Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:35, доклад
Организации в России
Научно-исследовательские институты
Институт социологии РАН
Институт социально-политических исследований РАН
Имеет более 200 опубликованных научных трудов, из них около 50 монографий, словарей, справочников и учебных пособий. Из них: «Социология» в 3 томах (1998—2003), «Культурология» (2000—2003) и ряд других.
Татья́на Ива́новна Засла́вская (родилась 9 сентября 1927 в Киеве) — российский социолог, экономист и политолог, академик РАН, доктор экономических наук.
Образование
В 1943 поступила в МГУ сначала на физический, а затем на экономический факультет, который окончила в 1950. Затем окончила аспирантуру Института экономики АН СССР, в 1956 защитила кандидатскую диссертацию. В 1965 защитила докторскую диссертацию, в 1968 была избрана членом-корреспондентом по отделению экономики и по сибирскому отделению Академии наук, а в 1981 — действительным членом Академии наук. Звание академика в то время в СССР имели всего 200 человек, среди которых — 5 женщин.
Научная деятельность до 1988
С 1950 по 1963 работала в Институте экономики АН СССР. В 1963 по приглашению А. Г. Аганбегяна переехала в Новосибирский Академгородок, чтобы работать в команде молодых и талантливых ученых, которые в то время там собрались в рамках Института экономики и организации промышленного производства (ИЭ и ОПП) СО АН. В 1967 возглавила отдел социальных проблем в этом институте. Отдел под ее руководством со временем стал одним из ведущих социологических коллективов нашей страны и получил широкую известность за рубежом.
Один из авторов концепции ликвидации так называемых «неперспективных деревень», поддержанной А. Н. Яковлевым. Эту деятельность Т. И. Заславской критиковал В. В. Жириновский в 1995 году. [1]
Созданная Т. И. Заславской Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) признана одним из влиятельных течений в российской общественной науке 60-90-х годов, оказавшим существенное воздействие на развитие социологии в советский период, и, в частности, на институционализацию экономической социологии как самостоятельной научной дисциплины. Импульс, данный новосибирскими учеными, способствовал количественному и качественному росту экономико-социологических исследований в 90-годы. В это время НЭСШ становится общепризнанной «родиной» отечественной экономической социологии, а возникновение и функционирование этой школы признано важной вехой в развитии российской социологической мысли. Уже к началу нового века школа объединила несколько поколений ученых, проживающих в Новосибирске, Москве, Барнауле и др. Многие из них прошли путь от студентов и аспирантов Т. И. Заславской до докторов наук — авторов новых концепций, теорий, научных направлений.
В 1983 подготовила доклад «О совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии», который удалось размножить лишь под грифом «для служебного пользования». Уже через несколько месяцев он был опубликован в США и ФРГ под названием «Новосибирский манифест» и был воспринят Западом как первая ласточка, возвещавшая о начинающейся в СССР «весне». В СССР же все экземпляры «новосибирского манифеста», равно как и подготовительные материалы автора, были изъяты КГБ.
Научная деятельность после 1988
В 1988 возвратилась в Москву для организации Всесоюзного центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которым руководила до 1992. До 2003 года была почетным президентом ВЦИОМ.[2][3] После ухода из ВЦИОМ команды Юрия Левады — член правления Левада-Центра,[4] председатель редколлегии журнала «Вестник общественного мнения».
С 1993 является сопрезидентом Междисциплинарного академического центра социальных наук «Интерцентр». Профессор, заведующая кафедрой методологии общественных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН) Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Важным направлением научной деятельности Интерцентра являлось проведение (с 1993) ежегодных сессий международного симпозиума «Куда идет Россия?..», постоянным Президентом которого была Т. И. Заславская.[5] Участие в нем представителей разных наук (историков, правоведов, социологов, экономистов, политологов, культурологов, философов и др.) способствовало интеграции общественных наук, формированию междисциплинарного, более глубокого осмысления посткоммунистических трансформационных процессов. Выходившие под редакцией Т. И. Заславской междисциплинарные научные сборники «Куда идет Россия?..» стали своего рода хрестоматией по современным проблемам и перспективам развития российского общества.[6]
Область научных интересов: методология социальных наук, общая и экономическая социология, институциональная экономика, теории посткоммунистических трансформационных процессов.
Президент Российской социологической ассоциации АН. Член учредительного совета газеты "Московские новости".
Научные регалии
Член Академии Европы, Академии Европейского Средиземноморья, почетный член Польской Академии наук, доктор философии Оберлинского колледжа, Джорджтаунского и Пенсильванского университетов (США), университета Хельсинки (Финляндия), член Международного социологического института. Лауреат премии им. Карпинского (Фонд Тёпфера, 1989, ФРГ) и Демидовской премии (Демидовский фонд, 2000, Россия, Екатеринбург). Основатель Новосибирской экономико-социологической школы.
Политическая деятельность
В 1989 избрана народным депутатом
СССР (до 1991), была членом комиссии Верховного
Совета СССР по труду, ценам и социальным
вопросам, входила в состав Межрегиональной
депутатской группы. В 1990—1992 являлась членом Высшего консультативно-
Труды
Основные направления современной социологии
В 1960-е гг. начинается современный
этап развития социологии. Ее состояние
характеризуют следующие
Потребность таких общетеоретических изысканий была обусловлена тем, что период 1970—1980-х гг. стал эпохой телекоммуникативной революции, охватившей все сферы жизни общества и заставившей исследователей по-новому взглянуть на целый ряд, казалось бы, традиционных проблем. Меняются сами принципы социальной организации: происходит переход от жестко централизованных структур власти к горизонтальному принципу ее организации.
На современном этапе
трансформации российского
В связи с этим встала проблема формирования новой парадигмы социологии, которая не замыкалась бы на исключительно социологическом инструментарии, а попыталась создать новую картину социальной реальности. Данное стремление нашло свое выражение в концепциях постиндустриального, информационного, постэкономического, посткапиталистического, постмодернистского общества.
Все эти концепции рассматривают современное общество как качественно новое образование, определяющими постулатами которого являются: трудовое индустриальное общество в ходе социально-экономического развития преодолено постиндустриальным обществом, последнее отрицает первое; главной ценностью и фактором развития современного общества является информация; система материального производства утрачивает первостепенную роль в системе общественного производства; деятельность человека на современном этапе определяется не только выгодой, пользой или интересом: появляется новый тип рациональности, мотивационных механизмов, ценностей.
Современная социологическая наука все больше обращается к истории, психологии и философии. Этот процесс характеризует общее состояние науки: в настоящее время наблюдается интеграция научного знания, которая привела к появлению междисциплинарных исследований и новых научных дисциплин, таких, как экономическая и политическая социология, политическая география и др.
Несмотря на разнообразие школ и направлений современной социологии, отчетливо проявляются две основные тенденции: позитивистская и понимающая социология. В числе основных направлений и школ современной социологии можно выделить следующие: теоретическую социологию; историческую социологию; феноменологическую социологию и структурный функционализм; теорию модернизации; критическую теорию, символический интеракционизм и этнометодологию; социографию и социобиологию; французскую социологическую школу; дюркгеймовскую социологическую школу и др.