Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:31, курсовая работа
Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Главные причины старения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.
Введение………………………………………………………………………….2
Социо-культурная деятельность понятие и специфика………………….6
Понятие социо-культурная деятельность в контексте социальной работы……………………………………………………………………….6
Специфика социальной работы с пожилыми людьми…………………..15
Содержание социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в РФ………………………………………………………….…..21
Формы и методы социо-культурной деятельности с пожилыми людьми в Российской Федерации……………………………………………………21
2.2 Региональный опыт социо-культурной работы с пожилыми людьми в Белгородской области……………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………55
Список использованной литературы…………………………………………..59
В 2000 году, в связи с принятием Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года, начата работа по уточнению основных положений Программы пенсионной реформы. Стратегическая задача и главная цель пенсионной реформы в новых условиях — повышение уровня пенсионного обеспечения населения и обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, с учетом предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации после 2015 - 2020 годов. На основе данных долгосрочного макроэкономического прогноза Минэкономразвития России и прогноза Пенсионного фонда Российской Федерации по финансовому обеспечению пенсионной реформы в Российской Федерации в 2000 году были подготовлены предложения по вариантам развития пенсионной системы на период до 2010 года. Продолжая такие инициативы Организации Объединенных Наций, как Венский международный план действий по проблемам старения, принятый Всемирной ассамблеей по проблемам старения в 1982 году и утвержденный Генеральной Ассамблеей в том же году, в своей резолюции 45/106 от 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей. [20] В 1991 году, через девять лет после принятия Плана, Генеральная Ассамблея приняла Принципы ООН в отношении пожилых людей (резолюция 46/91). В 2002 году вторая Всемирная ассамблея по проблемам старения приняла Мадридский международный план действий по проблемам старения с тем чтобы отреагировать на возможности и проблемы, связанные со старением населения в XXI веке, и содействовать развитию общества для всех возрастов. Правительством Российской Федерации в сентябре-октябре 2000 года рассмотрел эти варианты и одобрел сценарий, предусматривающий рост среднего размера трудовых пенсий в предстоящем десятилетии с 95% до 125— 140% прожиточного минимума пенсионера и допускающий введение ставки отчислений на накопительное финансирование трудовых пенсий, с ее поэтапным увеличением при одновременном снижении ставки единого социального налога на пенсионные цели. Указанные суммы должны зачисляться на именные счета граждан и с учетом полученного от их размещения дохода учитываться при исчислении размера трудовых пенсий. При этом пенсия будет состоять из двух частей: финансируемая за счет единого социального налога и накопительным методом. Доля накопительной пенсии составит в 2010 году 14 - 15% общего размера выплаты и к 2020 - 2030 годам - 50%. [20] В 2002 году вступили в силу новые пенсионные законы, подготовленные в соответствии с Программой пенсионной реформы в Российской Федерации: - «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; - «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; - «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Как социо-культурное явление благотворительность имеет в России свою историю и традиции, ознакомление с которыми представляет теоретическую и практическую ценность. Мировой опыт становления рыночных отношений, рыночной экономики свидетельствует о том, что два процесса: процесс рыночных реформ и процесс становления специфической социальной профессиональной деятельности, т.е. социальной работы, развиваются параллельно. Экскурс в историю практически всех стран с рыночной экономикой свидетельствует, что зарождение этого вида профессиональной деятельности началось с конца XIX — начала XX в., в период бурного роста рыночных отношений.[9.,c.67]
Сегодня уже не вызывает возражений утверждение, что социальная работа – важнейший феномен цивилизованного общества, роль и значение которого возрастают в связи с демографическими изменениями и увеличением числа престарелых, развитием рынка и ростом уровня безработицы, миграционными процессами и т.д. Сегодня наша страна находится в новой экономической обстановке, в новых социальных условиях, придающих социальной работе актуальность, жизненную необходимость. Прежде всего потому, что при осуществлении реформ проблемы социальной защиты человека стали приоритетными как в государственном масштабе, так и в масштабе области, района, города, отдельного предприятия или учреждения. Ведь успех рыночных преобразований прямо пропорционален эффективности системы социальной защиты и социальной работы с различными слоями и группами граждан. Между тем, несмотря на необходимость первоочередного внимания к нуждам и потребностям людей, выделяемые на социальную сферу материальные и другие ресурсы явно недостаточны. Поэтому большие надежды возлагаются на механизмы самофинансирования, страхования и благотворительности.
В настоящее время очень важно создать действенную систему социальной защиты населения, способную сгладить многие негативные последствия рыночных отношений, еще столь далеких от совершенства. Для этого необходимо продолжать соответствующую законотворческую работу, обеспечить дифференцированный подход к отдельным слоям и группам населения, создать социальные службы на различных уровнях, и с различной специализацией.
Таким
образом, социальная помощь и поддержка
пожилых людей – одно из важнейших
направлений социальной политики государства.
Но во многом эмоциональное состояние
представителей этой возрастной группы
зависит и от отношения к ним окружающих,
близких людей и людей незнакомых. Уважение
к старости, к заслугам и возрасту пожилого
человека – это показатель культуры общества.
Важной
задачей социальных работников, специалистов
по соц. работников, специалистов по соц.
работе является внедрения в свою
практическую деятельность хорошо зарекомендовавших
себя традиционных технологий и апробация,
применение инновационных технологических
процедур. В этой связи надо отменить,
что не следует отождествлять традиционные
технологии с рутинными. Последние характеризуется
набором не только устаревших, но и неэффективных
методов средств социального воздействия.
Неотъемлемым элементом инновационных
технологий соц. работы должна стать их
ориентация на овладения клиентом способностей
социального самообеспечения, социальной
самозащиты. Являлись деятельностью по
оказанию помощи людям в решении их проблем,
социальная работа принадлежит к числу
гуманных профессий. Подобно медицине,
имеющий своей целью избавлению людей
от болезней, или педагогике, направленной
на формирование человеческой личности,
она является практическим выражением
принципа гуманизма, согласно которому
высшей ценностью в обществе является
человек. Гуманность представляет собой
такое моральное качество, которое характеризует
отношение социальных работников к их
клиентам.[12.,c94]
Как и любая другая деятельность, социальная
работа представляет собой взаимодействие
субъекта и объекта (соц. работника и его
клиента), протекающих при определенных
общественных условиях. Помимо этих условий,
ее успешное осуществление определяется
тем, в какой степени соц. работник и его
клиент удовлетворяет предъявленные к
нему требования. Соц. работник должен
быть квалифицированным специалистом
в своей области, а так же обладать рядом
моральных качеств, свидетельствующих
о его гуманности. Что касается клиента
то от него требуется не только действительное
желание решить свой проблемы, он и к соц.
работнику. Иными Славами, между социальным
работником и его клиентом должно возникнуть
доверительные отношения. Основанные на
чувствии и доверии, отношения между социальным
работником и его клиентам больше всего
похожи на дружбу, они являются формой
межличностных отношений, т.е. направленные
на установление личных связей между людьми.
Дружба, однако, предполагает равенство
сторон, тогда как отношения между социальным
работником и его клиентом не равны. Действительно,
эти отношения предполагают помощь клиенту
со стороны соц. работника, но не наоборот.
Доверяя соц. работнику, клиент убежден,
что ему помогут в решении его проблем.
Его убежденность в этом являет психологическим
фактором, влияющим на эффективность социальной
работы.
Генеральная
Ассамблея ООН постановила провести в
1999г Международный год пожилых людей в
знак "... признания демографического
вступления человечества в пору зрелости
и тех перспектив, которые оно открывает
для развития более зрелых представлений
и возможностей в общественной, экономической,
культурной, и духовной жизни - не в последнею
очередь в генералах всеобщего мира и
развития в следующем столетии" [20] Цель
года определена как содействие осуществления
Принципов Организации Объединенных Наций
в отношении пожилых людей, призванных
"привести жизнь а годы, дополнения
к жизни". Эти принципы объединены в
пять групп: независимость, участие, уход,
реализация внутреннего потенциала, достоинство. Принципы
ориентированы на то, чтобы при их осуществлении
помочи людям старшего возраста всеми
полнокровную и плодотворную жизнь и обеспечить
им условия, необходимые для поддержания
или достижения удовлетворительного качества
жизни. Закрепляя особый статус пожилых
людей. Принципы ООН по существу представляют
собой одновременно свод этических норм
и рекомендаций по установлению приоритетов
в том, что касается пожилого населения.
Это служит воплощению в жизнь фундаментальных
положений. Всеобщей декларации прав человека
(1948г.) о признании достоинства, присущего
всем членам человеческой семьи, о праве
каждого на социальное обеспечения, на
социальное обеспечения, на обеспечение
по случаю наступления старости. Принципы
ООН носят рекомендательный характер,
но они могут и должны стать основополагающими
для организации соц. работы с пожилыми
людьми России, где доля граждан старшего
поколения в составе населения составляет
20.5%, городах - 16.4%; в сельской местности
- 23.3%. На 100 человек трудоспособного возраста
приходятся почти 36 человек старше трудового
возраста.[20] Такой высокий процент пожилых
людей в общей численности населения (примерно
на уровне 20%) сохранится еще долгие годы,
по расчетом, до 2010г. Предполагается, что
к 2015г. на одного работающего, а России
будет приходиться один нетрудоспособный.
Причем среди нетрудоспособных не мание
половины составляет престарелых.
Во исполнении Указа Президента РФ в России
разработана и утверждена постановлением
Правительства федеральная целевая программа
"Старшее поколение", в которой представлен
комплекс мероприятий по улучшению социального
обслуживания пожилых людей. [20] Социальное
обслуживание пенсионеров России осуществляется
на основании Федеративного закона "О
социальном обслуживании граждан пожилого
возраста инвалидов" от 4 августа 1995г.
Федерального закона "Об основах социального
обслуживания населения в РФ" от 10 декабря
1995г., Федеративного закона "О ветеранах"
от 12 января 1995г., Постановления Правительства
Р.Ф. "О Федеральном перечне гарантированных
государством социальных услуг, представленных
гражданам пожилого возраста и инвалидам
государственными и муниципальными учреждениями
социального обслуживания" от 25 ноября
1995. Указа Президента РФ "О дополнительных
мерах по реализации Федерального Закона
"О ветеранах" от 30 апреля 1996г.[17.,c.69] В
соответствии с Федеральным законодательства
определены формы соц. обслуживания пенсионеров:
на дому, включая социально - медицинское;
полустационарное в стационарных учреждениях
соц. обслуживания (домах-интернатах, пансионатах
и др. независимо от их наименования) срочное
в целях оказания неотложной помощи разового
характера остро нуждающимся в социальной
поддержке; социально-консультативная
помощь, направленная на адаптацию граждан
пожилого возраста и инвалидов в обществе,
развития опоры на собственные силы, облегчение
адаптаций к меняющимся социально-экономическим
условием. (Федеральным законом "О социальном
обслуживании граждан", ст.16) Порядок
оплаты всех видов обслуживания регламентируется
федеральным законом. Особое место в соц.
работе занимают организация помощи на
дому одиноким нетрудоспособным гражданам.
Служба помощи, ее работники, систематически
навещая одиноких, чаще всего малоподвижных
людей, в какой-то мере избавляют их от
вынужденного одиночества.
Не менее важно, что социальные работники
предлагают подопечным широкий набор
услуг. Согласно положению о центре соц.
обслуживания к ним относится: доставка
на дом продуктов питания из магазинов,
с рынка; горячих обедов из столовых, необходимых
товаров и лекарств, гуманитарной помощи;
оформления различных коммунальных и
других платежей, Сдача вещей в ремонт,
по поручению социальной работник свяжется
с нотариусом, вызовет врача, получит заказанную
ортопедическую обувь, поможет написать
письмо родственникам, оформит необходимые
документы (в том числе и для помещения
в доме - интернате), пригласит мастеров
по ремонту квартир или какой ничуть аппаратуры
(телевизор, холодильник, и т.д.) Некоторые
территориальные центры расширяют рамки
и этого довольно широкого перечня услуг. Основные
услуги на дому предоставляется бесплатно,
определенные виды услуг, не связанные
с потребителями первой необходимости,
оплачиваются пенсионерам, но при условии,
что он получает надбавку к пенсии по уходу
(размер оплаты составляет 25% от суммы
надбавки).
Средства, поступившие на обслуживание
зачисляются на счета центров, и направляется
на их развитие. Они являются значительным
подспорьем в связи с острейшим дефицитом
денежных средств, в пенсионных бюджетах.
Зачет этих поступлений приобретается
спец. одежда, обувь для социальных работников,
в сельских районах - велосипеды. [12.,c.29]
Досуг,
отдых, рекреация являются важными
факторами в жизни человека, наряду
с его производственной деятельностью.
Для людей, мало занятых в трудовой
сфере деятельности (пожилых и
инвалидов), досуг имеет огромное
значение, так как обеспечивает специальные
нужды людей с ограниченными возможностями. Досуг
подразумевает такой род занятий, который
дает человеку ощущение удовольствия,
приподнятого настроения и радости. Люди
собираются вместе для того, чтобы расслабиться,
снять стресс, разделить интересы с друзьями
и близкими, удовлетворить запросы, почувствовать
физическое и психологическое удовлетворение,
завязать общественные контакты и получить
возможность самовыражения или творческой
деятельности. Деятельность при проведении
досуга и отдыха носит следующий характер:
[9.,c26] 1. Спорт или разнообразная физическая
активность (роль зрителя, участника, тренера
или какая-либо другая организационная
спортивная деятельность) 2. Художественная
деятельность (живопись, рисование, литературное
творчество). 3. Поделки (вязание, вышивание,
плетение различных изделий и другое ручное
творчество) 4. Забота о животных. 5. Хобби
(разнообразная деятельность по интересам)
6. Клубы по интересам и др. 7. Сауны и бани. 8.
Посещение музеев, театров, галерей, экскурсии.
9. Игры (настольные игры, карты, компьютерные
игры и т.д.). 10. Развлечения (просмотр телепередач,
фильмов, чтение литературы). 11. Общение
с другими людьми (телефонные разговоры,
написание писем, приглашений, организация
и посещение вечеров и других развлекательных
мероприятий) Деятельность, связанная
с досугом и отдыхом, играет особо важную
роль в жизни людей пожилого и старческого
возраста, особенно когда их участие в
трудовой деятельности затруднено. В современных
экономических условиях пожилые занимают
в обществе маргинальное социокультурное
положение. Ограничение набора социальных
ролей и культурных форм активности сужает
рамки их образа жизни. Поэтому особое
значение придается досугу после ухода
на пенсию, когда пожилой человек должен
адаптироваться к новым условиям жизни
вне сферы продуктивной деятельности.
* Ограничение рамок досуга из-за финансовых,
транспортных и других проблем, а не вследствие
сниженных возможностей.
* Степень доступности общественного досуга
и развлечений для лиц пожилого возраста
или инвалидов.
* Возрастные ограничения в возможности
развивать навыки и способности, необходимые
для проведения досуга и отдыха, а также
в возможности развивать эти качества
с учетом адаптации к новым жизненным
условиям после выхода на пенсию.
* Атмосфера социального окружения, способствующая
участию пожилого человека в проведении
досуга и отдыха. Научность понятийного
аппарата во многом определяется его методологическим
обоснованием. Если рассматривать социальные
технологии как социологическое понятие,
то, справедливому мнению ученого С.Г.
Фурдея, они представляют собой вид социальной
теории, которая после осмысления вопросов
о качественной и количественной определенности
изучаемого явления ставит и обусловливает
вопрос о том, каким образом и в какой последовательности
возможны специфические операции с результатом
познавательной деятельности. [15.,c.52] Социальные
технологии - это совокупность способов
профессионального воздействия на социальный
объект с целью его улучшения, обеспечения
оптимизации функционирования при возможном
тиражировании данной системы воздействия. В
научной литературе выделяют различные
виды или типы социальных технологий.
Так по степени новизны различают принципиально
новые (генновационные) и традиционные
(технологии прошлого опыта). Разнообразные
типы социальных технологии можно выделить
и в зависимости от характера объекта
технологического воздействия. Когда
он определяется управленческо-организационными
аспектами, то выделяют технологии поиска
стратегии управления, персонального
менеджмента, социального прогнозирования
и д.р. Отдельные исследователи наряду
с организационно-деятельными социальными
технологиями выделяют и субъектное. В
данном случаи в роли предмета воздействия
выступают социальные субъекты, осуществляющие
сами познания или деятельность.
Специфика социального воздействия на
объект может определятся и уровнем общественных
отношений. В этой связи довольно удачной
является технология, предложенная профессором
А.Е Депеченко. Он подразделяет социальные
технологии на три группы: технологии
макросистем или макро технологией, включающие
в себя региональные подсистемы общества,
классы, партии, большие соц. группы; мезотехнологии
- технологии уровня города, Насаленного
пункта, крупного трудового коллектива;
микро технологии, которые рассчитаны
на небольшое объединение людей, общественные
процессы на микро уровни, включая технологические
процедуры самоорганизации, обеспечивающие
рациональные использования личностного
потенциала. Ряд исследователей классифицируют
социальные технологии по степени их практической
включенности в организационный процесс
технологической разработки и социального
воздействия. Так, А.И Пригобин среди социальных
технологий выделяет: кабинетные, полученные
на основе информационно - логического;
лабораторного, образованные в экспериментальных
условиях; полевые, то есть полученные
в реальной общественной среде.[5., c46] Основные
виды социальных технологий:
1. Правового обеспечения функционирования
общества.
2. Политические технологии административно-властного
регулирования.
3. Экологического функционирования общества,
развития собственности.
4. Информационного обеспечения по средствам
массовой информации, компьютерных сетей.
5. Обеспечение социального функционирования
общества. Система общих технологий включают
в себя диагностическую, профилактику,
адоптацию, реабилитацию, коррекцию, соц.
терапию, соц. экспертизу, прогнозирования,
проектирование, посредничество, консультирование,
соц. обеспечения, соц. страхование, опеку
и попечительство. В состояние научного
осмысления находится проблема методов
социальной работы. Опираясь на именующиеся
наработки в данном вопросе, можно выделить
следующие важнейшие методы: организационно-
Таким образом, подготовив пожилого пациента
для участия в досуге, патронажные работники
помогают ему интегрироваться в общественную
жизнь. Проблема интегрирования пожилых
и людей старческого возраста в социокультурную
жизнь общества предусматривает разработку
и реализацию специальных государственных
программ в сфере культурной и оздоровительной
политики.[10., c16] Спорт, активный отдых и
туризм являются важными факторами в процессе
реабилитации и адаптации пожилых. Движения,
упражнения и спорт поддерживают и восстанавливают
физическое и душевное состояние пациентов.
Кроме того, у пожилых уменьшаются осложнения,
вызванные недостатком физической активности.
Считается, что туризм более легок для
пожилых, чем спорт, и именно туризм становится
первым шагом в начале интенсивной и систематической
физической активности пациентов. Очень
важна профилактическая и реабилитирующая
роль туризма, когда существует кризис
адаптации, растет число психосоматических
заболеваний, увеличивается число людей
с инвалидностью. Туризм оказывает большое
влияние на оздоровление пожилых людей,
так как является фактором, противодействующим
гипокинезии, которая деструктивно влияет
на здоровье и психику. Двигательные ограничения
значительно снижают жизненные возможности,
служат причиной угнетения, стресса, потери
веры в себя. Спорт и туризм создают возможность
устанавливать независимые и разнообразные
контакты, которые помогают получить уверенную
и эффективную жизненную поддержку, так
необходимую пожилому человеку. Люди, вышедшие
на пенсию, могут использовать свободное
время, участвуя в общественной работе,
осуществляя различные социокультурные
программы и проекты, в том числе и туристические.
Для пожилого человека туризм предоставляет
реабилитационные возможности, повышая
интерес к жизни и увеличивая жизненную
активность. Основными занятиями пожилых
являются физические упражнения, экскурсионный
туризм, прогулки, посещение кинотеатров,
театров, концертных залов, выставок, чтение
книг, просмотр телепередач, встречи с
родственниками и друзьями, ухаживание
за растениями и животными.
Кроме спорта, туризма и других оздоровительных
мероприятий, особое место в системе социальной
реабилитации пожилых принадлежит художественно-творческой
форме активности. Осваивая музыкальные
звуки, цветовую гармонию, пластику, пожилые
постигают окружающий мир наиболее доступными
для них, легко усваиваемыми формами.
Как свидетельствует отечественный и
мировой опыт реабилитации и адаптации
лиц пожилого и старческого возраста,
досуг и отдых облегчает социальную реабилитацию,
формирует положительную мотивацию жизнедеятельности.
Своевременная реабилитация важна для
предупреждения процесса стремительного
старения, при этом необходимо стимулировать
снижающиеся функции и содействовать
возращению к различным видам деятельности,
включая досуг и активный отдых.[11., c.34] На
разных этапах жизни человека, в разных
жизненных ситуациях может доминировать
или субъективное, или объективное начало.
Человек становится клиентом социальных
служб, как правило, в ситуации доминирования
объективного начала, т.е. доминирования
пассивности, неизменности, стабильности,
одномерности существования и т.д. Клубная
работа, получившая широкое распространение,
- один из методов социально-психологической
помощи стареющим людям. Задача клуба
- удовлетворить разнообразные духовные
потребности его участников. Территорию
вокруг клуба любители садоводства могут
использовать для того, чтобы продемонстрировать
свои способности. Здесь же можно разместить
скамейки и столы под тентами. На самочувствие
пожилых членов клуба может оказать благоприятное
влияние и дизайн помещения клуба. Мебель
в клубе должна иметь нормальную высоту
- с низких и мягких кресел пожилым людям
трудно вставать. Наиболее подходящими
являются полумягкие стулья с удобными
сиденьями и спинками, снабженными подлокотник.
В состав оборудования входят также шкафы
для различных материалов, пластинки,
книги, проектор, проигрыватель, настольные
игры, стойка с ежедневной прессой. Далеко
не каждый пожилой человек стремится стать
членом клуба, а некоторые физически не
в состоянии прийти в клуб. В этом случае
основные задачи социального работника
следующие: выявление и учет одиноких
престарелых и нетрудоспособных граждан,
нуждающихся в надомном обслуживании;
установление и поддержание связи с трудовым
коллективом, в котором ранее работали
ветераны войны и труда и инвалиды; налаживание
контактов с комитетами Красного Креста,
советами ветеранов войны к труда, другими
общественными организациями для оказания
шефской помощи одиноким пенсионерам;
содействие в оформлении необходимых
документов при установлении опеки или
попечительства, а также помещении в дома-интернаты
или территориальные центры: предоставление
разнообразных услуг одиноким пенсионерам
(доставка на дом обедов, полуфабрикатов,
сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);
выполнение просьб, связанных с перепиской
с родственниками, друзьями, выполнение
других разовых поручений; организация
погребения умерших одиноких пенсионеров.[5.,c.66] Беседа
с клиентом. Первая беседа обычно имеет
цель выяснить право клиента получать
социальные услуги. Очень многое при этом
зависит от качества беседы. Беседа с клиентом
наиболее точно может быть определена
как коммуникация (общение) или взаимодействие.
Это искусство и наука. Начинающим работникам,
сталкивающимся с этой формой деятельности,
необходимо обладать знанием и пониманием
явных и тайных причин того или иного поведения
человека, т.е. мотивов поведения. Знание
этого способствует эффективности работы
и терпимости к людям. Только внимательное
выслушивание и наблюдение за тем, как
люди ищут помощи, сможет превратить объективные
факты и субъективные чувства в часть
межличностного общения, включающего
открытые и закрытые послания, их расшифровку
и реакцию на различные уровни общения.
К основным навыкам, необходимым для введения
беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале
информировать клиента о продолжительности
беседы; начинать беседу после того как
клиент понял ситуацию; стараться быть
доброжелательным, чтобы создать свободную
непринужденную атмосферу; постараться
увидеть ситуацию глазами клиента; осознать
опасность вынесения суждений, а не принятия
человека таким как он есть; развивать
навыки социального общения, например,
улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале
избегать вопросов, на которые можно ответить
«да» или «нет»; не говорить, не домысливать
за клиента; не слишком торопиться, не
суетиться и научиться справляться с паузами
и молчанием клиента (обычно это время,
когда клиент напряженно думает). Каждая
беседа обычно фиксируется на какой-то
основной проблеме такой, как например,
исследование финансовых проблем клиента,
его болезнях, обидах, взаимоотношениях
и т.д. Каждая беседа-знакомство должна
иметь четкую схему, т.е. начало, середину,
конец. Каждая последующая беседа-встреча
с клиентом должна как-то базироваться
на содержание предыдущей, при этом должны
быть использованы письменные или видеозаписи.
[5., c 67] В процессе беседы обращения к одним
и тем же трудностям или даже отрицание
их может дать работнику какой-то «ключ».
Надо обращать внимание на несоответствия
и умолчания. Например, подвергшийся насилию
человек может и не хотеть вмешательства
извне. Такие неожиданные изменения или
что клиент ассоциирует одну идею с другой,
поэтому они обе ничего не значат. Беседа-интервью
социального работника отличается от
повседневных бесед тем, что они имеют
тему, направленную на достижение конкретной
цели, временные рамки обычно бывают определены,
предполагается положительное или отрицательное
развитие взаимоотношений. Рассмотрим
последние аспект подробнее. Первая встреча
социального работника и клиента помимо
чисто информативной функции имеет, по
меньшей мере, 3 цели: стремление заключить
союз с клиентом относительно методов
лечения, т.е. социальный работник старается
понять мысли и чувства клиента; старается
вселить в клиента чувство надежды, что
он справится с ситуацией; демонстрирует
методы и формы работы. Если не принимать
эти факторы во внимание, то управление
ситуацией невозможно. Особенно это важно,
если наблюдается негативная реакция
со стороны клиента. Если клиент обладает
физическими недостатками, умственными,
слуховыми, речевыми расстройствами, то
могут понадобиться альтернативные методы
общения. Но даже и опытные работники порой
предвосхищают события или додумывают
за клиента, что он хотел бы сказать или
выразить нереально. Лучше дать клиенту
возможность говорить максимально свободно,
поскольку, если человеку дать возможность
самому рассказать свою историю, то удивительно
как скоро он сам приходит к решению своей
проблемы. Стереотипное отношение к клиенту
создает препятствия. Не стоит рассматривать
клиента как принадлежащего к определенному
классу, и т.д., так как это искажает представление
о нем и приводит к поспешным выводам:
люди слишком сложны, чувствительны и
склонны к динамике, чтобы делать о них
поспешные выводы. Нашей задачей является
выделить моменты, когда этот метод мешает
или помогает в помощи клиенту. Так, социальный
работник, задающий вопросы в подозрительной
или обвинительной манере, и не заинтересованным
или дружелюбным тоном, вызовет у клиента
чувство страха и недоверия. Слова здесь
менее важны, чем тон и манера говорящего.
Задавание большого количества вопросов
может выглядеть как допрос, а слишком
мало вопросов может помешать выявить
важные моменты.[5.,c 67] Умелое использование
вопросов - это нечто мало изученное в
практике социальной работы. Оно очень
важно, т.к. это не только сбор информации,
но и один из путей начала процесса изменения.
Репортерский тип вопросов порой может
достичь успеха, если перед корреспондентом
намеренно выдвигают аргументы оппонента
с тем, чтобы привести к изменению. Хороший
социальный работник обладает следующими
шестью качествами: симпатия или понимание
- попытка видеть мир глазами другого человека;
уважение, реагирование на проблему клиента
таким образом, чтобы передать уверенность
в том, что он сам может справиться с ней;
конкретность, четкость, чтобы тот, кто
консультируют максимально четко понимал
проблему; знание самого себя и оказание
другим помощи в познании себя; искренность,
умение вести себя естественно во взаимоотношениях
с клиентом; сиюминутность, иметь дело
именно с тем, что происходит в настоящий
момент встречи. Особую трудность для
начинающих социальных работников представляют
умение определить, какие у них могут встретиться
сложности в общении и, соответственно,
какие навыки необходимо продолжать практиковать.
Исходя из этого, при работе с клиентами
социальному работнику можно дать следующие
рекомендации: необходимо обладать знанием
и пониманием явных и тайных причин поведения
человека; иметь навык межличностного
общения; умело задавать вопросы; пытаться
устранить барьеры общения, приводящие
к непониманию. Таким образом, изучив данный
раздел видно, что социальные работники
должны уметь слушать, наблюдать и реагировать.
Обретение навыков посещения клиентов,
понимания специфики их жизни, навыки
задавания вопросов, решения проблем,
планирования действий - все это далеко
не просто. Чтобы стать опытным советчиком
(консультантом) мало быть заботливым
и понимающим, надо еще умело применять
на практике многочисленные приемы и методы
работы. Оценочный анализ. Важной чертой
работы с отдельными клиентами, в частности
с пожилыми людьми, является оценочный
анализ. Оценочный анализ - это продолжительный
процесс, целью которого является понимание
людей во взаимосвязи с окружающей их
средой: это основа планирования того,
что необходимо сделать, чтобы сохранить,
улучшить или изменить состояние человека
или окружающей его обстановки. Навык
проведения оценочного анализа, получения
результатов зависит от административного
таланта социального работника в совокупности
с навыками человеческих взаимоотношений.
Для такой работы нужен человек, который
может организовать, систематизировать
и проанализировать полученную информацию,
при этом он должен тонко чувствовать
обстановку и быть способным понять уникальность
каждой конкретной ситуации. Основные
данные, такие как факты, очень важны, но
не менее важны мысли, чувства и интуиция
социального работника. [5.,c.68] Традиционно
оценочный анализ в социальной работе
стремится следовать по пути, ведущему
к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей.
Рассмотрим модели, разделяющие цели и
средства. Хорошие практические результаты
вытекают из широкого, всеобъемлющего
оценочного анализа, а не узкого, ориентированного
лишь на социальные услуги. Такой более
широкий подход позволяет увидеть недостатки
системы услуг и возможно, устранить их.
Разумеется, анализ такого рода в отношении
пожилых людей может побудить к усовершенствованию
услуг: клиенты смогут дольше жить независимо,
качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает,
улучшится. Иллюстрацией этому может быть
такой пример: группа старых людей, которые
пренебрегали едой оттого, что у них не
было аппетита или они не могли готовить
себе сами, или забывали поесть, стали
собираться вместе в доме помощи по месту
жительства, где им выдавались обеды, и
эта служба была создана специально для
них. Оценочный анализ - это процесс отбора,
организации, разделения на категории
и синтезации данных. Он возможен в результате
систематического и тщательного рассмотрения
потребностей клиента, а не просто оказания
возможных услуг. Используемыми методами
могут быть: вопросы, самооценка, ролевая
игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники
и т.д. Оценочный анализ предполагает возможность
ошибки или предубежденного отношения
социального работника. Чтобы избежать
этого следует проводить перекрестные
проверки данных. Исходя из этого можно
рекомендовать: развивать в себе самоконтроль
при рассмотрении полученных данных; быть
способным противостоять обладающим более
высоким статусом или властью и выступать
против их мнения, если это необходимо;
рассматривать все оценки как рабочие
гипотезы, которые должны наполняться
содержанием по мере поступления информации
и знаний. Междисциплинарные оценочные
анализы. Главной целью обслуживания людей
является создание ориентированных на
конкретного человека мобильных структур,
при этом социальный работник организует
предоставление услуг независимыми, добровольными
и государственными организациями, он
также ответственен за сотрудничество
с медицинскими учреждениями и агентствами
разного рода. В связи с этим, менеджер
(тот, кто руководит работой с конкретным
клиентом) организует и координирует проведение
междисциплинарного оценочного анализа.
В случае оценки здоровья пожилых людей,
это может происходить на дому, в дневном
центре или больнице. [5.,c.68-69] Ведение записей.
Главной целью ведения записей является
улучшение качества услуг. Одной из трудностей
для начинающих социальных работников
является определить, на какой необходимой
информации им надо сосредоточиться. Неопытность
ведет к длинным отчетам, в которых много
лишнего и не хватает качественной информации.
Как минимум в записях должны содержаться:
суть проблемы или ситуации; доступные
и необходимые источники и ресурсы; кратко-,
средне-, и долгосрочные цели; план действия
и точка зрения клиента. Систематические
записи ведутся по четырем отдельным разделам:
документ оценки, карта мониторинг, формы
для периодических записей, информация
о расходах. Формы для периодических записей,
используемые каждые три месяца для проверки
процесса оказания помощи, считаются наиболее
ценными в период кризиса или перемен.
В них входят детали, касающиеся самих
проблем и достигнутых изменений, намечающиеся
изменения, деятельность социального
работника, других служб, практические
услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.
Четвертым документом является информация
о расходах. Это запись, израсходованных
социальным работником средств на оплату
помощникам, за помощь на дому, «обед на
колесах», дневной уход и уход в учреждениях.
Эта информация была поделена на тридцать
еженедельных блоков, записей. Каждая
страница охватывала стоимость содержания
каждого клиента за квартал каждого года.
Таким образом, социальные работники должны
уметь предусматривать новые потребности
тех, кто будет нуждаться в их помощи в
меняющихся социально-экономических условиях,
и обязаны проявлять гибкость в поисках
путей оптимальной реализации таких потребностей.
Насущно необходима исследовательская
работа для определения природы и масштабов
потребностей, обеспечения эффективности
программ и их экономичности без ущерба
для качества, стимулирования новых видов
услуг. Социальная помощь и поддержка
пожилых людей – одно из важнейших направлений
социальной политики государства. Но во
многом эмоциональное состояние представителей
этой возрастной группы зависит и от отношения
к ним окружающих, близких людей и людей
незнакомых. Уважение к старости, к заслугам
и возрасту пожилого человека – это показатель
культуры общества.