Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, курс лекций
Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.
Социальный работник встречается
и с такими ситуациями, где конфликтные
отношения полезны для
При этом, вступая в конфликтные
отношения с официальными органами
на стороне клиента, социальный работник
не может жестко выдерживать ценностные
ориентации социальной работы на открытость,
честность и доверие в
Социальные работники, которые
предпочитают отношения сотрудничества,
часто оказываются в положении
выбора в ситуации, когда осуществление
стратегии сотрудничества невозможно
или неэффективно для достижения
целей социального работника
и клиента: или согласиться на
перемену стратегии, или отказаться
от поставленных целей. Поэтому для
социального работника отказ
от политического поведения (то есть
вынужденных отношений
Факторы влияния
на отношения социального
Таблица 1
Типы отношений |
По результатам |
По требованиям |
Сотрудничество: доверие, взаимное согласие по поводу средств и границ их применения |
Желательные (в свою пользу) |
Небольшие (можно обойтись наличными средствами и ресурсами) |
Соглашательство: отношения соперничества с желанием обсуждать противоречия |
Не совсем выгодные для себя |
Умеренные (требуется развитие
новых способностей и умений или
совершенствование уже |
Конфликт: недоверие, несогласие относительно средств и границ их применения |
Нежелательные, не в своих интересах |
Большие (требуется изменение базового статуса, властных полномочий и контроля ресурсов) |
В каждом конкретном усилии
по осуществлению перемен
Структурное выделение четырех
типов систем социальной работы позволяет
социальному работнику уточнять
свои позиции и цели, а также
отношения со всеми системами, с
которыми он имеет дело. Наряду с
этим, на отношения социального
Если же система мишеней
не совпадает или частично совпадает
с системами клиентуры и
Однако любые отношения могут иметь элементы сотрудничества, соглашательства, конфликтности. Если бы эти три типа отношений присутствовали в процессе социальной работы в качестве постоянных, то социальный работник и другие системы свои отношения строили бы на контрастных видах воздействия друг на друга: на сотрудничестве и на конфликте, а согласие было бы промежуточной формой взаимодействия. Это означало бы следующее, что на стадии перехода из потенциального клиента в реального, для заключения договора о помощи и планировании процесса перемен, социальный работник вынужден начинать переговоры сразу с соглашательского типа отношений, не имея возможности непосредственно, неформально договориться (начать сотрудничество). Поэтому желательно гибкое сочетание всего существующего спектра типов отношений.
Социальные работники и другие системы могут переходить в их отношениях от соглашательства к конфликтности и, наоборот, искать пути для достижения ясности между сторонами в процессе их взаимодействия, переводя конфликтные отношения в сотруднические.
Очень часто проводники перемен
и их помощники прибегают к
конфликтным отношениям для достижения
равновесия в переговорах с системами
социальной работы. Особенно часто
такая форма контактов
Стиль деятельности социального работника. Относясь к социальной работе как к искусству и науке, социальный работник сочетает свои знания и умения с творчеством, спонтанными чувствами, личностными качествами и заботой о других. Ему необходимо сочетать гибкость в действиях во имя интересов клиента со своими взглядами и ценностями, с честностью и прямотой, этическими нормами и чувством собственного достоинства. Концепция “стиля деятельности” социального работника помогает высветить вопросы соотношения науки и искусства, цельности и, в то же время, гибкости в его работе с людьми.
Понятием “стиль деятельности” обозначается совокупность его личностных особенностей под влиянием его ценностных ориентаций и предрасположений. Социальный работник не просто воспринимает различного рода отношения, а вписывает их в свой стиль действий, превращая и модифицируя их в собственные отношения и соответствующие переживания. Некоторые социальные работники в конфликтных ситуациях чувствуют себя “как рыба в воде”, другие – нет. Однако тот социальный работник, который в своей деятельности придерживается только одного стиля отношений, ограничивает и сужает свои возможности помочь клиенту (хотя только лишь на этом основании нельзя судить о квалификации социального работника).
Вместе с тем, в модифицировании
своего стиля и опыта, экспериментируя
применение новых форм отношений, социальный
работник должен отдавать себе отчет
в том, как воспринимают их люди,
на которых он проверяет эти новые
отношения. В этой связи большое
значение приобретает искренность
социального работника, отсутствие
фальши и лицемерия в его
Ничто другое не вызывает такого
доверия к социальному
Раздел 2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В связи с формированием в России принципиально новой системы социальной защиты и обслуживания населения, отвечающей новым условиям развития российского общества, появилась потребность в соответствующих методических разработках и кадрах социальных работников новой формации. В начале 90-х годов в стране стала создаваться адекватная материально-техническая база и система подготовки кадров для социальной работы. Специальность «социальная работа» была введена в апреле 1991 года, и в этом же году «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе». После тщательного обсуждения в профессиональной среде российскими специалистами было выработано и принято следующее определение социальной работы:
Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.
Раздел 3:
ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1. Человеческое достоинство
и толерантность
Социальный работник и социальный педагог
признают ценность каждого человека и
его право на реализацию своих способностей,
на достойные условия жизни и благосостояние,
на свободный выбор жизненной позиции
с условием, чтобы права одного человека
не препятствовали реализации интересов
и прав других людей или групп.
Социальные работники
и социальные педагоги:
а) уважают основные права человека, указанные
во Всеобщей Декларации ООН по правам
человека и в других международных соглашениях,
основанных на этой Декларации;
б) демонстрируют уважение и доброжелательное
отношение ко всем людям и уважают убеждения
своих клиентов, их ценности, культуру,
цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения
и связи с другими людьми;
в) защищают и поддерживают их достоинство,
учитывают индивидуальность, интересы
и социальные потребности своих клиентов
на основе построения толерантных отношений
с ними;
г) способствуют достижению личного благосостояния
и самостоятельности клиентов, формируют
и поддерживают в них уважительное отношение
к правам и свободам других людей;
д) уважают права своих клиентов в принятии
решений; гарантируют клиентам непосредственное
участие в процессе принятия решений на
основе предоставления полной информации,
касающейся конкретного клиента в конкретной
ситуации;
е) гарантируют защиту своим клиентам
в целях их безопасности, а также безопасности
их социального окружения.
3.2. Социальная справедливость
и гуманизм
Социальная справедливость и гуманизм
являются ценностями социальной и социально-педагогической
работы. Они предполагают:
- справедливое и равноправное распределение
ресурсов для удовлетворения основных
социальных потребностей человека;
- создание и соблюдение равных гарантированных
возможностей использования потенциала
государственных и общественных социальных
служб, организаций и объединений;
- обеспечение равных прав и возможностей
их реализации при обращении и защите
согласно закону.
Социальные работники
и социальные педагоги:
а) выявляют и адекватно реагируют на социальные
условия, которые приводят к социальным
противоречиям, трудностям и страданиям
людей, или препятствуют их облегчению;
в меру своих возможностей и уровня профессиональной
деятельности влияют на формирование
социальной политики, способствующей
справедливому удовлетворению социальных
потребностей людей;
Информация о работе Социальный работник в призме профессиональных отношений