Социологические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:35, доклад

Описание работы

Организации в России
Научно-исследовательские институты
Институт социологии РАН
Институт социально-политических исследований РАН

Работа содержит 1 файл

Социологические организации.docx

— 122.17 Кб (Скачать)

В 1988 году во ВЦИОМ пришёл работать Юрий Левада, вместе со своими учениками Львом Гудковым, Борисом Дубиным, Алексеем Левинсоном и др., где сначала был руководителем отдела теоретических исследований, а в 1992 году возглавил организацию. В 1989 году под его руководством была проведена первая волна исследования «Человек Советский».

 «Первый среди новых». 1992—2003 гг.

В 1993 году под руководством академика Татьяны Заславской была разработана и запущена стержневая исследовательская программа ВЦИОМ «Мониторинг социально-экономических перемен», суть которой заключалась в проведении регулярных общероссийский опросов общественного мнения. В том же году был издан первый номер журнала «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены», в котором первоначально публиковались результаты исследования «Мониторинга», но потом формат журнала был расширен до сборника аналитических статей.

В 1994, 1999 и 2003 годах  прошли 2-я, 3-я и 4-я волна исследования «Советский человек» (Homo Soveticus) под руководством Ю. Левады.[13][14] 5-я волна исследования была проведена в 2008 году сотрудниками Левада-Центра.

В то же время появившийся  на заре перестройки ВЦИОМ, по точному  определению Алексея Левинсона, «сыграл роль материнского роя, от которого отделялись возникавшие семьи, новые агентства по изучению общественного мнения и рынка.»[15] Так, в августе 1989 года Борис Грушин покинул ВЦИОМ и организовал собственную организацию по изучению общественного мнения «Глас Народа»[11] В 1991 году на базе коллектива ВЦИОМ была основана одна из ведущих маркетинговых служб современной России — компания КОМКОН[16]. В 1992 году от ВЦИОМа отделился ФОМ, изначально созданный как подразделение центра для привлечения средств благотворительных организаций, а в 2003 году был создан ВЦИОМ-А, впоследствии переименованный в Левада-Центр.

2003 год. Конфликт

С самого основания  ВЦИОМ был государственной социологической  компанией. Так, в 1987 учредителями Центра были ВЦСПС и Госкомтруда СССР, затем (в 1998 г.) Центр был перерегистрирован как федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), а в августе 2003 решением Министерства имущественных отношений ФГУП ВЦИОМ было преобразовано в ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения». Как и прежде 100 % собственником организации оставалось государство. Совет директоров компании, состоящий из представителей акционера — государства, принял решение сменить руководителя Центра (Юрия Леваду), [16] который возглавлял компанию в 1992—2003 гг. На его место был назначен молодой политолог Валерий Фёдоров. Претензиями к Леваде, по словам нового руководителя, были: «застой в научной сфере»[17] и то, что при нём были «незаслуженно забыты» исследования «социальной ситуации в стране, проблемы бедности, безработицы, занятости, рынка труда, эмиграции».[16] Одной из главных задач Валерия Фёдорова на посту директора, по его собственным словам, было сохранение исследовательского коллектива ВЦИОМ:

«Он [Левада] хочет представить  собственное отстранение как  разрушение ведущего социологического центра России. Заверю, что такого разрушения не произойдет. К сожалению, Юрий Александрович  пытается представить свое увольнение как массовый исход из ВЦИОМа. Мы, разумеется, этого не допустим».[17]

Однако, сотрудники (Лев Гудков, Борис Дубин, Людмила Хахулина, Алексей Левинсон, Марина Красильникова, научные и технические работники) покинули ВЦИОМ вслед за Юрием Левадой и создали службу «ВЦИОМ-А». В начале 2004 года Федеральная антимонопольная служба РФ, запретило прежнему коллективу использовать название «ВЦИОМ-А» и название журнала «Мониторинг общественного мнения», оставив это право за ОАО «ВЦИОМ». В результате этого решения организация «ВЦИОМ-А» была переименована в Левада-Центр. Также стали одновременно издаваться два журнала: «Мониторинг общественного мнения» — во ВЦИОМ, прежний коллектив «Мониторинга» стал издавать «Вестник общественного мнения». В одном из интервью первый директор ВЦИОМа академик Татьяна Заславская, возглавившая правление Левада-Центра, так отозвалась о произошедших переменах:

«Левада-центр — это все те люди, которые работали во ВЦИОМе, это журнал, это архив, все проведенные исследования. Все то, что называется сегодня ВЦИОМом, это, по существу, самозванство. Это просто украденный бренд».[18]

ВЦИОМ сегодня. 2003—2009 гг.

ВЦИОМ продолжил  вести исследовательские программы, начатые прежним коллективом, и  издавать журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (прежний редакторский коллектив с 2003 года продолжил работу во вновь созданном журнале «Вестник общественного мнения»).

Приоритетной сферой исследования ВЦИОМа сегодня являются политические настроения населения, отношение  к органам власти всех уровней, их решениям, инициативам и программам. Кроме органов власти, ВЦИОМ по-прежнему проводит исследования по заказам крупнейших российских коммерческих компаний и  общественных объединений[19]. Появились и новые направления исследований, в частности компания стала уделять больше внимания социальной ситуации в стране, а также маркетинговым и международным исследованиям.

Так с 2003 года ВЦИОМ  проводит еженедельные построения индексов социального самочувствия [20]. Эмпирической базой для расчёта индексов, лежащих в основе динамических рядов, служат данные еженедельных Экспресс-опросов, проводимых ВЦИОМ по респрезентативной общероссийской выборке (с учетом квот по полу, возрасту, образованию и территориальному районированию Госкомстата) в 42 областях, краях и республиках России в 140 населенных пунктах (количество респондентов 1600 человек).

С 2003 года бОльшее значение приобрели исследования и на постсоветском пространстве. В 2003 году компания стала одним из учредителей исследовательского агентства «Евразийский монитор» [21] и к 2009 году проводит регулярные опросы населения в 14 государствах бывшего СССР (в сотрудничестве с коллегами — ведущими социологическими компаниями этих государств.

Появились новые  регулярные проекты: Состояние делового климата в России, Индекс свободы  слова в российских регионах, Состояние  высшего профессионального образования  в России и др.

Новая, более прикладная и прагматичная фокусировка исследовательских  программ ВЦИОМ выразилась и в  смене девиза Центра: вместо прежнего «От мнения — к пониманию» (Ю.Левада) им стал: «Знать — чтобы побеждать!»

Критика

В адрес компании порой звучат обвинения со стороны  тех, кто является объектом её исследований. Так, лидер КПРФ, Геннадий Зюганов  критически отзывается об объективности  и корректности исследований Центра: «Я считаю, что это недобросовестное исследование», — заявил Председатель ЦК КПРФ Г. А. Зюганов, оценивая по просьбе СМИ опубликованные результаты исследования ВЦИОМ по проблеме Мавзолея В. И. Ленина (по данным этого исследования россияне высказываются за перезахоронение тела Ленина на кладбище). [22].

ВЦИОМ также обвиняют в «особых» отношениях с Кремлём. Наиболее известный скандал такого рода связан с публикацией в журнале «The New Times» осенью 2007 года серии материалов о коррумпированности ВЦИОМа и манипуляциях, применяемых в исследованиях центра в угоду Администрации Президента РФ [23]. ВЦИОМ обратился в суд с иском к журналу «The New Times», и после десятимесячного рассмотрения в сентябре 2008 года суд признал «несоответствующими действительности» опубликованные сведения о том, что центр имеет «специальные коммерческие отношения» с Кремлем, и обязал журнал опубликовать опровержение [24], а журналистку, писавшую статьи, суд обязал выплатить небольшой штраф.

Однако, что касается обвинений в том, что «при проведении опросов социологи из ВЦИОМ по заданию различных партий используют так называемые формирующие вопросы, то есть вопросы, которые наводят на строго определённые ответы», суд отказался удовлетворить претензии ВЦИОМа. Суд решил: «Довод заявителя, что проведенные ВЦИОМ опросы не имели формирующего характера, неоснователен», и «пресс-выпуск ВЦИОМ № 771 от 18.09.2007 года, на который имеется ссылка в исковом заявлении, свидетельствует об обратном», — говорится в постановлении Арбитражного суда Москвы.[24] Судебное решение в этой связи было оспорено заявителем, и расследование по делу продолжается.

Левада-Центр

 

Левада-Центр

Тип

Автономная некоммерческая организация

Год основания

2003 (1987)

Расположение

Москва, Россия

Ключевые фигуры

Лев Гудков — директор, Алексей Гражданкин, Борис Дубин, Марина Красильникова, Алексей Левинсон, Юрий Полетаев, Людмила Хахулина

Сфера деятельности

опросы общественного мнения, социологические  исследования, маркетинговые исследования

Слоган

От мнений — к пониманию

Веб-сайт

http://www.levada.ru


Левада-Центр (Аналитический Центр Юрия Левады) — российская негосударственная исследовательская организация. Центр регулярно проводит собственные и заказные социологические и маркетинговые исследования и является одной из крупнейших российских организаций в своей области. Центр носит имя российского социолога Ю. А. Левады (1930—2006).


Описание организации

Сотрудники центра продолжают программы исследований, разработанные ими в рамках ВЦИОМ. Издают журнал «Вестник общественного мнения» (с 1993 по 2003 год редакторский коллектив «Вестника» создал и издавал журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» — по названию одной из основных исследовательских программ, разработанных под руководством академика Татьяны Заславской).

Центр поддерживает партнёрские связи с региональными  исследовательскими центрами на территории России, центрами изучения общественного  мнения в странах СНГ и Балтии. Партнеры и заказчики центра — международные институты, российские и иностранные компании, исследовательские, образовательные и некоммерческие организации, в том числе UNICEF, UNDP, ILO, WHO, World Bank, Сбербанк России, Федеральное агентство по образованию РФ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, ГУ-ВШЭ, другие российские и зарубежные университеты, Общественная палата РФ и др.[1]. Ведущие сотрудники Левада-Центра являются членами международных профессиональных ассоциаций ESOMAR[2], ОИРОМ.[3]

Ведущие сотрудники Левада-Центра — постоянные участники конференций и круглых столов фонда «Либеральная миссия», Московского Центра Карнеги, Горбачёв-Фонда, общества «Мемориал», публичных лекций «Полит.ру», Московской высшей школы социальных и экономических наук и «Интерцентра» (симпозиум «Пути России»), общественного центра им. А. Д. Сахарова, Ходорковских чтений, международных конференций и симпозиумов. Статьи, интервью и комментарии экспертов центра регулярно появляются в отечественных и зарубежных СМИ: Коммерсантъ, Ведомости, Новая газета, The Economist, The Wall Street Journal, The New York Times и др., в научных и общественно политических изданиях России: «Pro et Contra», «Отечественные записки», «Общественные науки и современность», «The New Times», «Индекс/Досье на цензуру», Огонёк, Новая газета и др.

Левада-Центр включен  в список независимых аналитических  центров Европы, представленный Freedom House.[4] Данные Левада-Центра были использованы при составлении The Economist Special Report on Russia.[5] Совместно с Левада-Центром на Радио Свобода еженедельно выходит передача «Общественное мнение: граждане России у микрофона Радио Свобода».[6]

Рейтинги

  • По данным Рейтингового агентства ЭКСПЕРТ за 2008 год Левада-центр входит в ТОП-30 ведущих исследовательских компаний России.[7]
  • В июле 2009 года Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» обнародовала результаты пятой волны ежегодного исследования «Рейтинг исследовательских компаний — 2008», в котором Левада-Центр занял второе место.[8]

Структура

В центре работает около 60 человек. С 2003 по 2006 гг. директором был Юрий Левада. В декабре 2006 года на эту должность избран Лев Гудков. Татьяна Заславская — член правления Левада-Центра, председатель редакционного совета журнала Вестник общественного мнения. Основными исследовательскими отделами являются:

  • Отдел социально-политических исследований (руководитель — Борис Дубин);
  • Отдел изучения доходов и потребления (руководитель — Марина Красильникова);
  • Отдел качественных исследований (руководитель — Алексей Левинсон);
  • Отдел социально-экономических исследований (руководитель — Людмила Хахулина);
  • Отдел маркетинговых исследований (руководитель — Юрий Полетаев).

История

Коллектив специалистов центра был образован в 1987—1989 годах под руководством Татьяны Заславской, Бориса Грушина, Валерия Рутгайзера и Юрия Левады до 2003 года работал во ВЦИОМе.[9][10] Татьяна Заславская возглавляла ВЦИОМ в 1987—1992 годах, Юрий Левада — в 1992—2003 годах.[11]

В 2003 году сотрудники, не согласившись со сменой руководства (совет директоров ВЦИОМ, состоящий  из представителей государства, отправил Юрия Леваду в отставку), покинули ВЦИОМ, перейдя в созданный ими негосударственный центр исследования общественного мнения «ВЦИОМ-А».[12] После того как Федеральная антимонопольная служба РФ запретила использовать это название (а также название журнала), организация была переименована в Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр).[13][14]

Исследования

Некоторые завершенные исследования:

  • «Homo Soveticus» («Советский человек»). К сегодняшнему моменту создана обширная эмпирическая база, включающая результаты пяти волн исследования 1989, 1994, 1999,[15] 2003[16] и 2008[17] годов.
  • Мониторинг электоральных предпочтений россиян во время парламентских и президентских избирательных кампаний в 1993, 1995—1996, 1999—2000, 2003—2004, 2007—2008 гг.
  • «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», по заказу Международной организации труда и Министерства труда США, 2005[18]
  • «Молодежь России», 2005—2007[19]
  • «Западные ценности и демократия», 2006. [20]
  • «Проблемы элиты в современной России». Три волны исследования 2005—2006 годов. При поддержке Фонда «Либеральная Миссия» [21][22][23]
  • «Отношение населения к реформе милиции», 2007 [24]
  • «Европейский проект школьных исследований по алкоголю и наркотикам. ESPAD—2007»[25][26]
  • «Российский „средний класс“», 2008. [27][28]
  • «Мнение ВИЧ-положительных матерей об опыте получения медицинской и социальной помощи», по заказу UNICEF, 2008. [29]
  • «Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы.», 2008. По заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. [30]
  • «Российские мифы», 2008.[31][32]
  • «Информированность российских граждан о деятельности правоохранительных органов», 2008 [33]
  • «Проблема качества образования и установка на постоянное образование в современной России», 2009. На средства президентского гранта. [34]
  • «Мониторинг выборов в Московскую городскую Думу в октябре 2009 года»[35]
  • «Медико-психологические проблемы и социальная адаптация ВИЧ-положительных подростков», 2009 для ЮНИСЕФ [36]
  • «Историческая память», 2009, для Центра стратегических и международных исследований (CSIS) при поддержке Фонда Фонда[37]
  • «Развитие нанотехнологий в России», 2010, для РОСНАНО [38]
  • «Россия как страна-донор», 2011, для Всемирного банка и Министерства Финансов РФ [39]
  • «Перспективы гражданского общества в России», при поддержке NED 2011 [40][41][42]

Информация о работе Социологические организации