Социальный работник в призме профессиональных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, курс лекций

Описание работы

Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.

Работа содержит 1 файл

Социальный работник.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

б) соблюдают социальную справедливость и равноправно распределяют социальные ресурсы, проводят социально-педагогическую работу. Целью этой работы является расширение выбора и возможностей для  всех клиентов, в том числе, для  неимущих, социально уязвимых или  угнетенных, или для тех людей, кто нуждается в специфической  помощи;

г) ведут активную работу по улучшению деятельности социальных институтов, политических структур, конкретных политических лидеров и местных  руководителей с целью устранения нарушений гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека;

д) убеждают каждого клиента  в том, что их действия не продиктованы предубеждениями против кого-либо (человека или какой-либо группы), включая происхождение, этническую и культурную принадлежность, класс, статус, пол, сексуальную ориентацию, возраст, физическое состояние, верования;

е) ведут практическую работу, направленную на развитие возможностей клиента, помогают отдельным личностям, семьям, группам, сообществам в их стремлении к разрешению социальных проблем своими силами, способствуют их позитивной самореализации, самостоятельности  выбора и улучшению социального  благосостояния;

ж) развивают участие добровольцев, прежде всего, из числа молодежи в  совершенствовании социальной и  социально-педагогической работы, социальных процессов и социальных услуг, поддерживают деятельность общественных организаций  и объединений социальной направленности, в том числе, посредством личного  участия в них.

3.3 Компетентность 
Компетентность (профессионализм) является ценностью социальной работы и социально-педагогической деятельности, которая обеспечивает качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды в целом и 
- обеспечивает принадлежность социального педагога и социального работника к их профессиональной группе; 
- определяет возможность их быстрого профессионального роста и привлечения для решения более сложных задач клиента; 
- побуждает к постоянному повышению уровня профессионализма, освоению новых знаний, развитию навыков и умений практической деятельности, глубокого понимания ценностей социальной работы и освоению методов научного исследования процессов социальной среды.

Социальные работники  и социальные педагоги: 
а) изучают, используют, распространяют и применяют знания, умения и навыки в практике социальной и социально-педагогической работы; 
б) постоянно повышают уровень своего профессионализма, поддерживают и расширяют свою компетентность в целях повышения качества услуг, осуществляя при этом поиск и оценку новых подходов и практических методов (методик, технологий) в своей деятельности; 
в) участвуют в научном поиске причин ущемления социальных интересов конкретных людей и социальных групп в целом, выявляют их характер и определяют пути их предупреждения и преодоления; 
г) принимают участие в образовательном процессе совместно сосвоими коллегами, студентами и практикантами, публикуют свой опыт разрешения конкретных социальных проблем клиентов или ситуаций на основе соблюдения принципа конфиденциальности; 
ж) признают рамки своей компетентности и не выходят за их пределы в ситуациях, где требуется более высокий уровень решения проблемы; ставят перед руководством вопрос о необходимости дальнейшего повышения своего профессионализма.

Социальный работник и  социальный педагог не имеют права  использовать свои профессиональные знания, навыки и умения, а также отношения  с клиентом в личных целях. Они  должны избегать связей и отношений, которые идут во вред клиентам; никогда  и ни при каких обстоятельствах  не должны вступать в сексуальные  отношения с ними.

3.4 Социальная активность, мобильность и гибкость 
Социальная активность, мобильность и гибкость являются ценностью социальной работы и предполагают взаимосвязанную деятельность социального педагога и социального работника с человеком, обратившимся к ним за помощью. Вместе с тем, социальный работник и социальный педагог действуют не только по обращению. В тех случаях, когда им становится известно о негативных ситуациях в жизни конкретного клиента (индивида, семьи, группы лиц), они тактично и осторожно входят в контакт с ним, предлагая свою помощь в совместном разрешении этих ситуаций. Кроме того, изучая социум, они прогнозируют возможные негативные ситуации и стремятся предотвратить их возникновение.

Социальные работники  и социальные педагоги: 
а) оказывают помощь людям, находящимся в критических ситуациях, с целью совместного разрешения их социальных проблем, восстановления их жизненных сил и социального статуса, перевода их в социально-стабильные группы населения, предупреждают повторные кризисные ситуации; 
б) работают с каждым человеком своей социальной среды (территории профессиональной ответственности) и его семьей с целью оказания им помощи по предупреждению возникновения у них кризисных ситуаций, способствуют мобилизации жизненных сил, перевода в социально-перспективные группы населения; 
в) помогают и поддерживают людей, их семьи, относящиеся к перспективным группам населения, в сохранении этого социального статуса и полной реализации возможностей каждого клиента; 
г) обеспечивают единство и взаимосвязь познавательной деятельности (изучение клиентов, социума, социальных процессов в нем, исследовательская работа по поиску причин социальных конфликтов), преобразовательной (оказание практической помощи всем нуждающимся людям, семьям и другим группам) и образовательной деятельности (подготовка студентов, обмен опытом с коллегами, обучение клиентов и т.д.).

Раздел 4: 
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

4.1. Принятие человека  таким, каков он есть 
Клиентом социальной работы может быть отдельный человек или группа лиц (например, семья), которые имеют индивидуальные и групповые особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть принятым и выслушанным любым социальным работником независимо от ведомственной принадлежности или занимаемой должности. Каждый клиент имеет право на получение помощи в улучшении социальной ситуации, в которой он находится, при этом социальным педагогом и социальным работником ему обеспечивается личная безопасность при соблюдении принципа «не навреди». Социальный педагог и социальный работник при решении проблем жизненной ситуации клиента ориентируются на разумный характер его требований, учитывая, что мерой является степень гармонизации отношений клиента и общества в их взаимодействии. Главной задачей в практически любой ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем.

Ни негативные личные качества, физические недостатки, психические  отклонения, ни вероисповедание, сексуальная  ориентация или расовая принадлежность, ни социальная неприспособленность, ни предрассудки и предубеждения - ничто  не может служить основанием в  отказе человеку в помощи социальным педагогом и социальным работником, причиной для любой формы дискриминации  клиента. Все специфические особенности  клиента должны быть учтены при принятии решения на оказание ему социальной помощи.

4.2. Уважение права клиента  на принятие самостоятельного  решения на любом этапе совместных  действий 
Уважение права клиента на принятие решения есть проявление уважения и соблюдение его прав. Человек, обратившийся за помощью к социальному педагогу и социальному работнику, имеет те же права, что и все остальные люди. Социальный педагог и социальный работник не могут оказывать помощь человеку (или группе лиц) без его согласия с их планом действий. Клиент имеет право отказаться от предложенного варианта действий, от продолжения уже начатой работы, если его мнение или ситуация в силу каких-либо причин изменились. Он имеет право на изменение своих взглядов, позиций, убеждений.

Вне зависимости от степени  рациональности (иррациональности) поступков  клиента социальный педагог и  социальный работник не могут принуждать его (морально или материально, психологически или физически) следовать их профессиональной логике. Только доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы  действующего законодательства, возможности  системы социальной защиты населения  и других социальных институтов, профессиональный опыт социального работника и  социального педагога являются инструментом их воздействия на клиента. 
Клиент имеет право отказаться от взаимодействия на любом этапе совместной работы с уверенностью в сохранении конфиденциальности сведений о нем.

4.3. Конфиденциальность сотрудничества  социального работника и социального  педагога с клиентом 
Конфиденциальной (доверительной, не подлежащей разглашению) информацией является все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также все остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Они должны гарантировать ему эту конфиденциальность и принять все меры для ее обеспечения.

Социальный работник и  социальный педагог должны поставить  клиента в известность о том, что та или иная информация должна будет передана другим работникам данного  социального института (социальной службы), их руководству для принятия оптимального решения на более высоком  административном уровне по запрашиваемой  клиентом социальной помощи. Также  они обязаны сообщить клиенту  о необходимости привлечь сторонние  организации, близких лиц клиента, его соседей, представителей общественных организаций и юридических лиц, и передать им необходимую информацию. В любом случае такая информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет  отношение к решению его проблем.

При согласии клиента на передачу части согласованной информации другим лицам или организациям социальный работник (социальный педагог) должен предупредить их об условиях конфиденциальности: конфиденциальность не имеет сроков давности.

Нарушение конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента: для его  жизни, здоровья, материального благополучия, психического состояния. При этом нарушение  конфиденциальности должно сопровождаться предварительным извещением клиента  о вынуждающих к этому условиях, об обязанностях и ответственности  социального работника и социального  педагога.

4.4. Полнота информирования  человека о предпринимаемых в  его интересах действиях 
Соблюдение принципа защиты прав клиента обусловливают обязанность социального педагога и социального работника информировать человека, обратившегося к ним за социальной помощью, обо всех действиях, предпринимаемых ими для решения его проблем.

Социальный работник и  социальный педагог ответственны за полноту, качество и своевременность  предоставления клиенту всей необходимой  для него информации.

Информирование клиента  необходимо в целях создания благоприятных  условий для активизации его  личностного потенциала.

Кроме того, недостаток информации может отрицательно сказаться и  на качестве принимаемого клиентом решения, так как он, не зная всех обстоятельств  и фактов, может принять ошибочное  решение, которое приведет к результату, противоположному цели социальной работы и его личным интересам. Учитывая, что в социальной и социально-педагогической работе решаются вопросы, связанные  с судьбой человека, с гармонизацией  его отношений с обществом, с  улучшением условий его жизнедеятельности, клиент имеет полное право знать  обо всех действиях, которые предполагается предпринять с его участием или  без его участия.

Учитывая, что взаимодействие человека (клиента), специалиста (социального  работника и социального педагога) и общества (социума) строится на основании  партнерских отношений, то каждый из них, в том числе, клиент, должен обладать статусом полноправного субъекта этого  взаимодействия, а, значит и правом на инициативу, уважение достоинства  и полноту информации.

Социальные работники  и социальные педагоги должны предупреждать  возникновение ситуаций конфликта  интересов, которые могут влиять на их профессиональную тактичность, на успешность решения социальных проблем  человека, обратившегося за помощью.

Если такой конфликт возникает, они должны объявить об этом и принять  необходимые меры, гарантируя, что  это не принесет ущерб профессиональным отношениям. Социальные работники и  социальные педагоги должны помогать отдельному человеку, семьям, группам  и сообществам находить пути для  взаимоприемлемого решения возникающих  проблем или согласования и уравновешивания  конфликтующих или конкурирующих  потребностей и интересов.

4.5. Ответственность социального  работника и социального педагога  за результаты своей деятельности 
Социальный работник и социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несут личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия.

Социальный работник (социальный педагог) несет ответственность  и перед обществом за результаты своей деятельности. Он призван не только гармонизировать отношения  своего клиента и его социальной среды, но и восстановить, повысить социальный статус этого человека, снизившийся в силу ряда объективных  или субъективных причин, помочь восстановить его активную личную и социальную жизнедеятельность.

Социальный работник (социальный педагог) несет ответственность  и перед собой и своей семьей. Постоянное его участие в разрешении множества проблем своих клиентов, проживание вместе с ними их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию», снижению порога эмоциональной восприимчивости, ослаблению эмпатии, развитию цинизма. Каждый социальный педагог и социальный работник обязан уметь защищать себя и в личных интересах, и в интересах  своих клиентов.

Социальные педагоги и  социальные работники несут ответственность  и перед своей профессией, повышая  ее престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном и  межгрупповом общении в различных  видах и типах социума, обеспечивая  ее притягательность для молодежи и  интеграцию молодых специалистов в  профессии социального работника  и социального педагога.

При этом важно учесть, что  в условиях взаимодействия общества, клиента и социального работника (социального педагога) вся ответственность  за результаты такого взаимодействия не может быть возложена только на работника социальной сферы. Нецелесообразно  ожидать только от социального работника  и социального педагога их личной ответственности за отдаленные результаты совместных с клиентом действий и  за их последствия: когда задача решена, связь с клиентом может быть утрачена; клиент вправе самостоятельно воспользоваться  результатами совместной с социальным работником деятельности для решения  своих актуальных проблем; результат  находится в зависимости от характера  этих проблем и морального облика самого клиента и может быть различным.

4.6. Порядочность социального  работника и социального педагога  во взаимодействии с клиентом 
Порядочность социального педагога и социального работника является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов клиента и его социального окружения; профессионального сообщества социальных работников и социальных педагогов, общества в целом. Интересы одних не могут превалировать над интересами других, реализовываться в ущерб кому-либо.

Информация о работе Социальный работник в призме профессиональных отношений