Социологические организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:35, доклад

Описание работы

Организации в России
Научно-исследовательские институты
Институт социологии РАН
Институт социально-политических исследований РАН

Работа содержит 1 файл

Социологические организации.docx

— 122.17 Кб (Скачать)

Текущие (наиболее значимые):

  • Международная программа социальных исследований International Social Survey Program" (ISSP), начиная с 1991 года. [43]
  • New Russia Barometer, совместно с Centre for the Study of Public Policy (University of Strachclyde, University of Aberdeen), начиная с 1991 года. [44]
  • Международные исследования Inra Hooper/ RSW /NOP-World/ GfKNOP, начиная с 1991 года
  • Мониторинг социальных и экономических перемен, один раз в два месяца, начиная с февраля 1993 года
  • Регулярное участие в международных исследованиях World Public Opinion. [45]
  • Индекс потребительских настроений (ИПН)
  • Индекс социальных настроений (ИСН) [46]
  • Индекс финансовых настроений (ИФН, совместно с Центром макроэкономических исследований Сбербанка России) [47]

 

 
"Социологический журнал" - профессиональное издание для социологов.  
Издается с 1994 г. Выходит 4 раза в год - поквартально, тираж 500 экз. Журнал входит в перечень рецензируемых периодических изданий, утвержденный Высшим аттестационным комитетом РФ для опубликования результатов кандидатских и докторских диссертаций по социологии. "Социологический журнал" библиографируется и аннотируется в международных указателях и справочниках сериальных изданий по общественным наукам.

"Социологический  журнал" создан в 1994 г. доктором философских наук, профессором Г.С. Батыгиным (1951-2003). Во вступительной статье "Журнал социологов для социологов" к первому номеру издания, Батыгин писал: "По существу журнал начинает жить тогда, когда обнаруживает в себе силу диктовать правила игры редакторам. Придут новые люди и подчинятся журналу. Тогда можно будет сказать, что он обрел самодостаточность идеи. Если же этого не произойдет, издание угаснет столь же незаметно, как возникло". В том, что журнал до сих пор выходит в свет - большая заслуга его создателя, чья программа помогла изданию "обрести самодостаточность идеи".

Цель издания журнала - воспроизводство международных стандартов социологического знания, социологического образования, норм внутренней экспертизы в профессиональном сообществе, интеграция высшего образования в систему формирующегося гражданского общества, осуществление научной коммуникации в сфере общественных наук и социально-гуманитарного образования в России и за рубежом.

В числе постоянных научных разделов - теория, методология и история социологии, результаты массовых опросов и монографических исследований, обзоры новейшей отечественной и зарубежной литературы по социологии и т.д. 

Публикуются как оригинальные статьи отечественных и зарубежных авторов, так и переводы классических и современных западных работ. Редакция старается придерживаться правила, о котором писал Г.С. Батыгин: "Десятки разделов содержат рубрикаторы библиографических указателей по социологии и, коль скоро журнал не предпологает ограничивать свою программу одной из узких социологических специальностей, на его полосах должно быть по возможности представлено все, чем занимаются социологи". Ограничения здесь только такие - качество научных статей и несоответствие профилю или формату журнала. Его ключевая задача - не только воспроизводить образцы знания, считающиеся нормативными, но и по возможности создавать их.

Важное место  в политике журнала отводится обновлению социологического образования в России - обеспечению научных сотрудников и преподавателей общественных наук, студентов и аспирантов профильных вузов методическими материалами, публикациями результатов оригинальных исследований вовсех областях социологии, смежных дисциплинах. В журнале систематически публикуются списки новейшей учебной и научной литературы на русском и английских языках, составляемые на основе международных библиографических баз данных OCLC и Proquest по главным направлениям междисциплинарных исследований в социальных науках; ведется экспертиза и отбор научной и учебной литературы для включения в рекомендательные списки для использования в учебном процессе.

Главный редактор - В.А. Ядов 
Заместители главного редактора: Л.А. Козлова, М.А. Мануильский

Социологический журнал. 2011. №1.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

М.В. Масловский. Советская модель модерна в исторической социологии Йохана Арнасона с. 5

В статье представлено формирование социологической концепции  Й. Арнасона, выделены ее теоретические источники; раскрыты особенности его подхода к исследованию обществ советского типа, охарактеризованы основные положения анализа советской модели модерна.

Ключевые слова: историческая социология, советское общество, модерн, цивилизация, Й. Арнасон.

Й. Арнасон. Коммунизм и модерн / Пер. с англ. М.В. Масловского с. 10

Статья посвящена  теоретическому анализу советской  модели модерна. Выделяются основные интерпретации  модерна в социологической теории. Рассмотрены формирование советской  версии модерна, процессы социальной интеграции и дифференциации, кризисные явления  в обществах советского типа. Проанализированы глобальная динамика советской модели, различные пути ее трансформации.

Ключевые слова: коммунизм, модерн, цивилизация, глобальная динамика, кризис, транзит.

К.С. Дивисенко. (Авто)биографический нарратив как коммуникативное действие и репрезентация жизненного мира с. 36

Одной из основных категорий теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса выступает жизненный мир. В статье рассматриваются структура жизненного мира, его конституирование в процессе социального взаимодействия, а также репрезентация жизненного мира в биографическом нарративе. (Авто)биографию можно рассматривать как одну из форм коммуникативного действия, что позволяет обогатить теоретико-методологические позиции биографического метода в социологии. Эти теоретические идеи могут быть рассмотрены как соединение большой теории и микроанализа социального взаимодействия и использованы в качестве методологической основы эмпирических социологических исследований.

Ключевые слова: биографический нарратив, жизненный мир, коммуникативное действие, система, Ю. Хабермас. 

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О.С. Грязнова, В.С. Магун. Базовые ценности российских и европейских учителей с. 53

На основе данных «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey), собранных в 1990-е гг., сравниваются базовые ценности российских учителей и их европейских коллег из 27 стран. Сравнение показало, что средний российский учитель крайне высоко ценит безопасность и, напротив, крайне низко ценит возможность наслаждаться жизнью и получать удовольствие. Еще по четырем ценностям российские учителя смещены к одному из краев европейского ценностного спектра: они чаще опережают других европейцев по важности личного успеха, богатства и власти, а также послушания и следования традициям, и, напротив, чаще отстают по приверженности ценностям самостоятельности, равенства, толерантности, помощи окружающим, сохранения природы. Установлено ценностное сходство россиян и представителей ряда стран, близких к России по уровню экономического и политического развития. Ценностные особенности отечественных учителей (совпадающие, как показано, с особенностями российского населения в целом) резко отличаются от распространенных идеологических стереотипов и интерпретируются авторами как культурные барьеры, препятствующие успешному функционированию и развитию российского общества.

Ключевые слова: базовые ценности, ценностная типология Ш. Шварца, межстрановые сравнения, учителя. 

 

С.Г. Давыдов, Т.А. Немудров. Потребители медиа: опыт типологизации с. 74

Описываются результаты применения новой методики для сегментации  потребителей медиа в двух репрезентативных всероссийских опросах, проведенных институтом «ГфК-Русь» в 2009 г. В основу методики положены три измерения: всеядность – разборчивость, традиции – инновации, социальное потребление – изолированное потребление. В результате кластерного анализа (метод K-средних) выявлены и охарактеризованы шесть устойчивых групп: инноваторы, разборчивые, интересующиеся, потребители «мыла», средние потребительски ориентированные и средние социально ориентированные.

Ключевые слова: аудитория, сегментация, потребление медиа, кластерный анализ.

СОЦИОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

О.Н. Яницкий. Социология глазами несоциологов с. 82

В статье рассматриваются  теоретико-методологические и прикладные проблемы восприятия и использования  социологического знания несоциологами: специалистами естественных наук, другими учеными-гуманитариями, а также теоретиками и практиками социального активизма. Делается вывод, что социолог призван не только облегчать междисциплинарную и межорганизационную коммуникацию, добиваясь взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между учеными и гражданскими активистами, но и стараться направлять ее на цели модернизации, перехода страны в фазу «общества знаний». Методологически это означает превращение социолога в инсайдера, а технологически — его участие в поддержании междисциплинарного диалога, в создании сетевого механизма для соединения научного, экспертного и активистского знания.

Ключевые слова: знание научное и локальное, естественные науки, социология, социальный активизм, гражданское общество, Россия.

ЭССЕ

А.М. Никулин Народнический сюжет постсоветского нарратива с. 102

Через реконструкцию  биографии одного сельского респондента  предпринято историко-социологическое  сравнение современных сельских проблем и социальных типов с  их дореволюционными народническими аналогами  в ситуациях формальных и неформальных конфликтов, определяющих моральное  и аморальное поведение членов местного сельского сообщества.

Ключевые слова: неформальная экономика, семейная экономика, сельская экономика, социально-экономическая дифференциация, народничество, кулак, местное самоуправление, историческая социология, рефлексивность, качественные методы исследования.

Ядов, Владимир Александрович

Владимир Александрович Ядов

 
Владимир Ядов в марте 2011 года

Дата рождения:

25 апреля 1929 (82 года)

Место рождения:

Ленинград, СССР

Страна:

 СССР/  Россия

Научная сфера:

социология

Место работы:

Институт социологии РАН,Государственный университет гуманитарных наук

Альма-матер:

Санкт-Петербургский государственный университет

Известен как:

социолог, специалист в области социологии труда и экономической социологии


Владимир Александрович Ядов (25 апреля 1929, Ленинград, СССР) — известный российский социолог.

 

 

Краткая биография и описание деятельности

Окончил ЛГУ. В конце 50-х годов организовал лабораторию социологических исследований при ЛГУ, которая впервые в СССР стала изучать трудовую мотивацию и ценностные ориентации. С 1988 по 2000 директор Института социологии РАН. С 2000 — декан факультета социологии Государственного академического университета гуманитарных наук.

Ведущий российский социолог, специалист в области социологии труда и экономической социологии, автор первого в России учебника по методологии социологического исследования: «Стратегия социологического исследования»[1]. Этот учебник до сих пор является базовым для социологических факультетов в России.

Занимал руководящие  посты в Международной социологической ассоциации, Международном институте социологии, Европейской ассоциации экспериментальной психологии, возглавлял Российское общество социологов, Институт социологического образования Российского центра гуманитарного образования, работал в качестве эксперта международных и российских научных фондов, председателя Диссертационного совета, члена Высшего аттестационного комитета РФ.

Член международного редакционного совета журнала «Личность. Культура. Общество».

Работы В. А. Ядова

  • «Стратегия социологического исследования» (12 мб)
  • Человек и его работа в СССР и после/ Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 485 с.
  • Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности/ В. А. Ядов. — 3-е изд., испр. — Москва: Омега-Л, 2007. — 567 с. — (Университетский учебник). — ISBN 5-365-00446-9. — ISBN 978-5-365-00446-7.
  • Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности
  • Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций для студентов магистратуры по социологии. Изд. второе, исправл. и дополн. — СПб.: Интерсоцис, 2009. — 138 с. («Социополис»: Библиотека современного социогуманитарпого знания)

 

 

 

Альберт Ива́нович Кра́вченко (род. 13 декабря 1949) — российский социолог.

Окончил Московский государственный университет. С 1978 в Институте социологии РАН, с 1984 научный консультант, редактор журнала «Социологические исследования». Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии организаций социологического факультета МГУ, главный научный сотрудник Института социологии РАН. Специалист в области теории, методологии и истории социологии, социологии менеджмента, экономической социологии и социологии труда, а также социологии культуры и культурологии [1].

Информация о работе Социологические организации