Социологические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:35, доклад

Описание работы

Организации в России
Научно-исследовательские институты
Институт социологии РАН
Институт социально-политических исследований РАН

Работа содержит 1 файл

Социологические организации.docx

— 122.17 Кб (Скачать)

Социологические организации

Организации в  России

Научно-исследовательские  институты

  • Институт социологии РАН
  • Институт социально-политических исследований РАН

Исследовательские центры

  • Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
  • Левада-Центр (Аналитический центр Юрия Левады).
  • Исследовательский центр портала Superjob.ru
  • Служба изучения общественного мнения «Vox Populi».
  • Фонд «Общественное мнение».
  • Центр консервативных исследований
  • Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ)
  • Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ, директор Воронков В. М.)
  • Центр социального прогнозирования и маркетинга (ЦСПиМ), директор Шереги)

Ассоциации и  общества

  • Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1916—1922, 1993—).
  • Российское общество социологов (1989—).
  • Содружество профессиональных социологов (1993—).
  • Гильдия исследователей общественного мнения и рынка (1997—).
  • Российская социологическая ассоциация (2003—).
  • Союз социологов России (2007—).

Профессиональные  журналы

  • Вестник общественного мнения
  • Мониторинг общественного мнения
  • Социологические исследования
  • Социологический журнал
  • Социология:4М (Социология: методология, методы, математические модели)
  • Журнал социологии и социальной антропологии
  • Вестник Института социологии

Социологическое образование

  • Новосибирский Государственный Университет — Экономический факультет, кафедра общей социологии
  • Социологический факультет МГУ
  • Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет - социологический факультет
  • Российский Государственный Социальный университет
  • Государственный университет — Высшая школа экономики
  • Европейский университет в Санкт-Петербурге
  • Факультет социологии Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН). Декан В. А. Ядов
  • Центр социологического и политологического образования Института социологии РАН
  • Воронежский государственный университет − Исторический факультет, Кафедра социологии и политологии
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет — факультет журналистики и социологии, Кафедра социологии
  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена — факультет социальных наук, кафедра истории и теории социологии
  • Вятский Государственный Гуманитарный Университет — факультет философии и культурологии, кафедра философии и социологии
  • Государственный Университет Министерства Финансов Российской Федерации

Организации в  других странах

Ассоциации и  общества

  • Международная социологическая ассоциация
  • Социологическая ассоциация Украины

Профессиональные  журналы

  • Американский журнал социологии
  • Американский журнал экономики и социологии

Всероссийский центр изучения общественного мнения

 

ВЦИОМ

Тип

Открытое акционерное общество

Год основания

1987

Расположение

Москва, Россия

Ключевые фигуры

Валерий Фёдоров — директор, Константин Абрамов, Максим Муссель, Степан Львов

Сфера деятельности

социологические и маркетинговые  исследования, опросы общественного  мнения,

Слоган

Знать - значит побеждать!

Веб-сайт

http://www.wciom.ru


Всеросси́йский це́нтр изуче́ния обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года — Всесоюзный) — старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году.

Описание

Старейшая на постсоветском  пространстве социологическая компания (образована в 1987 году постановлением президиума ВЦСПС и Госкомтруда СССР как Всесоюзный Центр Изучения Общественного Мнения, с 1992 — Всероссийский. ВЦИОМ проводит маркетинговые, социальные и политические исследования полного цикла — от разработки концепции и инструментария до подготовки аналитических отчетов и презентации результатов.

Исследования проводятся как на региональном, так и на общефедеральном уровне, а также  за рубежом. Существуют партнерские  связи и ведутся исследования как на пост-советском пространстве, так и в странах ЕС, в Японии, Китае и т. д. Среди партнеров и заказчиков исследований Центра — ведущие российские и зарубежные компании, ВУЗы, государственные институты: Международный комитет Красного Креста, Программа развития ООН, Администрация Президента РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная антимонопольная служба РФ, Издательский дом «КоммерсантЪ», Reuters, NATO (Бюро НАТО в Москве), Госдепартамент США, НИУ-ВШЭ, РГСУ, Роснефть, РУСАЛ, Samsung, Intel и т. д.

ВЦИОМ является членом ряда международных профессиональных сетей (Intersearch, Евразийский монитор и т. п.) и в своих исследованиях руководствуется стандартами и нормами ESOMAR[1].

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения, издает свой научный  журнал («Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены») [2], руководит работой собственной кафедры в НИУ-ВШЭ и исследовательским центром при РГСУ, а также регулярно проводит заседания собственного Научно-экспертного совета, в который входят ведущие социологи страны.

По данным «Медиалогии»[3], ВЦИОМ — лидер среди российских социологически служб по цитируемости в СМИ. Материалы на основе исследований ВЦИОМ выходят в ведущих российских и зарубежных средствах массовой информации (Reuters, Financial Times, Bloomberg, BBC, КоммерсантЪ, Ведомости и др).

ВЦИОМ был федеральным  государственным унитарным предприятием, в 2003 году оно было акционировано[4].

Структура и сотрудники

Центральный офис ВЦИОМ находится в Москве. Филиалы  компании работают во всех 7 федеральных  округах страны. В московском офисе  компании работает более 70 специалистов в области социологии, маркетинга, политологии, финансов, психологии, статистики. Руководит Центром Валерий Фёдоров. В 2011 году Председателем Совета директоров избран Юрий Войцеховский.

Среди сотрудников  компании — доктора и кандидаты наук, выпускники ведущих российских и зарубежных ВУЗов (Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, Венской и Московской дипломатических академий, Высшей школы экономики и др.). Собственная сеть интервьюеров насчитывает около 5000 человек. Ведущие департаменты компании включают:

  • Дирекция по развитию
  • Дирекция по коммуникациям
  • Управление социально-политических исследований
    • Отдел политических исследований
    • Отдел социальных исследований
  • Управление исследований для бизнеса

Исследования ВЦИОМ

На региональном и общефедеральном уровнях, на постсоветском пространстве и в странах «дальнего зарубежья» ВЦИОМ проводит исследования по 3 основным направлениям:

  • политика (электоральные исследования, мониторинг удовлетворенности властью),
  • социальная сфера (образование, медицина, семья, жилищно-коммунальные услуги, борьба с коррупцией),
  • бизнес (финансы и страхование, рынок недвижимости, развитие товарных и корпоративных брендов, развитие корпоративной репутации, экспертиза товарных знаков, рынок информационных технологий, медиаизмерения, индустрия спорта, автомобильный рынок) и т. п.

ВЦИОМ регулярно  выступает в роли координатора и  исполнителя международных исследовательских  проектов для зарубежных и российских заказчиков — как в России, так и за рубежом, среди которых, UNDP, US State Department, NATO и др. С 2004 года Центр активно участвует в построении системы регулярных социологических исследований на постсоветском пространстве (в рамках деятельности агентства «Евразийских монитор» [5], одним из учредителей которого является ВЦИОМ — наряду с социологическими службами других бывших республик Советского Союза).

В работе используется широкий спектр исследовательских  техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т. п.). Среди методов обработки информации — как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т. п. Еженедельно проводятся опросы населения по общероссийской репрезентативной выборке (1600 человек в 140 населенных пунктах 42 регионов России).

Некоторые проекты ВЦИОМ за последние 5 лет

  • Изучение представлений россиян о российской элите. (заказчик — «Коммерсантъ. Издательский Дом») 2008 г.
  • Определение уровня общеизвестности товарного знака «В Контакте». (заказчик — ООО «В Контакте») 2008 г.
  • Определение уровня общеизвестности товарного знака «Одноклассники». (заказчик — ООО «Одноклассники») 2008 г.
  • Изучение отношения населения к реформе электроэнергетики в контексте социально-политической ситуации, складывающейся в РФ. (заказчик — РАО «ЕЭС России») 2008 г.
  • Отношение населения г. Новомосковска к электронному опросу избирателей через Интернет. (заказчик — РЦОИТ при ЦИК РФ) 2008 г.
  • Причины распространения этнического экстремизма и ксенофобии в молодежной, в том числе студенческой среде. (заказчик — Министерство регионального развития РФ) 2008 г.
  • Восприятие населением перспектив гражданского общества в России и факторов их определяющих. (заказчик — Госудсрственный Университет — Высшая Школа Экономики) 2008 г.
  • Выявления количества потенциальных переселенцев и эффективности их информирования о ходе реализации Государственной программы, прогнозирования динамики миграционных процессов в европейском регионе. (заказчик — МИД РФ) 2008 г.
  • Экзит-поллы (опросы на выходе) на парламентских и на президентских выборах РФ. (заказчик — ОАО «Первый канал») 2007—2008 г.
  • Социальная адаптация людей с ВИЧ+ статусом: оценка ситуации в сфере здравоохранения, образования и сфере занятости. (Программа развития ООН) 2007 г.
  • Изучение межнациональных взаимоотношений по результатам общероссийских опросов. (Институт диаспоры и интеграции) 2007 г.
  • Изучение условий предпринимательской среды, оценка взаимодействия бизнеса и власти (по оценкам предпринимателей). (РСПП) 2007—2008 гг.
  • Исследование уровня доверия к СМИ среди россиян. (Аппарат Общественной палаты РФ) 2007 г.
  • Отношение населения России к судебным органам. (Аппарат Общественной палаты РФ) 2007 г.
  • Социологические исследования по вопросам недобросовестной конкуренции. (Федеральная Антимонопольная Служба) 2007 г.
  • Факторы и перспективы развития футбола в России (Фонд «Национальная академия футбола») 2006 г.
  • Исследование восприятия НАТО россиянами. (НАТО) 2006 г.
  • Анализ и оценка ситуации восприятия населением явления коррупции в государственном секторе РФ. (Программа развития ООН и Счетная палата РФ) 2006 г.
  • Инвестиционное поведение населения и информированность о системе страхования вкладов. (Агентство по страхованию вкладов) 2005—2006 гг.
  • Условия функционирования малого предпринимательства в регионах России. (ОПОРА России) 2004—2006 г.
  • Синдицированное исследование корпоративной репутации 10 крупнейших компаний России. Дважды в год, начиная с 2004 г.
  • Мониторинг основных показателей социальных настроений жителей стран постсоветского пространства. Участники: ведущие социологические службы 14 стран постсоветского пространства. Дважды в год, начиная с 2003 г. — в рамках проекта «Евразийский монитор»[6]

 Научная и преподавательская деятельность

ВЦИОМ имеет статус научного учреждения. Кроме того, в  Центре действует научно-экспертный совет, в который входят известные  российские социологи, политологи, философы и историки. С 1993 года ВЦИОМ издает собственный научный журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены». Журнал выходит 6 раз в год и с 2009 года находится в открытом доступе (как архив, так и свежие номера [7]). В редколлегии «Мониторинга» (полностью обновившейся в 2003 году) — ведущие отечественные социологи (сотрудники Российской Академии Наук, МГУ, РГСУ, ГУ—ВШЭ, ГфК-Русь и др.

На социологическом  факультете Высшей школы экономики  действует (с 2008 года) кафедра ВЦИОМ, а в РГСУ — научно-исследовательский центр ВЦИОМ (с 2008 года). ВЦИОМ проводит конкурсы научных работ среди молодых учёных — социологов. Выплачивает стипендии наиболее талантливым студентам-социологам.

Центр регулярно  издает авторские и коллективные монографии, посвященные состоянию  общественного мнения в России. Среди  последних: «От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян» (2007), «Политическая Россия: предвыборный путеводитель-2007», «Политический словарь нашего времени» (2006), «Россия на перепутье второго срока» (2005).[8]). Сотрудники ВЦИОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.

Коллективом ВЦИОМ  ведется архив, в котором представлены исследования общественного мнения начиная с 1992 года. Так, в базе данных ВЦИОМ «Архивариус» — [9] результаты опросов общественного мнения «Экспресс» с 1992 года по настоящее время, а в расширенном тематическом архиве [10] — есть функции углубленного поиска в архиве Центра.

История

Рождение. Первый в России институт изучения общественного мнения. 1987 г.

Постановление о  создании ВЦИОМ (тогда ещё «всесоюзного») было принято на июльском совещании ЦК КПСС 1987 года. Учредителями были ВЦСПС и Госкомтруда СССР. Первым руководителем центра стала Татьяна Заславская, академик. Её заместителем — Борис Грушин. По словам Заславской, образцом при создании центра для неё был Институт демоскопии в ФРГ, возглавляемый Э. Ноэль-Нойман. В 1987—1988 годы благодаря организаторским усилиям Грушина была развёрнута сеть социологических центров в республиках СССР и регионах России. Это позволило в ноябре 1988 года провести первые массовые опросы по репрезентативным выборкам взрослого населения страны, через год исследования велись уже на систематической основе. В августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа»[11], [12].

Информация о работе Социологические организации