Социологические взгляды Питирима Сорокина

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Жизнь и этапы творческого пути;
2.Основные положения социологических взглядов Питирима Сорокина;

2.1.Становление теоретических воззрений
2.2.Система социологии П.Сорокина
2.3. Научные концепции П.Сорокина
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Курсовик по социологии.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

   При этом преступный акт сочетает в себе следующие элементы психической жизни:

   – представление "запрещенного" акта;

   – отталкивающая эмоция;

   – часто страдание в силу оскорбления, вражды, ненависти, желания отомстить  и т.д. (там же С.115).

   Наряду  с падением жестокости, Сорокин выявляет и историческую тенденцию падения кар, которая сопровождается следующими характеристиками:

   – путь постепенного падения кар представляет собой путь "от неограниченной мести - к тальону, от обязательного тальона - к факультативному, от обязательной мести - к допускаемой, от разрешаемой мести - к системе композиции и прощения";

   – происходит и ограничение круга  наказываемых лиц: "от коллективной кары к индивидуальной, и от неограниченной вменяемости к неограниченной невменяемости" (там же С.277). Говоря о коллективной вине, каре, необходимо отметить, что трагедия России всегда воспринималась обществом как коллективная кара, наказание, а в связи с этим и коллективное покаяние, спасение являвшееся одной из доминант русского мировоззрения, объясняющее единство русского человека с землей, народом, Отечеством. В менталитете русского народа поэтому особое место занимала коллективная вина, ответственность, груз которой мешал человеку освободиться и не быть зависимым.

   – изменяются сами мотивы наказания, становясь  более гуманными, целью кар становится предупреждение преступлений, а не устрашение преступника;

   – рост реститутивного, а не репрессивного  права;

   – падение подопечности подданных, женщин;

   – появление института "условного  осуждения и досрочного освобождения" (там же. С.303–304).

   На  формирование подобных представлений Сорокина оказало влияние творчество Л. И. Петражицкого, в частности его психологическая теория права, включающая в себя: закон нисходящей прогрессии мотивационного давления, закон восходящей прогрессии качества мотивации, закон падения подопечности, закон восходящей прогрессии требований социально полезного поведения, закон колебания кар - эмпирические законы в развитии наказаний (Сорокин П. А. Законы развития наказаний с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого // Сорокин П. А. О русской общественной мысли. СПб., 2001. С.86–112).

   По  нашему мнению, именно эта проблема приемлемости жестокости в обществе, частоты применения крайней меры наказания - смертной казни, увеличения числа жертв самоуправства и самосуда и стала в начале ХХ в. самым веским доказательством в сторону морально-правового прогресса или регресса того или иного общества.

   И Россия в этом смысле стала, по нашему мнению, в начале ХХ в. полигоном противоборства регрессивных и прогрессивных тенденций. С одной стороны, мы видим утверждение в философско-правовой мысли идеи свободы личности, концепции возрождения естественного права, идеи неприкосновенности прав личности, и с другой стороны, эти идеи в этот же период начинают приобретать такую известность, банальность, классовый оттенок, утрированность вплоть до принципа "все дозволено", что под их знаменем, лозунгами начинают совершаться новые насилия, растет ожесточенность общества, жестокость становится нормой в череде революций, реакций, войн. "Морально-правовой термометр", используя терминологию Сорокина, падает, свидетельствуя об уменьшении человеческой солидарности. Ибо в такие периоды раздора, конфликтов в обществе каждый стремится к выживанию, заботясь уже не о высших ценностях, а о естественных потребностях. Так как война и революция, объявляя прежние ценности предрассудками, "уничтожают те тормоза в поведении, которые сдерживают необузданное проявление чисто биологических импульсов", прививают "антисоциальные", "злостные акты", происходит "оголение" человека от всего костюма культурного поведения" (там же. С. 459).

   В такие периоды притупляются правовые убеждения и обостряются, по нашему мнению, правовые чувства. А когда  речь идет о чувствах, то колебания  являются более полярными и резкими. Именно такие колебания, шатания то влево, то вправо; то в сторону красных, то белых, и формируют конъюнктурное благожелательное поведение в соответствии с полезностью для каждого нового режима, порядка; благожелательное поведение, определяемое зависимостью от угрозы наказания.

   Результатом этого в России стала пассивная  благожелательность общества, так поражавшая нас в советском прошлом. Мы видим  здесь прямые аналогии, которые можно  провести между принципами благонадежности  российских подданных периода Российской империи XIX - начала ХХ в. и благожелательного поведения в Советской империи, привычкой к такому поведению, утверждаемой и насаждаемой то самодержавными реакционерами, то большевистскими и советскими доктринерами.

   Если  учесть критерий культурности и цивилизованности, справедливо выдвигаемый Сорокиным, и гласящий: "по мере роста культуры и цивилизации ограничивается число  караемых лиц" (там же С.218), то можно  свидетельствовать о характерном, по нашему мнению, для России историческом законе круговоротов, возвращения на круги своя - постоянной череде в веках то реакции, то застоя, то перестройки и это не случайно. Мы видим, что как только происходит сближение западной и российской цивилизации в истории, так разражается революция - промышленная, социальная, политическая. И чем резче, в короткие сроки происходит сближение, которое становится насаждением культуры, тем грубее, страшнее по своей силе трансформация общества и государства.

   В чем причина таких тенденций  и событий в истории России? Думается, причин несколько:

   1) Россия - цивилизация межпограничная, и попытка навязать приоритет западной цивилизации справедливо вызывала возмущение как следствие нарушенного правового чувства;

   2) вмешательство, навязывание, сила  как мужские начала в культуре всегда вызывали естественное сопротивление в женской по сути культуре России, вечным символом которой был и остается лик пресвятой Богородицы; культура для которой более свойственны пассивные, мирные средства, сладкая греза, а не решительный натиск;

   3) дрессирующая (по выражению Сорокина) роль права (источником которого  в России долгое время был  обычай) сформировала, привила как  неотъемлемое качество русского  человека его зависимость от  традиций, устоев, которые выше установлений  власти, сформировала привычное сознание в своем обязательном отличии, своей самобытности, исключительности, при этом не всегда высшего уровня.

   А это чувство особости, своеобразия  могло объяснить любые коллизии в отечественной истории, как  негативные, так и позитивные; а способность поддержать самобытность и особость стала критерием легитимности политики и самодержцев, и вождей, и президентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Основные положения  социологических концепций Питирима  Сорокина

2.1.Становление теоретических воззрений

Становление теоретических  воззрений Сорокина происходило  под влиянием теорий таких русских  ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Академик Л.И. Абалкин также рассматривает творчество Питирима Сорокина «…через призму своеобразия традиций и преемственности российской школы как экономической мысли, так и обществоведения.» Масштабы России веками учили думать глобально, перспективно,… это заложено в корнях российской мысли. Посмотрите работы Кондратьева, Сорокина, Леонтьева, и вы узнаете этот макровзгляд. Здесь отложилось и то, что было уникально присуще России и, пожалуй, только ей, которая была и остается единственной великой евразийской страной, сочетающей ценности восточной культуры и западного рационализма…Это ее судьба и ее школа» Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени //СОЦИС. 1999. №7, с.139..

Еще в России Сорокин познакомился с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее - Зиммеля.

Необходимо учитывать  также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.

Все эти условия  в совокупности не могли не оказать  влияние на его работы и труды  русского периода, которые, как утверждает большинство исследователей наследия Сорокина, содержат в себе многие темы, версии и направления работ американского периода творчества ученого. Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский периоды нецелесообразно и не вполне справедливо, так как «…его научное творчество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы, им перенесенные». Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19 - 20 веков. М.: Онега, 1995, с.257

Основанием для  такой позиции является прежде всего видение структуры социологического знания Сорокина («смутный абрис социологической науки»), которое почти безо всяких изменений он сохранит на долгие годы.

2.2.Система  социологии П.Сорокина

Структуру социологических  знаний Сорокин описывает  в 1 томе своей «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему Сорокин П.А. Система социологии. Т 1, с.56. Однако, более лаконично, предметно и кратко, на мой взгляд, он описывает эту структуру в уникальной программе преподавания социологии (это была первая советская программа такого рода), составленная в 1919 году.

С точки зрения Сорокина, предметом социологии выступает  межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую  и практическую. Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

1) «… на социальную  аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество., с.531 Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически,… во-вторых, изучаемых … с точки зрения их строения» Сорокин П.А. Система социологии, Т 1, с.56;

2) «…на социальную  механику, изучающую социальные  силы и социальные процессы».  Она делится на 3 части: 

«…1 часть: учение о раздражителях человеческого  поведения и факторах социальных процессов…

2 часть… ставит  задачей изучение не сил, а  процессов, совершающихся в среде  данного населения… здесь изучаются  все важнейшие «физиологические  процессы, данные в среде любой  социальной группы… 

3 часть…изучает  механику социальных процессов  на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти…

Эти три части  «Социальной механики» исчерпывают  «физиологию общества», т.е. учение о социальных процессах». Сорокин  П.А. Человек. Цивилизация. Общество., с.532 - 533

3)»… на социальную  генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений» там же, с.531 «… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса) Сорокин П.А. Система социологии, Т 1.

Практическая  социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для  борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни… для наилучшего использования социально-психической энергии» Там же..

Информация о работе Социологические взгляды Питирима Сорокина