Социальный работник в призме профессиональных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.

Работа содержит 1 файл

Социальный работник.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

Социальный работник встречается  и с такими ситуациями, где конфликтные  отношения полезны для достижения целей, согласованных между социальным работником и системой клиентуры. Когда  социальный работник выступает в  интересах системы как клиента, который жалуется, к примеру, на жестокости в отношениях родителей к детям, он вступает, естественно, в конфликтные  отношения с родителями. В другой ситуации, где социальный работник защищает права клиента, он вступает в конфликтные отношения с  официальными органами.

При этом, вступая в конфликтные  отношения с официальными органами на стороне клиента, социальный работник не может жестко выдерживать ценностные ориентации социальной работы на открытость, честность и доверие в переговорах  один на один с представителями администрации. Он может применять практику и  тактику демонстраций протеста, открытой конфронтации, угроз и обращения  в суд в своих усилиях повлиять на систему мишеней (будь это отдельный  чиновник, группа сотрудников учреждения, местная организация или агентство).

Социальные работники, которые  предпочитают отношения сотрудничества, часто оказываются в положении  выбора в ситуации, когда осуществление  стратегии сотрудничества невозможно или неэффективно для достижения целей социального работника  и клиента: или согласиться на перемену стратегии, или отказаться от поставленных целей. Поэтому для  социального работника отказ  от политического поведения (то есть вынужденных отношений соглашательства (сделок) или от конфликтных отношений, или совет другим не вступать в  такие отношения), по существу означал  бы уменьшение возможностей клиентов или их заступников повлиять на систему  и отдельных лиц в попытке  изменить их поведение или отношение. И еще мало социальных работников, склонных вступать в конфликтные  отношения с системой, так как  они ограничены в своем выборе не только стратегии, но и тактики  поведения различными факторами  и препятствиями: профессиональной этикой социального работника, ценностными  ориентациями социальной работы, нанявшей его организацией или клиентурой, а также обществом в целом.

Факторы влияния  на отношения социального работника. Основными факторами, оказывающими влияние на отношения социального работника, являются намерения социального работника, согласованные с клиентом, а также цели, интересы и ожидания всех в осуществлении запланированных перемен. Под влиянием всех этих факторов меняется стиль отношений, формируемых социальным работником: сотрудничество, соглашательство, конфликт. Ощущения у тех, кто вступает в разные отношения с социальным работником, можно выразить с помощью табл. 1.

Таблица 1

Типы отношений

По результатам

По требованиям

Сотрудничество: доверие, взаимное согласие по поводу средств и границ их применения

Желательные (в свою пользу)

Небольшие (можно обойтись наличными средствами и ресурсами)

Соглашательство: отношения  соперничества с желанием обсуждать  противоречия

Не совсем выгодные для  себя

Умеренные (требуется развитие новых способностей и умений или  совершенствование уже имеющихся)

Конфликт: недоверие, несогласие относительно средств и границ их применения

Нежелательные, не в своих  интересах

Большие (требуется изменение  базового статуса, властных полномочий и контроля ресурсов)


В каждом конкретном усилии по осуществлению перемен социальный работник может действовать совместно  со многими системами: клиентуры, действия, мишеней, проводников перемен. У  него возможны разные отношения с  различными системами. Причем не только разные социальные работники занимают различные позиции в системе  социальных отношений, но и один и  тот же социальный работник вполне может занимать различные позиции  в системе: он может контролировать действия других, но в то же время  в своих действиях он под контролем  других официальных лиц. С одними социальный работник держится на равных, с другими – нет.

Структурное выделение четырех  типов систем социальной работы позволяет  социальному работнику уточнять свои позиции и цели, а также  отношения со всеми системами, с  которыми он имеет дело. Наряду с  этим, на отношения социального работника  оказывает влияние переплетение различных систем, с которыми он имеет дело для достижения определенных целей, или же наоборот – разграничение  этих систем. К примеру, если система  мишеней состоит из тех же людей, которые относятся одновременно и к системам клиентуры и действия, устанавливаются отношения сотрудничества или отношения соглашательства (так  часто получается, когда группа сотрудников  учреждения просит помощи в налаживании  морально психологического климата  в коллективе, ибо она и система  клиентуры (те, кто обратился за помощью), и система мишеней (они те же люди, на кого должны быть направлены усилия социального работника для достижения перемен), и система действия (они  те же люди, с чьей помощью и чьими  усилиями могут быть осуществлены перемены)).

Если же система мишеней  не совпадает или частично совпадает  с системами клиентуры и действия, социальный работник может, а иногда и должен вступать во все виды отношений (в том числе и конфликтные).

Однако любые отношения  могут иметь элементы сотрудничества, соглашательства, конфликтности. Если бы эти три типа отношений присутствовали в процессе социальной работы в качестве постоянных, то социальный работник и  другие системы свои отношения строили  бы на контрастных видах воздействия  друг на друга: на сотрудничестве и  на конфликте, а согласие было бы промежуточной  формой взаимодействия. Это означало бы следующее, что на стадии перехода из потенциального клиента в реального, для заключения договора о помощи и планировании процесса перемен, социальный работник вынужден начинать переговоры сразу с соглашательского типа отношений, не имея возможности непосредственно, неформально договориться (начать сотрудничество). Поэтому желательно гибкое сочетание  всего существующего спектра  типов отношений.

Социальные работники  и другие системы могут переходить в их отношениях от соглашательства  к конфликтности и, наоборот, искать пути для достижения ясности между  сторонами в процессе их взаимодействия, переводя конфликтные отношения  в сотруднические.

Очень часто проводники перемен  и их помощники прибегают к  конфликтным отношениям для достижения равновесия в переговорах с системами  социальной работы. Особенно часто  такая форма контактов встречается  при работе с системой мишеней. Ведь общественные группы или движения, представляющие систему мишеней, нередко  прибегают к драматическим действиям  перед началом переговоров о  соглашении. Это предпереговорочная фаза позволяет им демонстрировать  себя как серьезного соперника, способного применить законодательные санкции. Стратегия силового конфликта и  стратегия соглашательских перемен  – предъявляют социальному работнику  противоречивые требования и принуждают его к выбору между ними или  к поиску иной основы для слияния  этих стратегий воедино, в стратегию достижения перемен: 1) чередование и даже перемена акцента на сотрудничество или на конфликт; 2) применение противоречащих стратегий при работе с различными группами или их представителями; 3) избрание тактики снижения разногласий: отбор таких тактических ходов в процессе разрешения и прекращения конфликта, которые наименьшим образом влияют негативно на сотрудничество или выбор стратегии сотрудничества в отношениях с другой стороной.

Стиль деятельности социального работника. Относясь к социальной работе как к искусству и науке, социальный работник сочетает свои знания и умения с творчеством, спонтанными чувствами, личностными качествами и заботой о других. Ему необходимо сочетать гибкость в действиях во имя интересов клиента со своими взглядами и ценностями, с честностью и прямотой, этическими нормами и чувством собственного достоинства. Концепция “стиля деятельности” социального работника помогает высветить вопросы соотношения науки и искусства, цельности и, в то же время, гибкости в его работе с людьми.

Понятием “стиль деятельности” обозначается совокупность его личностных особенностей под  влиянием его ценностных ориентаций и предрасположений. Социальный работник не просто воспринимает различного рода отношения, а вписывает их в свой стиль действий, превращая и модифицируя их в собственные отношения и соответствующие переживания. Некоторые социальные работники в конфликтных ситуациях чувствуют себя “как рыба в воде”, другие – нет. Однако тот социальный работник, который в своей деятельности придерживается только одного стиля отношений, ограничивает и сужает свои возможности помочь клиенту (хотя только лишь на этом основании нельзя судить о квалификации социального работника).

Вместе с тем, в модифицировании  своего стиля и опыта, экспериментируя  применение новых форм отношений, социальный работник должен отдавать себе отчет  в том, как воспринимают их люди, на которых он проверяет эти новые  отношения. В этой связи большое  значение приобретает искренность  социального работника, отсутствие фальши и лицемерия в его высказываниях, его надежность в исполнении обещаний. Несмотря на самостоятельные и независимые  действия, все же социальному работнику  полезно было бы взглянуть на себя глазами других. Поэтому даже одежда играет немаловажную роль, поскольку  способна вызывать у людей определенные впечатления.

Ничто другое не вызывает такого доверия к социальному работнику, как самостоятельность и независимость  его мнений. Если нет четкости и  уверенности в представлениях о  себе самом, не стоит устанавливать  отношения с другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В связи с формированием  в России принципиально новой  системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась  потребность в соответствующих  методических разработках и кадрах социальных работников новой формации. В начале 90-х годов в стране стала создаваться адекватная материально-техническая  база и система подготовки кадров для социальной работы. Специальность  «социальная работа» была введена  в апреле 1991 года, и в этом же году «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих»  был дополнен квалификационной характеристикой  «специалист по социальной работе». После тщательного обсуждения в  профессиональной среде российскими  специалистами было выработано и  принято следующее определение  социальной работы:

Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.  

 

Раздел 3: 
ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1. Человеческое достоинство  и толерантность 
Социальный работник и социальный педагог признают ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп.

Социальные работники  и социальные педагоги: 
а) уважают основные права человека, указанные во Всеобщей Декларации ООН по правам человека и в других международных соглашениях, основанных на этой Декларации; 
б) демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми; 
в) защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности своих клиентов на основе построения толерантных отношений с ними; 
г) способствуют достижению личного благосостояния и самостоятельности клиентов, формируют и поддерживают в них уважительное отношение к правам и свободам других людей; 
д) уважают права своих клиентов в принятии решений; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации; 
е) гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения.

3.2. Социальная справедливость  и гуманизм 
Социальная справедливость и гуманизм являются ценностями социальной и социально-педагогической работы. Они предполагают: 
- справедливое и равноправное распределение ресурсов для удовлетворения основных социальных потребностей человека; 
- создание и соблюдение равных гарантированных возможностей использования потенциала государственных и общественных социальных служб, организаций и объединений; 
- обеспечение равных прав и возможностей их реализации при обращении и защите согласно закону.

Социальные работники  и социальные педагоги: 
а) выявляют и адекватно реагируют на социальные условия, которые приводят к социальным противоречиям, трудностям и страданиям людей, или препятствуют их облегчению; в меру своих возможностей и уровня профессиональной деятельности влияют на формирование социальной политики, способствующей справедливому удовлетворению социальных потребностей людей;

Информация о работе Социальный работник в призме профессиональных отношений