Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.
Введение………………………………………………………………………….2
Социо-культурная деятельность понятие и специфика………………….6
Понятие социо-культурная деятельность в контексте социальной работы……………………………………………………………………….6
Специфика социальной работы с пожилыми людьми…………………..15
Содержание социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в РФ………………………………………………………….…..21
Формы и методы социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в Российской Федерации……………………………………………………21
2.2 Региональный опыт социо-культурной работы с пожилыми людьми в Белгородской области……………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………………..59
Тема:
Социо-культурная деятельность
с пожилыми людьми как
направление социальной
работы, на примере Белгородской
области
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2 Региональный
опыт социо-культурной работы
с пожилыми людьми в
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………..59
Введение
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы — эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира. Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне. По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку. В России, как и в других странах мира, социальная деятельность призвана обеспечить удовлетворение потребностей пожилых людей. Проблемы старшего поколения, в условиях демографического старения и обострения социально – экономических проблем, затрагивают не только людей «третьего возраста», но и оказывают влияние на жизнеспособность общества в целом. Проблема социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации особенно актуальна в настоящее время, так как социально - экономические реформы в России, связанные с кардинальными преобразованиями в сфере распределительных отношений и переходом к рынку, в корне изменили контекст социальных условий жизни граждан России. Рыночные отношения, утверждая логику конкурентной борьбы, оставляют в тени судьбы многих представителей социально уязвимых слоёв населения, порождают у них чувство неуверенности, тревоги, незащищенности. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социо-культурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, значительная часть пожилых людей обнаруживает «привыкание» к своему обособленному положению в обществе, что имеет негативные последствия для самих пожилых людей, и для их социального окружения. Человечество стареет, и это становится серьёзной проблемой влияющей на развитие сферы жизнедеятельности общества. Можно выделить четыре группы проблем, которые влечёт за собой старение современного общества. Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затрагивают такие характеристики, как показатель рождаемости, продолжительность жизни, а так же количество пожилых людей, распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений, уровень производительности труда. Во-вторых, затронута сфера социальных отношений. Происходят существенные изменения в структуре семейно-родственных отношений, в системе поддержки друг друга разных поколений, в структуре потенциальной занятости. В-третьих, изменение демографической структуры отражается на рынке труда, и в частности возникает необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте, изменение пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше мужчин, увеличение продолжительности срока начального и среднего образования, то есть происходят изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения. В-четвёртых, изменения функциональных способностей и состояние здоровья пожилых людей влечёт за собой серьёзные последствия для социальных служб: расширяется возможность пожилых людей функционально удерживать приобретённые знания, навыки, умения, а также возможность овладеть новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями, изменяется потребность в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг. Старение является неизбежным элементом развития, как отдельных людей, так и всего населения. Рост абсолютного и относительного числа лиц нетрудоспособного возраста ведёт к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население России. За последние десятилетия эта нагрузка в целом изменилась сравнительно мало, однако нагрузка детьми сократилась, а пожилыми возросла. Так если в 1959 году она составляла детьми 512, а пожилыми людьми-202, то в 2006 году соответственно 418 и 376. Иными словами, на троих трудоспособных приходится более двух человек старше трудоспособного возраста. Для системы социального обеспечения это означает рост расходов и снижение доходов, создаваемых за счёт экономически активного населения. В процессе реформирования системы социальной поддержки россиян кардинально меняются социально-экономические условия жизнедеятельности пожилых людей, что остро ставит проблему социальной адаптации к ним. Ставится вопрос о выборе новой стратегии поведения, готовности нести личную ответственность за своё жизнеобеспечение. Учитывая реальность ситуации демографического старения и обострения социально-экономической проблемы, которая складывается в Российской Федерации, учитывая динамику изменений в системе социального обслуживания пожилых граждан, следует принимать взвешенные решения и выявлять перспективные направления, для чего необходимо анализировать процессы реформирования системы социальной поддержки граждан пожилого возраста. Пожилые люди нуждаются в разносторонней поддержке, как со стороны государства, так и со стороны общественных организаций. Цель курсовой работы: выявить особенности современного состояния системы социо-культурной деятельности обслуживания пожилых людей и обозначить перспективы его развития. Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и специфику социо-культурной деятельности с пожилыми людьми, а также изучить содержание социо-культурной деятельности с пожилыми людьми и обобщить опыт социо-культурной деятельности с пожилыми людьми, на примере Белгородской области. Объектом данного исследования являются пожилые люди, старшее поколение (по определению федеральной целевой программы "Старшее поколение"), лица третьего возраста - граждане, достигшие установленного в Российской Федерации пенсионного возраста по старости (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет). Предметом исследования является развитие социокультурного статуса и повышение уровня социальной и культурной адаптации пожилых людей к социокультурному окружению как процесс приспособления к изменившимся условиям и целенаправленного освоения пожилыми людьми элементов этого окружения с целью удовлетворения собственных социальных и духовных потребностей и запросов, что достигается посредством приобретения соответствующих навыков в процессе специально организованной социокультурной деятельности. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что социальная работа с пожилыми людьми находится во всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В. Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан», хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей; система учреждений социального обслуживания. Методической базой исследования данной работы составили труды Беленькой И.Г., Красновой О.В., Холостовой Е.И., Сорвиной А.С., Курбатовой В.И, Альперовича В.Д.
Как известно, понятие "качество жизни", возникнув в 60-е годы прошлого столетия в контексте устойчивости человеческого бытия, впоследствии по предложению Римского клуба стало постоянно использоваться в научных исследованиях.
Деятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). Социокультурная деятельность охватывает широкий диапазон и является специфической областью профессионально-творческой деятельности.[5.,с. 35]
Социальная культура - это исторический опыт, память социальных общностей и их поколений в сфере социальных отношений, воспроизводства и развития социальных субъектов, норм и правил их поведения, взаимодействия и общения в тех или иных исторических условиях. Социальная культура - составной элемент общей культуры, всей духовной жизни общества, социального знания каждого субъекта. Она воплощает в себе социальную память и мудрость предшествующих поколений, является мощной защитной силой всего социума. Это особая социальная система, в рамках которой осуществляется деятельность индивидов и групп, реализующих свои потребности с учетом социо-культурных норм и технологий. [9.,c.24]
Одной из главных целей мирового сообщества, провозглашенных в Уставе ООН, является утверждение основных прав человека, достоинства и ценности человеческой личности. Азбучной истиной для демократических режимов является охрана прав наиболее уязвимых социальных слоев, к которым принадлежат престарелые люди. Реальным воплощением этих идей в жизнь занимаются люди одной из самых гуманных профессий, называемой — «социальная работа», а они сами именуются «социальными работниками».
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.[6.,c.35]
Изменение социального статуса человека в старости, вызвано прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентаций, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимость выработки особых подходов, форм и методов социо-культурной деятельности с пожилыми людьми. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому, а 90 лет и старше – это долгожители.[6.,c.35-36]
Важность повседневного внимания к решению социо-культурных проблем этой категории граждан возрастает в связи с тем, что в настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых людей практически одни и теже.
Смысл социо-культурной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта.
В научной литературе период пожилого возраста характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта, рядом новых свойств, не встречающихся на ранних этапах развития, описываемых зачастую с помощью теорий старения.
В работе Н.П. Щукиной «Самопомощь и взаимопомощь в работе с пожилыми людьми» исследуется проблема самопомощи и взаимопомощи, формы поддержки пожилых людей. Н.П. Щукина обращает внимание на то факт, что пожилой человек старается как можно дольше «стоять на своих ногах», а от социальных служб он ждёт не укрепления своей зависимости от общества, а помощи во включение его в ту сферу деятельности, где бы он мог реализовать свой потенциал. В этом случае мы считаем, что важно позитивное подкрепление проявлений активности, самопомощи пожилых людей профессионалами в лице работников социальных служб.[17.,c.14]
Работа Г.З. Козловой «Пенсионеры о себе» обращает на себя внимание острой проблемы людей пожилого возраста - самоопределение пенсионеров по различным сторонам их жизни в настоящее время. В основу этой работы положены результаты социологического исследования автора и документы исследований ВЦИОН. Большинству опрошенных пенсионеров приходится признавать, что одиночество стало существенной стороной их жизни. И в этой ситуации им стало тяжело справляться с трудностями самостоятельно.
Пожилые люди являются носителями сформировавшегося в истории России определенного типа личности, характерного для патерналистского общества. В современном российском обществе на смену патерналистской модели пришел процесс "запаздывающей модернизации со всеми вытекающими негативными последствиями". [5.,c.37] Несомненно, интересным фактом, обнаруженным автором, является значимость сохранения в образе жизни пожилых людей связи со своими детьми, "иногда очень тесной и теплой". Симптоматично, что у пожилых людей социо-культурного контекста Запада такой связи не обнаружено. Установленный автором факт – социо-культурный феномен. Он дает основание для продолжения поисков конструктивных механизмов, заложенных в исторически сложившемся российском самосознании. Именно на примере пожилых следует искать точки опоры для преодоления кризиса идентичности сознания. Монография Т.З. Козловой не только расширяет научное представление о самоопределении современных неработающих пенсионеров, но и намечает теоретические перспективы и исходные моменты концептуальных разработок, представляющих интерес не только для институтов социального обеспечения, но и для представителей мировоззренческих элит современной России.[5.,c.39]
Ко времени глубокой старости верх берет отчуждение. Нейл Смелзер выводит специальные коэффициенты зависимости пожилых людей от людей других возрастов. Причем установление хронологических границ не имеет смысла, так как вступление в каждый из этих этапов весьма индивидуален и не подчинен формальным возрастным нормам.
Человек должен готовить себя к пенсии так же, как готовил бы себя к любому другому важному событию. Планирование должно начаться в то время, когда человек еще работает. Он должен выработать правильное отношение к пенсии. Жизненно важно, что бы он смотрел на отставку с позиции увольняющегося, а не увольняемого. Таким образом, пенсионер будет иметь возможность относительно легко адаптироваться к новой социальной ситуации.
Появилась практическая необходимость в теоретическом обосновании процесса старения. Теории принадлежит решающая роль, ибо она интерпретирует и обобщает опыт, информацию и результаты наблюдений и помогает предвидеть будущее. Теоретические концепции берутся во внимание при проведении социальной политики в отношении пожилых людей.
Молодой человек делает студенческую карьеру, взрослый - экономическую карьеру, и если пожилой человек будет иметь возможность делать социальную карьеру, это обеспечит его работой, самоуважением и признанием общества. Это соответствует теории активности, которая говорит, что здоровье в пожилом возрасте зависит от активной умственной и физической деятельности и является контрмерой теории разъединения, согласно которой в пожилом возрасте наблюдается существенный спад деятельности и сокращение социального взаимодействия. Пожилой человек может и должен приносить пользу обществу. [13.,c.67]
Пожилой человек должен быть активным. Чтение, путешествия, посещение художественных музеев, и развитие новых талантов очень важны в пожилом возрасте. Хотя, несомненно, важно знать меру во всем, нельзя перетруждаться в пожилом возрасте.
Развиваясь, человек становится частью общества. У него есть семья, друзья, которые добавляют радости и полноты его жизни. Социальная жизнь стариков все более и более сужается из-за потери коллег по работе, смерти родственников, друзей и супругов, плохого здоровья, которое ограничивает их активность.
Социальные
потребности пожилых
Терапевтические модели, образующие фундамент социальной работы с пожилыми людьми должны удовлетворять трем принципам:
1) изучение индивида во внешней среде;
2)
понимание психосоциального
3)
учет социо-культурных
Концептуальные взгляды мирового сообщества на новую модель старости, место и роль пожилых людей в обществе получили концентрированное выражение в принципах ООН в отношении пожилых людей. С учетом более поздних дополнений 18 принципов собраны в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство.
В
соответствии с Федеральным Законом
«Об основах социального