Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.
Введение………………………………………………………………………….2
Социо-культурная деятельность понятие и специфика………………….6
Понятие социо-культурная деятельность в контексте социальной работы……………………………………………………………………….6
Специфика социальной работы с пожилыми людьми…………………..15
Содержание социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в РФ………………………………………………………….…..21
Формы и методы социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в Российской Федерации……………………………………………………21
2.2 Региональный опыт социо-культурной работы с пожилыми людьми в Белгородской области……………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………………..59
2.2
Региональный опыт социо-культурной работы
с пожилыми людьми в Белгородской области
В последние годы происходят значительные изменения в общественной жизни государства, что влечет за собой повышение роли общественности.
Сегодня общественные организации начинают занимать все более активные позиции, и реально влиять на общественную жизнь страны. Гражданская активность общества постоянно и неуклонно оказывает воздействие на многие структуры государства.
В городе Белгороде работа с пожилыми людьми имеет два важных аспекта: социальная помощь, социальная защита; использование потенциала самих пожилых граждан в решении социальных вопросов, вовлечение их в активную жизнь городского сообщества.
Мониторинг,
проведенный специалистами
В
связи с этим возникла необходимость
в разработке городской программы
"Совершенствование условий
Объектом данной программы являются граждане, проживающие в г. Белгороде, входящие в возрастную группу от 55 лет и старше.
Целью программы является вовлечение ресурсов гражданского общества для решения социальных проблем путем вовлечения граждан пожилого возраста в активную социальную жизнь городского сообщества. В рамках программы предусматривается решение следующих задач:
-
поддержка и развитие
- укрепление здоровья пожилых людей;
-
расширение социального
- придание деятельности пожилых людей общественно-значимого # характера путем вовлечения в социальную жизнь города, организация содержательного досуга.[19]
Программа имела конечные результаты: 1. Создание условий, обеспечивающих пожилым гражданам активную деятельность, почет и уважение в обществе. 2. Увеличение числа пенсионеров, занятых социально-значимой деятельностью. 3. Повышение роли общественных организаций в жизни городского сообщества.
4. Снижение социальной напряженности в городе, дополнительная помощь нуждающимся гражданам.
5. Развитие системы культурного досуга для пожилых граждан".
6. Охват мероприятиями программы 40 % граждан пожилого возраста.
Анализ
развития системы социального обслуживания
в муниципальном образовании позволяет
выделить основные функции адаптивного
управления МУ «Центр социального обслуживания
населения на дому» г. Белгорода применительно
к социально незащищенным гражданам: информационно-аналитическая
(анализ социально-демографической ситуации,
создание банка данных о нуждающихся в
помощи, фиксация видов и размеров оказываемой
помощи); программно-целевая (разработка
и реализация программ социального обслуживания
пожилых и инвалидов); координационная
(взаимоувязка деятельности администрации,
хозяйствующих субъектов и общественных
объединений); ресурсная (финансовое, материальное
и кадровое обеспечение); контрольно-учетная
(оценка качества социального обслуживания).[20] Старшем
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
-
организация государственно-
-
обеспечение личностно-
-
совершенствование
-
формирование реестра
- предупреждение насилия над пожилыми гражданами;
-
духовное воспитание
- стабилизация, улучшение состояния здоровья и социально-бытовой адаптации;
-
соблюдение гигиены и
- приведение условий проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами;
-
совершенствование
-
обеспечение оперативного
-
усиление социальной
-
поддержание жизнеспособности
-
увеличение количества пожилых
граждан, участвующих в
-
увеличение количества
- улучшение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста, повышение уровня жизни социальных работников, повышение престижа профессии;
-
повышение квалификации, а также
уровня профессиональной
- активизация информационного взаимодействия со средствами массовой информации в вопросах социальной защиты пожилых людей.[18]
Такая
форма поддержки социальной активности
пожилых людей позволяет
Возраст - наиболее объективный фактор, влияющий на функциональную зависимость и, соответственно, на потребность в заботе, направленной на сохранение стабильности социального самочувствия, ослабление негативных тенденций в жизнедеятельности пожилых граждан.
Проблемы социальной адаптации и поддержки людей пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.
Изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям, составным элементом которой является оказание социальной помощи на дому.[8., c.67]
В связи с этим организация, координация и методическое обеспечение работы служб социальной помощи на дому занимают ведущее место в деятельности управления социальной защиты населения Белгородской области.
По состоянию на 01 января 2011 года в области проживает 360 тыс. чел. старше 55 - 60 лет (23,5 процента от общего количества населения - 1 530,1 тыс.).
Сегодня у одиноких пожилых людей существует возможность получать социально-бытовые услуги на дому. Во всех муниципальных районах и городских округах области для оказания социальной помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам создана развитая сеть учреждений, состоящая из 124 учреждений (отделений) социального обслуживания на дому. Как показывает практика, указанная форма социального обслуживания остается востребованной среди населения: на учете состоит более 15 тыс. человек, из которых 40 процентов находятся в возрасте от 60 до 74 лет, 90 процентов являются инвалидами.[19]
Очередность на помещение в стационарные учреждения системы социальной защиты населения, а также учреждения (отделения) нестационарного типа в настоящее время отсутствует.
Ключевая
роль в процессе эффективного управления
в сфере социального
Анализ ситуации в сфере предоставления социальных услуг показывает, что на сегодняшний день имеются некоторые проблемы в организации деятельности служб социальной помощи на дому, кроме того, назрела необходимость совершенствования методов их деятельности.