Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, курс лекций
Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.
Личная порядочность социального
педагога и социального работника
заключается в обеспечении
Важным условием социальной
работы является бескорыстие социального
работника и социального
Социальные работники и социальные педагоги, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.
Социальный работник и социальный педагог не должны поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути их профессиональной деятельности; их долг - беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности.
Доброжелательность
Личная порядочность социального педагога и социального работника гарантирует качество и эффективность их профессиональной деятельности и обеспечивает выполнение ими требований международного и национального Кодексов этики социального работника и социального педагога.
Раздел 5
СТАНДАРТЫ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Стандарты этического поведения социального педагога и социального работника определяют нормы их профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.
5.1.Этическое поведение
по отношению к профессии
Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают Кодекс этики, утверждают
ценности и правила, принципы и стандарты
этического поведения, отстаивают, совершенствуют
и популяризируют их;
б) повышают качество и эффективность
социальных услуг, предоставляемых людям,
развивают профессионализм социальной
работы, привлекая непрофессиональных
помощников социальных педагогов и социальных
работников к решению посильных для них
задач;
в) повышают статус социальной и социально-педагогической
работы, защищают ее от необоснованной
критики и укрепляют у людей различных
социальных групп веру в ее необходимость;
г) принимают участие и поощряют других
к творческому поиску
новых подходов, технологий, методов и
методик социальной работы и социально-педагогической
деятельности;
д) критически оценивают достигнутые в
личной практической работе результаты,
не преувеличивают свои профессиональные
и личные возможности:
е) в доходчивой форме разъясняют окружающим
назначение, цели и задачи профессиональной
социальной и социально-педагогической
работы, как в качестве представителя
этих профессий, так и в качестве представителей
Союза социальных педагогов и социальных
работников Российской Федерации.
5.2 Этическое поведение
по отношению к людям, которые
пользуются социальными
Социальный работник и социальный педагог:
а) соблюдают принципы социальной работы
в части касающейся клиентов: принимают
человека таким, как он есть; привлекают
его к активной совместной работе; обеспечивают
конфиденциальность сотрудничества, информации
и доступ к ней; несут ответственность
за результаты своей работы с клиентом;
проявляют личную порядочность по отношению
к нему.
б) ценят и уважают личные устремления,
индивидуальные особенности, инициативу
и творческий подход клиента к совместному
с ними решению его проблем; оказывают
помощь клиентам с целью восстановления
и развития их собственных потенциальных
возможностей с соблюдением в равной степени
прав других людей и социальных групп;
в) отдают приоритет поддержке основных
интересов клиентов, но при этом уважают
и учитывают интересы и других людей; в
тех случаях, когда возникает конфликт
интересов различных клиентов или конфликт
интересов клиента и действующего в России
законодательства, предупреждают клиента
о том, что его интересы и просьбы могут
быть отвергнуты;
г) минимизируют использование юридических,
психологических, экономических или других
видов принуждения; в случаях, когда такое
принуждение неизбежно, оно должно быть
этически, профессионально и юридически
оправдано;
д) отвергают любые формы дискриминации,
основанной на национальности, сексуальных
отношениях, возрасте, вероисповедании,
семейном статусе, политической ориентации,
на умственных или физических недостатках,
привилегиях, персональных характеристиках.
5.3 Этическое поведение
по отношению к коллегам
Социальный работник и социальный педагог:
а) с уважением относятся к коллегам вне
зависимости от их специальности и специализации,
уровня профессиональной подготовки и
стажа практической работы, оказывая им
всемерное содействие для достижения
высокой эффективности их работы в области
социальной и социально-педагогической
деятельности;
б) уважают различные мнения и подходы
коллег и других специалистов, принимая
на себя ответственность за справедливость
своей критики в их адрес в различных инстанциях
и межличностных отношениях;
в) защищают своих коллег от любых форм
и видов давления со стороны клиентов,
руководства, государственных организаций
или общественных объединений в тех случаях,
когда такое воздействие необоснованно;
г) следуют советам и консультациям коллег
и наставников, если они служат интересам
дела.
5.4. Этическое поведение
по отношению к
Социальный работник и социальный педагог:
а) строят свои взаимоотношения с другими
организациями на основе доброжелательности,
ориентированности на интересы людей,
обратившихся к ним за помощью, с учетом
возможностей и назначения этих организаций
и непротиворечивости деятельности этих
организаций Кодексу этики социального
работника и социального педагога;
б) придерживаются своих обязательств,
данных взаимодействующим организациям,
и добиваются от этих организаций выполнения
их собственных обязательств при использовании
их ресурсов на те нужды, на которые эти
ресурсы предназначены;
в) развивают командные, межинституциональные
и межведомственные формы социальной
и социально-педагогической работы, оберегают
рабочую атмосферу в коллективах и командах,
поддерживая приемлемые условия для деятельности
каждого сотрудника.
Раздел 6:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
И КОММЕНТАРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ФЕДЕРАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Социальный работник и социальный педагог - представители особой, деликатной и гуманной профессии. Их профессиональное предназначение - согласование личных и общественных интересов клиентов, гармонизация этих отношений. Они выступают в роли посредника во взаимодействии личности, семьи и социума, обеспечивая этого взаимодействие посредством социального развития клиента и преобразования социума. Их деятельность строится с учетом экономического, политического, законодательного и социального контекстов и на основе моральных ценностей, принципов и правил.
Профессия «Социальная
работа» способствует реализации социальных
изменений в обществе, решению проблем
человеческих взаимоотношений и укреплению
свободы человека и его права на достойную
жизнь. Используя теории человеческого
поведения и социальных систем, социальная
работа включается в процесс на этапе,
когда люди взаимодействуют с окружающей
средой. Принципы соблюдения прав человека
и социальной справедливости являются
фундаментальными для социальной работы.
Принято на встрече Международной Федерации
социальных работников в Монреале, Канада,
в июле 2000 г.
Социальная работа в своих различных формах обращена к многостороннему, комплексному взаимодействию людей. Её миссия заключается в том, чтобы дать возможность всем людям использовать полностью свой потенциал, обогатить свою жизнь и предотвратить её разрушение. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблемы и изменениях. Социальные работники являются носителями изменений как в обществе, так и в жизни отдельного человека, семьи, общины Социальная работа - это взаимосвязанная система ценностей, теории и практики.
Социальная работа сформировалась
на идеалах гуманизма и
Профессия «социальная работа»
способствует развитию теорий, связанных
с человеческим бытием и поведением,
а также функционированием
Методология социальной работы
базируется на систематизированном, основанном
на фактах знании, полученном в результате
научных исследований и анализа
практики, с учётом местной специфики
и конкретного контекста. Она
признаёт комплексность взаимоотношений
между человеческими особями
и средой обитания, способность людей
быть подверженными влиянию
Социальная работа обращается
к барьерам, неравенству и
В эти процессы включены
управленческие структуры, организации
по месту жительства, влияющие на формирование
социальной политики и экономическое
развитие. Целостный подход в социальной
работе универсален, но приоритеты социальной
работы могут меняться в зависимости
от специфики той или иной страны,
времени, а также культурных, исторических
и социально-экономических
Это международное определение социальной работы и комментарии к нему введены Международной Федерацией социальных работников вместо прежнего определения, которое было принято в 1982 г.
Бесспорно, что в XXI веке социальная работа становится более динамичной, активно развивается, и ни одно определение не может быть принято как истина в последней инстанции.
Раздел 7:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ,
НА КОТОРЫХ СТРОЯТСЯ ПРИНЦИПЫ И
СТАНДАРТЫ ЭТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Права человека и социальная справедливость служат мотивацией и юридическим обоснованием социальной работы. В солидарность с теми, кто обижен судьбой, люди этой профессии стараются преодолеть бедность, помочь уязвимым и угнетённым людям, способствовать предоставлению социальных услуг каждому нуждающемуся.
7.1 Международная декларация
этических принципов
Принятие этих документов
откладывалось Международной
Стандарты этического поведения
Взаимоотношения с клиентами
Взаимоотношения с агентствами и организациями
Взаимоотношения с коллегами
Отношение к профессии.
7.2. Всеобщая декларация прав человека, 1948 г. (Universal Declaration of Human Rights)
Декларация состоит из
30 статей, которые определяют основные
права (гражданские, политические, экономические,
социальные и культурные) и свободы
всех людей.
Декларация не имеет юридической силы,
но представляет собой свод нравственных
норм, которые включены во внутреннее
законодательство большинства стран мира.
7.3. Международный пакт
о гражданских и политических
правах, 1966 г. (The International Covenant on Civil and Political
Rights)
Документ закрепляет следующие права:
на жизнь, свободу и
личную неприкосновенность;
не подвергаться пыткам, и жестокому, бесчеловечному
или унижающему достоинство обращению;
запрещение рабства;
не подвергаться произвольному аресту
и задержанию;
на свободу слова, религии, собрания и
ассоциаций, включая членство в профсоюзах;
на свободу передвижения и выбора места
жительства;
голосовать на основе системы всеобщего
избирательного права;
на свободное судебное разбирательство;
на защиту меньшинств.
7.4. Международная конвенция
о ликвидации всех форм
В конвенции гарантируется полная реализация
принципа равенства и исключение дискриминации
для каждого человека. Документ направлен
на ликвидацию расовой дискриминации
во всех ее формах и проявлениях, предупреждение
и искоренение расистских теорий и практики
их осуществления и создание международного
сообщества, свободного от всех форм расовой
сегрегации и расовой дискриминации.
7.5. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, 1976 г. (The Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women)
Информация о работе Социальный работник в призме профессиональных отношений