Социо-культурная деятельность с пожилыми людьми как направление социальной работы, на примере Белгородской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Социо-культурная деятельность понятие и специфика………………….6
Понятие социо-культурная деятельность в контексте социальной работы……………………………………………………………………….6
Специфика социальной работы с пожилыми людьми…………………..15
Содержание социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в РФ………………………………………………………….…..21
Формы и методы социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в Российской Федерации……………………………………………………21
2.2 Региональный опыт социо-культурной работы с пожилыми людьми в Белгородской области……………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

социокультурная деятельностьс пожилыми людьми, как направление социальной работы.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

    2.2  Региональный опыт социо-культурной работы с пожилыми людьми в Белгородской области 

      В последние годы происходят значительные изменения в общественной жизни  государства, что влечет за собой  повышение роли общественности.

      Сегодня общественные организации начинают занимать все более активные позиции, и реально влиять на общественную жизнь страны. Гражданская активность общества постоянно и неуклонно оказывает воздействие на многие структуры государства.

      В городе Белгороде работа с пожилыми людьми имеет два важных аспекта: социальная помощь, социальная защита; использование потенциала самих пожилых граждан в решении социальных вопросов, вовлечение их в активную жизнь городского сообщества.

      Мониторинг, проведенный специалистами управления социальной защиты населения среди  граждан старше 55 лет, показал, что многие из них еще полны энергии, у них большой жизненный и трудовой опыт и есть желание приносить пользу обществу.

      В связи с этим возникла необходимость  в разработке городской программы "Совершенствование условий для  самореализации граждан пожилого возраста на 2007 - 2010 годы", в рамках которой предусматривается вовлечение жителей Белгорода в общественную жизнь городского сообщества для решения социальных проблем.[19]

      Объектом  данной программы являются граждане, проживающие в г. Белгороде, входящие в возрастную группу от 55 лет и старше.

      Целью программы является вовлечение ресурсов гражданского общества для решения  социальных проблем путем вовлечения граждан пожилого возраста в активную социальную жизнь городского сообщества. В рамках программы предусматривается решение следующих задач:

      - поддержка и развитие добровольческого  движения среди граждан пожилого  возраста, формирование системы  эффективной работы пожилых людей  путем их объединения и координации  деятельности общественных организаций  города;

      - укрепление здоровья пожилых  людей;

      - расширение социального кругозора  пожилых людей, обмен знаниями  и опытом, вовлечение в работу  с молодежью;

      - придание деятельности пожилых  людей общественно-значимого # характера путем вовлечения в социальную жизнь города, организация содержательного досуга.[19]

Программа имела конечные результаты:        1. Создание условий,  обеспечивающих пожилым гражданам активную  деятельность,  почет и уважение в обществе.      2. Увеличение   числа  пенсионеров,  занятых социально-значимой деятельностью.           3. Повышение роли общественных организаций в жизни городского сообщества.

     4. Снижение   социальной    напряженности  в городе,  дополнительная  помощь  нуждающимся гражданам.

     5. Развитие  системы  культурного  досуга для пожилых граждан".

     6. Охват    мероприятиями    программы  40 % граждан пожилого возраста.

      Анализ развития системы социального обслуживания в муниципальном образовании позволяет выделить основные функции адаптивного управления МУ «Центр социального обслуживания населения на дому» г. Белгорода применительно к социально незащищенным гражданам: информационно-аналитическая (анализ социально-демографической ситуации, создание банка данных о нуждающихся в помощи, фиксация видов и размеров оказываемой помощи); программно-целевая (разработка и реализация программ социального обслуживания пожилых и инвалидов); координационная (взаимоувязка деятельности администрации, хозяйствующих субъектов и общественных объединений); ресурсная (финансовое, материальное и кадровое обеспечение); контрольно-учетная (оценка качества социального обслуживания).[20]     Старшему поколению нужна не только материальная поддержка, пожилые люди должны чувствовать себя востребованными, участвовать в общественной жизни, — отметил Евгений Савченко. В областном центре для этого сделано немало.            Губернатор дал оценку опыту Белгорода в организации работы с пенсионерами, назвав его образцовым. "Необходимо обобщить этот опыт, чтобы он был распространен в целом по области", — отметил глава региона.  Речь идет о целевой городской программе, разработанной администрацией Белгорода. Ее цель – создать условия для самореализации граждан пожилого возраста, дать возможность старшему поколению активно участвовать в общественной жизни города. Одна из составляющих этой программы — Школа общественной активности – уникальный проект совмещения учебы, отдыха и оздоровления пенсионеров.      «Мне очень импонирует опыт Белгорода в этом направлении. Школой общественной активности сегодня руководит замечательная женщина, ветеран – Лидия Петровна Хворостяная. Пожилые люди востребованы. Они собираются вместе, объединяются в кружках по интересам, решают проблемы, активно участвуют в общественной жизни города, являются членами Советов территорий. И все это при активной и мощной поддержке городских властей», — отметил на встрече с журналистами губернатор Евгений Савченко.[19]           Белгородская областная Дума выступила с обращением к органам местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области использовать опыт столицы региона по созданию условий для самореализации граждан пожилого возраста.       Как сообщает служба информации администрации города Белгород, в областном центре решению задачи по самореализации пожилых горожан уделяется особое внимание. К примеру, в 2006 году была разработана программа "Совершенствование условий для самореализации граждан пожилого возраста на 2007-2011 годы". В её рамках на базе оздоровительных лагерей успешно работает Школа общественной активности граждан пожилого возраста, где ежегодно проходят обучение 500 человек.[19]   Во время учебных занятий, в которых принимают участие представители структурных подразделений администрации Белгорода, слушатели получают информацию, необходимую для дальнейшей общественной деятельности. Из слушателей Школы общественной активности в 27 округах областного центра сформированы 27 Активов пожилых граждан, члены которых входят в Советы территорий. Кроме того, выпускники Школы участвуют в организации деятельности территориального общественного самоуправления, являются членами добровольческого движения "55+", председателями уличкомов, организаторами клубной работы, участниками городских мероприятий. Также слушатели Школы могут продолжить свое обучение в Университете "третьего возраста", где они получают теоретические и практические знания по курсу компьютерной грамотности, английскому языку, социальной психологии.[19]            Целью Программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.

      В рамках Программы предусматривается  решение следующих задач:

      - организация государственно-частных  учреждений (отделений) социального  обслуживания пожилых людей;

      - обеспечение личностно-ориентированного  подхода к предоставлению услуг  исходя из реальных потребностей;

      - совершенствование законодательства в сфере социального обслуживания в части регулирования участия родственников в уходе за пожилыми людьми;

      - формирование реестра потенциальных  клиентов учреждений социального  обслуживания из числа граждан  пожилого возраста;

      - предупреждение насилия над пожилыми гражданами;

      - духовное воспитание подрастающего  поколения, вовлечение их в  общественную жизнь, связь поколений;

      - стабилизация, улучшение состояния  здоровья и социально-бытовой  адаптации;

      - соблюдение гигиены и укрепление  здоровья;

      - приведение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами;

      - совершенствование функционирования  системы социальной защиты населения  области, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан в доступном и качественном социальном обслуживании на долгосрочную перспективу, развитие сети комплексных центров социального обслуживания населения;

      - обеспечение оперативного доступа  пожилых граждан и инвалидов к объектам инфраструктуры;

      - усиление социальной защищенности  граждан пожилого возраста и  инвалидов, совершенствование торговой  сети, реализующей товары первой  необходимости по льготным ценам;

      - поддержание жизнеспособности и  активности граждан пожилого возраста (клубная, кружковая, объединения и т.п.);

      - увеличение количества пожилых  граждан, участвующих в добровольческом  движении;

      - увеличение количества мероприятий,  проводимых совместно с организациями  ветеранов и инвалидов;

      - улучшение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста, повышение уровня жизни социальных работников, повышение престижа профессии;

      - повышение квалификации, а также  уровня профессиональной подготовки  специалистов системы социальной  защиты населения области;

      - активизация информационного взаимодействия со средствами массовой информации в вопросах социальной защиты пожилых людей.[18]

      Такая форма поддержки социальной активности пожилых людей позволяет придать  их деятельности общественно значимый характер, расширить кругозор, обменяться знаниями и опытом, а главное, она способствует формированию образа активного старения и долголетия среди граждан, преодолению стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов.            Необходимо отметить, что с 2011 года в Белгороде стартует новая городская программа "Активное долголетие на 2011-2015 годы". Главная её цель – привлечь горожан пожилого возраста к активному участию в общественной работе и жизни города, создать условия для повышения уровня их жизни, социального благополучия и сохранения физического здоровья.              Сотрудниками МУ «Центр социального обслуживания населения на дому» г. Белгорода и Международной Федерацией обществ Красного Креста проведено исследование среди граждан пожилого возраста с целью выявления их нужд и потребностей. Проведенное исследование показало, что главными проблемами лиц пожилого возраста являются правовая безграмотность, невозможность отстаивать свои интересы и социальная изоляция. Пожилые люди хотят знать, что нужно делать, чтобы продлить полноценную жизнь, как защитить себя от недугов, снимать стрессы. Многие из них желают быть социально активными, заметными и замеченными окружающими, молодёжью и властными городскими структурами.   Областная долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011 - 2013 годы" разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.[1]

      Возраст - наиболее объективный фактор, влияющий на функциональную зависимость и, соответственно, на потребность в заботе, направленной на сохранение стабильности социального  самочувствия, ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности  пожилых граждан.

      Проблемы  социальной адаптации и поддержки  людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют  применения новых подходов к их решению.

      Изменение социального статуса человека в  старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

      Наиболее  острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям, составным элементом которой является оказание социальной помощи на дому.[8., c.67]

      В связи с этим организация, координация  и методическое обеспечение работы служб социальной помощи на дому занимают ведущее место в деятельности управления социальной защиты населения  Белгородской области.

      По  состоянию на 01 января 2011 года в области проживает 360 тыс. чел. старше 55 - 60 лет (23,5 процента от общего количества населения - 1 530,1 тыс.).

      Сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые  услуги на дому. Во всех муниципальных  районах и городских округах области для оказания социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам создана развитая сеть учреждений, состоящая из 124 учреждений (отделений) социального обслуживания на дому. Как показывает практика, указанная форма социального обслуживания остается востребованной среди населения: на учете состоит более 15 тыс. человек, из которых 40 процентов находятся в возрасте от 60 до 74 лет, 90 процентов являются инвалидами.[19]

      Очередность на помещение в стационарные учреждения системы социальной защиты населения, а также учреждения (отделения) нестационарного типа в настоящее время отсутствует.

      Ключевая  роль в процессе эффективного управления в сфере социального обслуживания на дому принадлежит нормативно-правовому  обеспечению.

      Анализ  ситуации в сфере предоставления социальных услуг показывает, что на сегодняшний день имеются некоторые проблемы в организации деятельности служб социальной помощи на дому, кроме того, назрела необходимость совершенствования методов их деятельности.

Информация о работе Социо-культурная деятельность с пожилыми людьми как направление социальной работы, на примере Белгородской области