизма или этатизма в истории всех народов, как и в России, становились война, голод, "обеднение масс при наличии имущественной дифференциации" (там же. С.447). Теме войны и голода П. Сорокиным посвящены отдельные произведения: статья "Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию", книга "Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь" (1922).
П. Сорокин прочно связывает тему голода, сытости населения и тему утверждения веры, идеологии или разочарования в ней, колебания питания и колебания идеологии.
Так,
для успеха "коммунистически-
Хотя никакой идеал теоретически не доказуем, по оценкам Сорокина, однако совершенно иной подход требует "идеал правовой нормы". Здесь применим не теоретический критерий истинности, а практический критерий - критерий блага личности и блага общества (там же С.189).
Этот критерий уже давно подтвердил свою историческую значимость в виде известного критерия действенной любви - любви друг к другу, христианской заповеди: "люби ближнего, помогай ему, будь солидарен с ним..." (там же С.189).
Идеалом права в соответствии с этим критерием является право "взаимной солидарности и любви людей друг к другу", которое П. Сорокин называет правом социально-благожелательного поведения.
Рассматривая правовой идеал взаимной солидарности и любви с точки зрения полезности права в обществе, Сорокин выводит следующие критерии измерения роста и уменьшения человеческой солидарности:
1) критерий интересов личности;
2) критерий правового равенства личности;
3) критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;
4) критерий падения наказаний и наград;
5)
критерий качества тех средств,
Эти критерии соответствуют историческим законам, которые подтверждают не регресс, а морально-правовой прогресс человеческой цивилизации. Всемирная история является историей постепенного освобождения личности: от опеки, от уз касты, сословия, класса, церкви, семьи, государства и именно это освобождение и есть доказательство постепенного морально-правового прогресса.
Кроме
освобождения человека от излишней опеки
и сковывающих уз, Сорокин считает
показателем прогресса и
Говоря о падении жестокости, Сорокин имел в виду и гуманное отношение к преступникам, к которым позже в Гарвардском центре по созидательному альтруизму в 50-е гг. он пытался применить систему "альтруистического перевоплощения". К рассмотрению преступления он подходит с психологической точки зрения, считая, что:
– преступление - психологическое явление, хотя возникло в ходе социального общения;
– при определении преступления можно находиться на точке зрения того или иного индивида;
– "для каждого индивида преступными будут те акты..., действительные или воображаемые, свои или чужие, которые возбуждают в нем соответственные специфические переживания" (Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1999. С.112–113). Так, один и тот же акт в одной группе может одновременно быть и подвигом, и преступлением в зависимости от того, кем, против и для кого был выполнен, какие возбудил в индивиде переживания.
Информация о работе Социологические взгляды Питирима Сорокина