Социальный работник в призме профессиональных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.

Работа содержит 1 файл

Социальный работник.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

Личная порядочность социального  педагога и социального работника  заключается в обеспечении разумного  баланса, в гармонизации интересов  всех заинтересованных сторон, умении предотвратить установление приоритета одних над другими, в том числе - приоритета общества над интересами клиента и наоборот, своих личных интересов над интересами клиента  или общества.

Важным условием социальной работы является бескорыстие социального  работника и социального педагога. Социальные работники и социальные педагоги делают для своего клиента  все, что, по их мнению, необходимо для  разрешения проблемы.

Социальные работники  и социальные педагоги, являясь представителями  государственных социальных институтов, общественных неправительственных  организаций и объединений, действуют  в интересах человека, обратившегося  к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной  инструкцией.

Социальный работник и  социальный педагог не должны поддаваться  влияниям и нажимам, встречающимся  на пути их профессиональной деятельности; их долг - беспристрастно выполнять  свои профессиональные обязанности.

Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия социального  работника и социального педагога с клиентом. Именно она обеспечивает верный тон при совместной работе с человеком, который обратился  за помощью, вызывает его на откровенность  и взаимодействие. Желая добра  человеку, обратившемуся за помощью, социальный работник и социальный педагог  осуществляют необходимое руководство  его действиями, тактично указывают  на ошибки и недостатки, помогают в  решении трудных проблем или  полностью берут на себя заботу о  клиенте.

Личная порядочность социального  педагога и социального работника  гарантирует качество и эффективность  их профессиональной деятельности и  обеспечивает выполнение ими требований международного и национального  Кодексов этики социального работника  и социального педагога.

Раздел 5 
СТАНДАРТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Стандарты этического поведения  социального педагога и социального  работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами  социальной работы. Эти стандарты  не носят исчерпывающего характера.

5.1.Этическое поведение  по отношению к профессии социального  педагога и социального работника 
Социальный работник и социальный педагог: 
а) соблюдают Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их; 
б) повышают качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивают профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач; 
в) повышают статус социальной и социально-педагогической работы, защищают ее от необоснованной критики и укрепляют у людей различных социальных групп веру в ее необходимость; 
г) принимают участие и поощряют других к творческому поиску 
новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности; 
д) критически оценивают достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивают свои профессиональные и личные возможности: 
е) в доходчивой форме разъясняют окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социальной и социально-педагогической работы, как в качестве представителя этих профессий, так и в качестве представителей Союза социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.

5.2 Этическое поведение  по отношению к людям, которые  пользуются социальными услугами 
Социальный работник и социальный педагог: 
а) соблюдают принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекают его к активной совместной работе; обеспечивают конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему. 
б) ценят и уважают личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывают помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп; 
в) отдают приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважают и учитывают интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и действующего в России законодательства, предупреждают клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты; 
г) минимизируют использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано; 
д) отвергают любые формы дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

5.3 Этическое поведение  по отношению к коллегам 
Социальный работник и социальный педагог: 
а) с уважением относятся к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социальной и социально-педагогической деятельности; 
б) уважают различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях; 
в) защищают своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно; 
г) следуют советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела.

5.4. Этическое поведение  по отношению к взаимодействующим  организациям 
Социальный работник и социальный педагог: 
а) строят свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью, с учетом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального работника и социального педагога; 
б) придерживаются своих обязательств, данных взаимодействующим организациям, и добиваются от этих организаций выполнения их собственных обязательств при использовании их ресурсов на те нужды, на которые эти ресурсы предназначены; 
в) развивают командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной и социально-педагогической работы, оберегают рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.

Раздел 6: 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 
И КОММЕНТАРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Социальный работник и  социальный педагог - представители  особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая  этого взаимодействие посредством  социального развития клиента и  преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и  социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов  и правил.

Профессия «Социальная  работа» способствует реализации социальных изменений в обществе, решению проблем человеческих взаимоотношений и укреплению свободы человека и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа включается в процесс на этапе, когда люди взаимодействуют с окружающей средой. Принципы соблюдения прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы. 
Принято на встрече Международной Федерации социальных работников в Монреале, Канада, в июле 2000 г.

Социальная работа в своих  различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы  дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить  свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении  проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений  как в обществе, так и в жизни  отдельного человека, семьи, общины Социальная работа - это взаимосвязанная система  ценностей, теории и практики.

Социальная работа сформировалась на идеалах гуманизма и демократии, и эти ценности являются базовыми в отношении равенства, значимости и достоинства всех людей. С момента  зарождения социальной работы в течение  ста лет практика её сосредоточена  на удовлетворении человеческих нужд и развитии потенциала человека. Ценности социальной работы закреплены кодексами  этики профессиональных международных  и национальных организаций.

Профессия «социальная работа»  способствует развитию теорий, связанных  с человеческим бытием и поведением, а также функционированием социальных систем, для использования их для  анализа комплексных ситуаций и  стимулирования индивидуальных, организационных, социальных и культурных изменений.

Методология социальной работы базируется на систематизированном, основанном на фактах знании, полученном в результате научных исследований и анализа  практики, с учётом местной специфики  и конкретного контекста. Она  признаёт комплексность взаимоотношений  между человеческими особями  и средой обитания, способность людей  быть подверженными влиянию различных  факторов, включая биопсихологические.

Социальная работа обращается к барьерам, неравенству и несправедливости, существующим в обществе. Она даёт ответ на кризисные и чрезвычайные ситуации так же, как и на ежедневные личные и социальные проблемы. Социальная работа имеет в своём арсенале разнообразные навыки, технологии и  методы и действует исходя из целостного подхода к человеку и окружающей его среде. Социальная работа ведётся  на разных уровнях, начиная с включения  в психолого-социальные процессы человека и заканчивая социальной политикой, планированием и развитием. Под  этим подразумевается консультирование, клиническая социальная работа, групповая  работа, социальная педагогика, семейная терапия, а также помощь людям  в получении социальных услуг  и доступа к ресурсам в обществе.

В эти процессы включены управленческие структуры, организации  по месту жительства, влияющие на формирование социальной политики и экономическое  развитие. Целостный подход в социальной работе универсален, но приоритеты социальной работы могут меняться в зависимости  от специфики той или иной страны, времени, а также культурных, исторических и социально-экономических условий

Это международное определение  социальной работы и комментарии  к нему введены Международной  Федерацией социальных работников вместо прежнего определения, которое было принято в 1982 г.

Бесспорно, что в XXI веке социальная работа становится более динамичной, активно развивается, и ни одно определение  не может быть принято как истина в последней инстанции.

Раздел 7: 
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, 
НА КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРИНЦИПЫ И 
СТАНДАРТЫ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Права человека и социальная справедливость служат мотивацией и  юридическим обоснованием социальной работы. В солидарность с теми, кто  обижен судьбой, люди этой профессии  стараются преодолеть бедность, помочь уязвимым и угнетённым людям, способствовать предоставлению социальных услуг каждому  нуждающемуся.

7.1 Международная декларация  этических принципов социальной  работы. Международные этические  стандарты социальных работников, 1994 г.

Принятие этих документов откладывалось Международной Федерацией социальных работников, что было связано  с различиями в культуре, религии, традициях и истории становления  социальной работы, а также в политическом устройстве в странах, представители  которых являются членами МФСР. После  долгого обсуждения и согласования на общем собрании МФСР в 1994 году приняла  документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты», который состоит  из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические  стандарты социальных работников». Например, «Международные этические  стандарты социальной работы» содержат 5 групп стандартов: 
Стандарты этического поведения 
Взаимоотношения с клиентами 
Взаимоотношения с агентствами и организациями 
Взаимоотношения с коллегами 
Отношение к профессии.

7.2. Всеобщая декларация  прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights)

Декларация состоит из 30 статей, которые определяют основные права (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные) и свободы  всех людей. 
Декларация не имеет юридической силы, но представляет собой свод нравственных норм, которые включены во внутреннее законодательство большинства стран мира.

7.3. Международный пакт  о гражданских и политических  правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political Rights) 
Документ закрепляет следующие права:

на жизнь, свободу и  личную неприкосновенность; 
не подвергаться пыткам, и жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению; 
запрещение рабства; 
не подвергаться произвольному аресту и задержанию; 
на свободу слова, религии, собрания и ассоциаций, включая членство в профсоюзах; 
на свободу передвижения и выбора места жительства; 
голосовать на основе системы всеобщего избирательного права; 
на свободное судебное разбирательство; 
на защиту меньшинств.

7.4. Международная конвенция  о ликвидации всех форм расовой  дискриминации, 1965 г. (The Convention on the Elimination of All forms of Racial Discrimination) 
В конвенции гарантируется полная реализация принципа равенства и исключение дискриминации для каждого человека. Документ направлен на ликвидацию расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях, предупреждение и искоренение расистских теорий и практики их осуществления и создание международного сообщества, свободного от всех форм расовой сегрегации и расовой дискриминации.

7.5. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women)

Информация о работе Социальный работник в призме профессиональных отношений