Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:29, курс лекций
Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.
Тема 4. Социальный работник в призме профессиональных отношений
Позиции и цели влияния социального работника играют наиболее важное значение при выборе типа отношений с различными системами, с которыми ему приходится сталкиваться. Эти отношения выступают в качестве среды и средств осуществления им своего влияния. С этой целью необходимо сделать обзор общих элементов профессиональных отношений социального работника.
Общие элементы профессиональных отношений. Несмотря на то, что социальные работники используют различные типы отношений с различными системами, существуют общие признаки профессиональных отношений в отношении межличностного взаимодействия. Поэтому, когда речь идет о профессиональных отношениях, то следует учитывать эти общие признаки. Выделяется три общих признака.
Первый признак свидетельствует о том, что формирование отношений социального работника обусловлено профессиональными целями. Это в повседневной жизни формирование отношений может быть самоцелью (отношения ради отношений), а в деятельности социального работника отношения формируются ради целей запланированных перемен.
Второй признак указывает, что в профессиональных отношениях социальный работник на первое место ставит не собственные интересы, а потребности, интересы, ожидания других людей.
И, наконец, третий признак подчеркивает, что социальный работник строит отношения на базе объективности и осознания своей ответственности, позволяющей ему отвлечься от собственных забот и эмоциональных состояний для того, чтобы вчувствоваться в заботы и потребности других.
Разумеется, в своей деятельности социальный работник испытывает как чувство удовлетворения, так и фрустрации, но обычно он сосредотачивается на проблемах вне своего внутреннего мира, вне своих тревог и забот. Социальный работник, вовлеченный в конфликт на работе, представляет исключение, так как обычно он лично заинтересован в успехе системы, поэтому его личные и профессиональные интересы совпадают.
Социальные работники
уполномочены системой клиентуры и
организациями, которые создают
и содержат социальные службы. Эта
система санкционирования деятельности
социального работника вправе ожидать
от него применения его знаний и
умений для обеспечения бескорыстных
услуг клиентам в их интересах. От
него ожидают приверженности и преданности
идеалам служения людям, а не собственным
и частным выгодам. В тех странах,
где система социальных служб
существует давно, разработаны специальные
профессиональные нормы, которыми руководствуются
и регулируются действия каждого
социального работника. Например, в
США – это организация НАСР
(национальная ассоциация социальных
работников). Для ее сотрудников
действует целая система
Социальный работник
тоже человек и может проявлять
эмоциональные реакции при
Социальный работник
может использовать собственные
реакции и эмоции в качестве основы
для оценки отношения и поведения
индивидов и групп в
Часто социальные работники имеют дело с людьми, сомневающимися по поводу того, стоит или не стоит выносить на общественное рассмотрение свои личные проблемы. К примеру, научные исследования в Великобритании показали, что эта проблема заслуживает пристального изучения. При исследовании выяснялись следующие моменты: 1) почему некоторые люди не обращаются за помощью к неофициальным системам – семье, друзьям, соседям – относительно их личных проблем; 2) что думают люди, которые уже обращались за помощью к неофициальным источникам, о том, как была оказана эта помощь; 3) почему люди неохотно обращаются за помощью к социетальным источникам социальной поддержки; 4) какие, по их мнению, преимущества люди получают в результате обращения за помощью к социетальным источникам.
Выяснилось, что многие люди
неохотно обращались за помощью к
семье и друзьям, потому что смущались
или боялись потерять свое лицо в
представлениях о себе семьи или
друзей, боялись необходимости
С другой стороны, как стало
ясно, клиенты, которые неохотно обращались
за помощью к социальным агентствам,
убедились, что такая помощь была
полезной. Они признавали, что социальные
работники – это люди, с которыми
можно разговаривать
Типы отношений социального работника. Отношения можно рассматривать как эмоциональные связи между социальным работником и клиентом или системами, действующими в атмосфере сотрудничества (преобладающей атмосфере), или же согласия, или же конфликта.
Сотрудничество. Как правило, социальные работники вступают с клиентами в отношения сотрудничества, так как сущность заключения трудового договора или контракта проявляется в соглашении между социальным работником и клиентом относительно целей процесса перемен и методов их достижения. Отношения сотрудничества с клиентами облегчаются ценностными ориентациями социальной работы, которые подчеркивают независимость и демократизм в принятии решения. Люди более охотно воспринимают усилия, направленные на достижение перемен и даже, если это необходимо, идут на риск, поскольку они сами санкционировали эти усилия, помогли установить цели перемен, а если к тому же люди почувствовали доверие к социальному работнику, то они и сами способны добиваться больших результатов в осуществлении перемен.
Отношения сотрудничества с
клиентами, у которых возникли и
остаются нерешенными проблемы межличностного
социального функционирования, обычно
рассматриваются в терминах создания
проводником перемен приемлемой
атмосферы в процессе его общения
с клиентами. Такая атмосфера
усиливает чувство доверия, добавляет
честности в отношения между
клиентами и социальными
Таким образом, недавние исследования
показали, что действительно
Отношения сотрудничества, строясь на доверии и взаимном соглашении о средствах и результатах перемен, возможны во многих различных ситуациях: 1) когда социальный работник и семья согласны поработать вместе в целях оказания влияния на проблемы, возникшие у семьи и местной школы; 2) когда школьный социальный работник помогает учителю повлиять на ученика в классе, который разваливает там дисциплину; 3) когда социальный работник в агентстве благосостояния ребенка встречается с группой беременных незамужних женщин в целях оказания помощи в выборе альтернативного выхода из ситуации; 4) когда в работе с социальным агентством защиты здоровья социальный работник помогает координировать услуги умственно отсталым; 5) когда социальный работник агентства помощи семье ставит задачу перед работниками своего агентства: обсудить программу работы агентства с семьями, озабоченными тем, что подростки употребляют лекарственные препараты во вред себе. Примеров таких ситуаций может быть огромное множество.
Поэтому, если социальный работник воспринимается как лицо, заинтересованное в достижении тех же целей, что и другая сторона, и высказывает желание сотрудничать (а по иному не может и быть), сотрудничество становится возможным.
Заключение соглашений. Когда социальный работник вступает в первичный контакт со своими потенциальными клиентами, или с системой мишеней, или с системой действия, его отношения с ними находятся на стадии заключения соглашений. Особенность этой стадии в том, что каждая сторона прощупывает намерения другой стороны, уточняет взаимные требования и ожидания, а также выясняет, какие результаты должны быть получены. Если этот предварительный тест подтверждает надежность условий достижения конечного результата, соглашение заключается в форме контракта и отношения сотрудничества продолжаются.
Отношения между договаривающимися сторонами на этой фазе напоминают поведение сторон в торговой сделке: каждая желает иметь что-то взамен того, в чем уступает другой стороне (кому хороший климат в коллективе, а кому деньги; кому жилищные удобства, а кому авторитет населения и т.д.). При этом каждая сторона проявляет готовность скорее уступить в чем-либо, чем отказаться от попытки достичь соглашения.
Социальные работники и другие системы отношений вступают в переговоры относительно заключения соглашений по четырем основаниям, которые выражают общий интерес договаривающих сторон:
1) выработанные обществом культурные нормы и ценности предполагают как минимум сотрудничество и стремление одолеть противоречия (благодаря такой ценностной ориентации социальный работник имеет возможность уговаривать многих на участие в решении одной проблемы, затрагивающей интересы всех в той или иной мере, даже в случаях, когда стороны не доверяют друг другу и преследуют разные цели);
2) на стадии заключения соглашений появляется возможность выяснить скрытые резервы, обеспечивающие необходимые перемены (например, ряд агентств может согласиться на участие в деятельности нового отделения банка, если в обмен на представление ему служебной площади они смогут пользоваться его фондами);
3) различия в статусах и властных полномочиях договаривающихся систем может затруднить достижение соглашения. Можно облегчить его путем перераспределения на определенное время властных полномочий между этими системами;
4) стороны с неодинаковыми властными полномочиями и положением в обществе могут вступать в соглашения на основании закона (к примеру, на такой основе заключаются соглашения между инспектором по делам условно осужденных и обвиняемых, освобождаемых из под стражи под честное слово, поскольку оба могут находиться в отношениях сотрудничества).
Общественные группы содействия во главе с социальным работником, пытающиеся договориться с местными учреждениями и организациями, часто испытывают большие затруднения из-за отсутствия достаточных властных полномочий, не предусмотренных статусом. Официальные органы наделены такими полномочиями и властны принимать решения, тогда как общественность вынуждена “толпиться у ворот”. Но для достижения соглашений необходимо хоть какое-либо равноправие. Оно достигается с помощью трех моментов: 1) угрозы разоблачения чиновников, занимающих ответственные должности, но допускающих злоупотребления; 2) угрозы разоблачения имиджа чиновника, надевшего личину благообразия, а на самом деле ведущего распутный образ жизни; 3) использования всех допустимых легальных средств обращения в вышестоящие официальные органы с указанием нарушений закона, допущенных их подчиненными в нижестоящих инстанциях.
Таким образом, если обобщить
все вышесказанное выводом о
том, что социальный работник становится
вовлеченным в отношения
Конфликтные отношения. Когда согласовательные отношения разрушаются и стороны не в состоянии достичь компромисса, если на лицо противостояние между осознаваемыми различиями в целях и требованиях двух сторон, возникают конфликтные отношения.
Они становятся неизбежными, если совместные для социального работника и системы клиентуры цели перемен выглядят угрожающими и воспринимаются ею как требующие чрезмерно больших перемен в ее функционировании. Конфликты неизбежны также, если отсутствуют условия для установления согласовательных отношений после применения усилий по обеспечению перемен или не появляется желания обсуждать противоречия и различия в подходах.
Конфликтные отношения требуют
от социального работника такой
тактики вмешательства, в которой
превалируют состязание и угроза
разрыва всяких отношений. Состязательность
и разрыв отношений по своему происхождению
коренятся в соревновании за власть.
Статусное положение
Информация о работе Социальный работник в призме профессиональных отношений