Социологические взгляды Питирима Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;

2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик по социологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

   – "Энциклопедия права" И. Тарановского,

   – "Русское конституционное право" Н. Лазаревского,

   – "Этика" П. Кропоткина, а также работы уголовно-правовой и криминологической направленности М. Гернета, М. Чубинского, А. Жижиленко, Н. Розина, самого П. Сорокина (там же. С.36).

   Традиции  социологического направления в  праве были заложены С. А. Муромцевым, М. М. Ковалевским, Н. М. Коркуновым, Л. И. Петражицким, и самим П. А. Сорокиным.

   Рассматривая  основные формы общественной организации, П. Сорокин выделяет среди них основные четыре:

   – тотэмическое общество,

   – родовое общество,

   – территориально-племенное общество,

   – государство.

   Тем самым он утверждает вторичность  государства по отношению к обществу и праву. (Сорокин П. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919. С.123).

   Именно  право, а не государство, выступает у Сорокина силой, которая определяет поступки человека, мотивирует его поведение. Разграничивая право и нравственность, Сорокин рассматривает правовые воления как категорически - обязательные и нравственные воления как рекомендуемо - пожелательные. При этом официальное право или кодекс законов конкретной группы представляет собой совокупность категорических волений, предъявляемых к поведению членов группы со стороны правительства ... и указываемых в официальном "Своде законов" (Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994. С.166). Несмотря на рекомендуемый характер нравственных волений и обязательный характер правовых волений, и те, и другие влияют: "1) как мотивационная сила, 2) как дрессирующая сила, 3) как сила, производящая социальный отбор, т.е. уничтожающая одних людей и благоприятствующая выживанию других" (там же. С.167). Именно последнее значение волений, изменяя состав народонаселения в период политической борьбы, революций, войн, удаляет из жизни, по его мнению лучших, т.е. энергичных и сильных людей, оставляя страну после борьбы и войны обескровленной. Здесь мы видим развитие Сорокиным идеи ненасилия, социологии толерантности, которая нашла позже практическое воплощение в деятельности Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма.

   Влияние войн и революций, как орудия отрицательной  селекции, П. Сорокин, будучи сторонником ненасилия, показывает на примере России. Так с 1914 г. по 1922 г., в России:

   – общий процент уменьшения населения  составил 13,6 % (21 млн.),

   – погибли в основном мужчины, население "обабилось",

   – европейская часть России потеряла в войне 1/7 часть, азиатская часть - 1/30,

   – в меньшей мере пострадали морально и биологически дефективные лица,

   – в эти года процент гибели выдающихся, одаренных людей был выше, чем "рядовой серой массы" (примерно в 6–7 раз). Минимальная цифра умственно квалифицированных лиц, погибших в это время, - 30–40 тыс. (среди них А. А. Блок, Л. Н. Андреев, И. А. Покровский, В. М. Хвостов, М. И. Туган-Барановский, Е. Н. Трубецкой, Б. А. Кистяковский, др.). (Сорокин П. А. Современное состояние России//там же С.419–425),

   – огромный процент составили эмигрировавшие и высланные.

   Но  еще более устрашающими факторами  будут последствия, как отмечает Сорокин, отразившиеся на потомстве  оставшихся в живых (учитывая рост психических расстройств, увеличение процента смертности новорожденных, эпидемии тифа, которым переболела 1/3 населения, дизентерии, малярии, "испанки", катастрофический рост туберкулеза). В подтверждение этого он приводит слова Франклина о том, что "по векселям войны ... главные платежи приходится платить не столько во время войны (и революции), сколько позже" (там же. С.425).

   Категория прогресса устойчиво связана  у Сорокина с мирной историей (США, Япония), с ненасилием в обществе, с сохранением "основного биологического расового фонда лучших производителей страны" как ведущей доминанты политики государства (там же. С.426).

   Изучая  право, Сорокин уделяет большее  внимание психологическому, нравственному  фактору, а не социально-экономическому.

   Так он вводит и развивает в правовой лексике такие понятия, как:

   1) правовая боль, отмечая, что "все формы борьбы за право вызваны ощущением правовой боли", поэтому защищая нарушенное право, человек защищает тем самым "величайшую общественную ценность" - общественное достоинство (Сорокин П. А. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве. Ярославль, 1919);

   2) правовое чувство в народе, отмечая, что право облагораживает весь душевный строй людей, всю их психику, превращает ее из "холопьей души" в душу свободного гражданина" (там же. С.175–176);

   3) "морально-правовой термометр" (там же. С.192);

   4) наградное право.

   П. Сорокин выявляет многообразие влияния  права на человека и общество, в  частности:

   1) оно как "чистая мотивирующая сила способствует формированию гражданина (там же. С.176);

   2) как принудительная сила оно  влияет в нескольких аспектах:

   – в виде "правовой угрозы наказанием или правовой награды" (там же. С.177);

   – в виде принудительных физических актов  со стороны государства или общества (там же. С.179);

   – в форме прямого или косвенного правового отбора при использовании  смертной казни в виде меры наказания (там же. С.180);

   3) в качестве дрессирующей силы, способной привить новые привычки  и истребить старые путем повторения, прививки (например, привычки психологии и поведения свободного человека) (там же С.182, 185).

   Как видим, Сорокин рассматривает влияние  права на все сферы жизнедеятельности  человека и общества, и в его  творчестве велико влияние авторов  психологической теории права Н. М. Коркунова, Л. А. Петражицкого.

   Высшая  степень проявления влияния права  в представлении Сорокина, по нашему мнению, это право, выступающее как  правовое убеждение, осознание своих  правомочий и обязанностей (там же. С.169).

   Судя  по множественному влиянию права как принудительной силы как в концепции Сорокина, так и в реальной действительности, право понималось большинством в то время (а данная работа издана Сорокиным, напомним, в 1919 г.) все-таки как принуждение.

   Такое понимание породило горячих сторонников по крайней мере двух крайних позиций в России в начале ХХ в., в то время как традиция подобного правопонимания берет свое начало еще в европейской мысли эпохи Просвещения:

   – это теория морально-правового регресса с одной стороны, гласящая, что "идеал морально-правового человека находится на заре истории", что подтверждают древние космогонии, Библия (там же. С.187);

   – и с другой стороны, теория нравственно-правового  прогресса.

   Хотя, как и у многих мыслителей, есть золотая середина и у Сорокина в виде теории круговоротов, так называемого "топтания на месте", которая предполагает то ухудшение, то улучшение идеала.

   Но, как отмечает Сорокин, нет четких критериев морально-правового улучшения  или ухудшения идеала.

   И Сорокин, тем самым поставив новаторскую для своего времени задачу выявления критериев правового прогресса, разрабатывает их, пытаясь вывести и построить концепцию правового идеала.

   Исследуя  сущность великих идеалов "царства  Божия на земле", "Бога и веры", "свободы, равенства, братства", их судьбу в эпохи христианства, Реформации, Великой французской революции, периоды I-й мировой войны, российских революций, П. Сорокин выводит закон социального иллюзионизма. Здесь он раскрывает огромную неизбежную пропасть между недостижимыми идеалами и реальной действительностью, в которой царит насилие и произвол. И любые революции поэтому, используя традиционные насильственные средства для нетрадиционных идеалов, становятся реакциями, а революционеры-диктаторы - реакционерами. (Сорокин П. А. Современное состояние России//Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994. С.429–441). В результате родителями коммунистического общества, коммунизма или этатизма в истории всех народов, как и в России, становились война, голод, "обеднение масс при наличии имущественной дифференциации" (там же. С.447). Теме войны и голода П. Сорокиным посвящены отдельные произведения: статья "Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию", книга "Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь" (1922).

   П. Сорокин прочно связывает тему голода, сытости населения и тему утверждения  веры, идеологии или разочарования  в ней, колебания питания и  колебания идеологии.

   Так, для успеха "коммунистически-социалистической идеологии", по его мнению, необходимы два основных условия: "1) резкий значительный рост дефицитного и сравнительного голодания масс, при невозможности утоления его иными путями, 2) наличность имущественной дифференциации в стране" (Сорокин П. А. Голод и идеология общества//там же С.369).

   Хотя  никакой идеал теоретически не доказуем, по оценкам Сорокина, однако совершенно иной подход требует "идеал правовой нормы". Здесь применим не теоретический  критерий истинности, а практический критерий - критерий блага личности и блага общества (там же С.189).

   Этот  критерий уже давно подтвердил свою историческую значимость в виде известного критерия действенной любви - любви друг к другу, христианской заповеди: "люби ближнего, помогай ему, будь солидарен с ним..." (там же С.189).

   Идеалом права в соответствии с этим критерием  является право "взаимной солидарности и любви людей друг к другу", которое П. Сорокин называет правом социально-благожелательного поведения.

   Рассматривая  правовой идеал взаимной солидарности и любви с точки зрения полезности права в обществе, Сорокин выводит следующие критерии измерения роста и уменьшения человеческой солидарности:

   1) критерий интересов личности;

   2) критерий правового равенства  личности;

   3) критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;

   4) критерий падения наказаний и  наград;

   5) критерий качества тех средств,  которыми добывается социально-благожелательное  поведение (там же С.192).

   Эти критерии соответствуют историческим законам, которые подтверждают не регресс, а морально-правовой прогресс человеческой цивилизации. Всемирная история является историей постепенного освобождения личности: от опеки, от уз касты, сословия, класса, церкви, семьи, государства и именно это освобождение и есть доказательство постепенного морально-правового прогресса.

   Кроме освобождения человека от излишней опеки  и сковывающих уз, Сорокин считает  показателем прогресса и тенденцию  падения жестокости, отмечая: "жестокость является переменной, стремящейся к нулю, как к своему пределу".

   Говоря  о падении жестокости, Сорокин  имел в виду и гуманное отношение  к преступникам, к которым позже  в Гарвардском центре по созидательному альтруизму в 50-е гг. он пытался применить систему "альтруистического перевоплощения". К рассмотрению преступления он подходит с психологической точки зрения, считая, что:

   – преступление - психологическое явление, хотя возникло в ходе социального общения;

   – при определении преступления можно  находиться на точке зрения того или иного индивида;

   – "для каждого индивида преступными  будут те акты..., действительные или  воображаемые, свои или чужие, которые  возбуждают в нем соответственные  специфические переживания" (Сорокин П. А. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1999. С.112–113). Так, один и тот же акт в одной группе может одновременно быть и подвигом, и преступлением в зависимости от того, кем, против и для кого был выполнен, какие возбудил в индивиде переживания.

Информация о работе Социологические взгляды Питирима Сорокина