Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:35, доклад
Организации в России
Научно-исследовательские институты
Институт социологии РАН
Институт социально-политических исследований РАН
В 1988 году во ВЦИОМ пришёл работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным, Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».
В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.
В 1994, 1999 и 2003 годах прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады.[13][14] 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.
В то же время появившийся на заре перестройки ВЦИОМ, по точному определению Алексея Левинсона, «сыграл роль материнского роя, от которого отделялись возникавшие семьи, новые агентства по изучению общественного мнения и рынка.»[15] Так, в августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа»[11] В 1991 году на базе коллектива ВЦИОМ была основана одна из ведущих маркетинговых служб современной России — компания КОМКОН[16]. В 1992 году от ВЦИОМа отделился ФОМ, изначально созданный как подразделение центра для привлечения средств благотворительных организаций, а в 2003 году был создан ВЦИОМ-А, впоследствии переименованный в Левада-Центр.
С самого основания
ВЦИОМ был государственной
«Он [Левада] хочет представить собственное отстранение как разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович пытается представить свое увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим».[17]
Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ вслед за Юрием Левадой и создали службу «ВЦИОМ-А». В начале 2004 года Федеральная антимонопольная служба РФ, запретило прежнему коллективу использовать название «ВЦИОМ-А» и название журнала «Мониторинг общественного мнения», оставив это право за ОАО «ВЦИОМ». В результате этого решения организация «ВЦИОМ-А» была переименована в Левада-Центр. Также стали одновременно издаваться два журнала: «Мониторинг общественного мнения» — во ВЦИОМ, прежний коллектив «Мониторинга» стал издавать «Вестник общественного мнения». В одном из интервью первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская, возглавившая правление Левада-Центра, так отозвалась о произошедших переменах:
«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд».[18]
ВЦИОМ продолжил
вести исследовательские
Приоритетной сферой исследования ВЦИОМа сегодня являются политические настроения населения, отношение к органам власти всех уровней, их решениям, инициативам и программам. Кроме органов власти, ВЦИОМ по-прежнему проводит исследования по заказам крупнейших российских коммерческих компаний и общественных объединений[19]. Появились и новые направления исследований, в частности компания стала уделять больше внимания социальной ситуации в стране, а также маркетинговым и международным исследованиям.
Так с 2003 года ВЦИОМ проводит еженедельные построения индексов социального самочувствия [20]. Эмпирической базой для расчёта индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные еженедельных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по респрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 42 областях, краях и республиках России в 140 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).
С 2003 года бОльшее значение приобрели исследования и на постсоветском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» [21] и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами — ведущими социологическими компаниями этих государств.
Появились новые
регулярные проекты: Состояние делового
климата в России, Индекс свободы
слова в российских регионах, Состояние
высшего профессионального
Новая, более прикладная и прагматичная фокусировка исследовательских программ ВЦИОМ выразилась и в смене девиза Центра: вместо прежнего «От мнения — к пониманию» (Ю.Левада) им стал: «Знать — чтобы побеждать!»
В адрес компании порой звучат обвинения со стороны тех, кто является объектом её исследований. Так, лидер КПРФ, Геннадий Зюганов критически отзывается об объективности и корректности исследований Центра: «Я считаю, что это недобросовестное исследование», — заявил Председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов, оценивая по просьбе СМИ опубликованные результаты исследования ВЦИОМ по проблеме Мавзолея В. И. Ленина (по данным этого исследования россияне высказываются за перезахоронение тела Ленина на кладбище). [22].
ВЦИОМ также обвиняют в «особых» отношениях с Кремлём. Наиболее известный скандал такого рода связан с публикацией в журнале «The New Times» осенью 2007 года серии материалов о коррумпированности ВЦИОМа и манипуляциях, применяемых в исследованиях центра в угоду Администрации Президента РФ [23]. ВЦИОМ обратился в суд с иском к журналу «The New Times», и после десятимесячного рассмотрения в сентябре 2008 года суд признал «несоответствующими действительности» опубликованные сведения о том, что центр имеет «специальные коммерческие отношения» с Кремлем, и обязал журнал опубликовать опровержение [24], а журналистку, писавшую статьи, суд обязал выплатить небольшой штраф.
Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи из ВЦИОМ по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определённые ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен», и «пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы.[24] Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.
Левада-Центр | |
Тип |
Автономная некоммерческая организация |
Год основания |
2003 (1987) |
Расположение |
Москва, Россия |
Ключевые фигуры |
Лев Гудков — директор, Алексей Гражданкин, Борис Дубин, Марина Красильникова, Алексей Левинсон, Юрий Полетаев, Людмила Хахулина |
Сфера деятельности |
опросы общественного мнения, социологические исследования, маркетинговые исследования |
Слоган |
От мнений — к пониманию |
Веб-сайт |
http://www.levada.ru |
Левада-Центр (Аналитический Центр Юрия Левады) — российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя российского социолога Ю. А. Левады (1930—2006).
Сотрудники центра продолжают программы исследований, разработанные ими в рамках ВЦИОМ. Издают журнал «Вестник общественного мнения» (с 1993 по 2003 год редакторский коллектив «Вестника» создал и издавал журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» — по названию одной из основных исследовательских программ, разработанных под руководством академика Татьяны Заславской).
Центр поддерживает
партнёрские связи с
Ведущие сотрудники Левада-Центра — постоянные участники конференций и круглых столов фонда «Либеральная миссия», Московского Центра Карнеги, Горбачёв-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук и «Интерцентра» (симпозиум «Пути России»), общественного центра им. А. Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов. Статьи, интервью и комментарии экспертов центра регулярно появляются в отечественных и зарубежных СМИ: Коммерсантъ, Ведомости, Новая газета, The Economist, The Wall Street Journal, The New York Times и др., в научных и общественно политических изданиях России: «Pro et Contra», «Отечественные записки», «Общественные науки и современность», «The New Times», «Индекс/Досье на цензуру», Огонёк, Новая газета и др.
Левада-Центр включен в список независимых аналитических центров Европы, представленный Freedom House.[4] Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia.[5] Совместно с Левада-Центром на Радио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода».[6]
В центре работает около 60 человек. С 2003 по 2006 гг. директором был Юрий Левада. В декабре 2006 года на эту должность избран Лев Гудков. Татьяна Заславская — член правления Левада-Центра, председатель редакционного совета журнала Вестник общественного мнения. Основными исследовательскими отделами являются:
Коллектив специалистов
центра был образован в 1987—1989
В 2003 году сотрудники, не согласившись со сменой руководства (совет директоров ВЦИОМ, состоящий из представителей государства, отправил Юрия Леваду в отставку), покинули ВЦИОМ, перейдя в созданный ими негосударственный центр исследования общественного мнения «ВЦИОМ-А».[12] После того как Федеральная антимонопольная служба РФ запретила использовать это название (а также название журнала), организация была переименована в Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр).[13][14]
Некоторые завершенные исследования: